Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.

Задачи исследования:
изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование процесса формирования

толерантности …………………………………………………………..6
Теоретические основы исследования проблемы формирования

толерантности………………………………………………………………...
Особенности психического развития младших школьников.....................

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию

толерантности у учащихся начальной школы………………………

2.1. Содержание работы с младшими школьниками по формированию

толерантности………………………………………………………………

2.2. Способы и формы организации работы по воспитанию толерантности

у учащихся начальной школы……………………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский Городской Педагогический Университет»

Кафедра теории и истории педагогики 
 

Кисанова  Анастасия Юрьевна 
 

Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Специальность: «Педагогика и методика начального образования»

(3 курс, очная форма обучения) 
 
 

Научный руководитель:                                                                            

Кандидат педагогических наук,                                                                  Дубрович

профессор                                                                             Серафим Владимирович 
 

Зав. кафедрой:                                                                                                                              
 

                                                                 
 

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...3 

ГЛАВА 1. Теоретическое  обоснование процесса формирования

                   толерантности …………………………………………………………..6

    1. Теоретические основы исследования проблемы формирования  

    толерантности………………………………………………………………...

    1. Особенности  психического развития младших школьников.....................

ГЛАВА  2. Опытно – экспериментальная работа по формированию

                   толерантности  у учащихся начальной школы………………………

2.1.   Содержание работы с младшими  школьниками по формированию

         толерантности………………………………………………………………

2.2.   Способы и формы организации  работы по воспитанию толерантности 

         у учащихся начальной школы…………………………………………… 

Заключение……………………………………………………………………….

Список  литературы……………………………………………………………...

Приложение……………………………………………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ

        Бытует мнение, что  по природе своей дети могут быть и часто бывают – жестокосердны и нетерпимы. Педагог не должен и не может соглашаться с определением «по природе своей»,  так как каждый ребенок, даже самый маленький – это конкретная личность, которая развивается в конкретных исторических условиях общественных отношениях. Жизнь в обществе развивает у человека способность и потребность служить общественным и созидательным целям. Часто эти цели связаны с решением конкретных задач и проблем. Одна из них представляет серьезную и весьма значительную угрозу правам человека, демократии и миру. Это проблема интолерантности, нетерпимости.

        Вспыхнувшие региональные конфликты и взрывы враждебности между народами  привели к распаду стран и серьезным переменам в политической карте мира. По всему миру прокатилась волна межгрупповых столкновений религиозной вражды и этнических конфликтов, которые стали предметом всеобщего внимания. Сегодня эта ненависть выплеснулась в общественном поведении, в политических движениях, средствах массовой информации. Теперь разрешение споров, примирением враждующих сторон и восстановление социальной жизни – наиболее сложная проблема из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги. Им уже не уклониться от исторических реалий, от необходимости участвовать в процессах примирения.

        Конфликты, усугубленные проблемами нищеты, усилили темпы  миграции, увеличили число беженцев, ищущих приюта, работу в тех странах  и регионов,  которые до недавнего  времени были монокультурными. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы в школах стала требование взаимопонимания между людьми различных культур. Для многих школ новые обстоятельства стали источником сложных проблем. Межкультурному взаимопониманию необходимо учить. Примирению необходимо учить.  

Актуальность  темы. Во-первых, в современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, требующих своего решения.  Одна из них  – это нетерпимость людей друг к другу,  обусловленная гипертрофированным, то есть чрезмерно преувеличенным, ощущением собственной ценности, личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением к мнениям, отличающимся от своего. В этой связи дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, школа просто обязаны уделять решению этой проблемы наибольшее внимание.

        Во-вторых, с каждым годом в школу приходит все  большее количество детей разных национальностей. Это дети из семей  беженцев, вынужденных переселенцев, жертв национальных конфликтов. И очень важно донести до всех учащихся мысль, что разные индивидуальные качества людей, составляют многообразный, интересный мир, который необходимо познавать и принимать.

        В-третьих, в настоящее  время большое количество детей  младшего школьного возраста испытывает неустойчивые, дискомфортные состояния, затрудняющие выполнение школьных требований,  трудности в общении с педагогами и сверстниками. Привитие на этом возрастном этапе им основ толерантности раскрывает в дальнейшем возможности диалога, при котором педагог не в запретительном, а в рекомендательном стиле помогает ребенку видеть не только себя в окружающем мире, но и мир, окружающий его. Таким образом, воспитание толерантных взаимоотношений относится к формированию коммуникативных отношений.

        И, наконец, извечные житейские неурядицы, стремительный темп  жизни, социальные проблемы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия в обществе – вот многие, хотя далеко не все причины отсутствия толерантности у современных детей.

        Таким образом, сегодня, когда в нашем обществе много  агрессии и непримиримости, необходимо формировать новую культуру отношений,

построенную на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести отказ от насилия, добровольность выбора, искренность убеждений, признание, принятие, понимание  других людей, уважение к ним. Из всего сказанного следует, проблема воспитания толерантности, проблема  нашего исследования   – каковы педагогические условия, способствующие эффективному формированию толерантности с учетом особенностей образовательного процесса начальной школы?

        Цель  исследования — определить и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию толерантности у учащихся в образовательном процессе начальной школы.

        Объект  исследования — учебно-воспитательный процесс начальной школы.

        Предмет исследования — педагогические условия формирования толерантности у учащихся начальной школы.     

        Задачи  исследования:

    1. изучить состояние проблемы толерантности в педагогической теории и практике;
    2. экспериментально определить эффективность педагогических условий формирования толерантности у учащихся начальной школы;
    3. разработать методические рекомендации по реализации условий формирования толерантности.

     Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования); эмпирические (диагностические: наблюдение, беседа, тестирование). 
 

  ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

        1.1.Теоретические основы исследования проблемы формирования толерантности

        Слово «толерантность»  в последнее время приобрело  большую популярность. Однако его значение неоднозначно, а поэтому требует подробного разъяснения. Данное слово происходит от латинского  tolerantis , которое буквально означает «терпение, выносливость».

        Сама идея толерантности  имеет древнюю историю, возникла еще в глубокой античности – как решение проблемы отношения к религиозным меньшинствам, и постепенно религиозная толерантность положила начало всем другим свободам, которые были достигнуты в обществе. Примечательно то, что данное понятие используется в самых разных областях знания: этике, психологии, политике, философии, медицине, педагогике и других.

        В разных языках понятие  «толерантность» имеет синоним  «терпимость»  В словаре В.И.Даля слово «терпимость» трактуется как  свойство или качество, способность, что или кого-либо терпеть « только по милосердию, снисхождению». В XIX в.  глагол «терпеть» насчитывал множество лексем (26) и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. («Толковый словарь русского языка» В.Даля. М., 1998). Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.

        Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных  словарях. В «Толковом словаре  русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (М., 1994) категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

        Аналогичным образом  толкуют данное понятие и большинство  современных словарей. Толерантность  рассматривается как способность  терпеливо или снисходительно относиться к другому, к его инакодействию ( в позитивном смысле) или инакомыслию.

        Определение толерантности  содержится в Краткой философской  энциклопедии: «Толерантность – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению  к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и осознания надежности собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции»

        Еще одно полное определение, раскрывающее саму суть толерантности, дано в словаре по этике: «Толерантность – моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждения, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и т.д. без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Является формой уважения к другому человеку, признания за ним права на собственные убеждения, на то, чтобы быть иным, чем я».

        В современной философской литературе в понятии «толерантность» выделяется множество типов. Так, В.А. Лекторский рассматривает четыре возможные модели  толерантности.

          Первая модель – «толерантность как безразличие». В этом случае толерантность выступает как безразличие к существованию разных взглядов, как неважных, перед лицом основных проблем, с которыми общество имеет дело.

        Вторая модель – «толерантность как невозможность взаимопонимания».  Она выступает здесь как уважение к другому и в то же  

время как невозможность понимать и взаимодействовать с ним.  Это касается религиозных взглядов, специфических ценностей той или иной культуры.

Информация о работе Педагогические условия формирования толерантности у детей младшего школьного возраста