2. Научная
ориентация труда руководителя
Особенности
управления современным дошкольным
учреждением
Управление
рассматривается как специфическая
область человеческой деятельности,
в рамках которой решаются
определенные цели организаций.
Управление
- деятельность управляющей подсистемы,
заключающейся в выработке управляющего
воздействия и его осуществления
и направленная на эффективное
достижение цели деятельности
системы в целом.
Управленческая
деятельность в различных сферах
профессионального труда, несмотря
на различия в объектах и
субъектах управления, имеет много
сходного. Подобное заключение следует
из того, что в любой социальной
системе центральным звеном выступает
конкретный человек со своими
самобытными особенностями и
в то же время типичными
признаками.
С другой
стороны, общие закономерности
и основные принципы управления
являются главными и определяют
содержание управленческой деятельности,
какую бы сферу общественной
жизни она не обслуживала.
Управленческая
деятельность представляет собой,
с одной стороны, совокупность
последовательно выполняемых должностными
лицами органов управления работ,
объединенных единством цели
и общностью решаемых задач
по управлению, с другой - совокупность
тесно связанных между собой
организационных форм работы, и
управленческих функций.
Управление
современным дошкольным образовательным
учреждением - это научно обоснованное
воздействие на коллектив воспитателей,
обслуживающего персонала, детей,
родителей и общественность в
целях оптимального решения проблем
воспитания и обучения детей
дошкольного возраста.
Труд руководителя
дошкольным учреждением включает
в себя все компоненты управленческого
цикла, профессиональное осуществление
каждого из которых имеет большое
значение в обеспечении эффективности
деятельности учреждения. Управление
современным дошкольным учреждением
складывается из правильного
выбора целей и задач, изучения
и глубокого анализа достигнутого
уровня воспитательной работы, системы
рационального планирования; выявления
и распространения передового
педагогического опыта и использования
достижений педагогической науки
в подготовке воспитателей к
работе с детьми; эффективного
контроля и проверки исполнения.
Управленческая
деятельность по своему содержанию
сложная и многоплановая. Современная
социально-экономическая ситуация
предъявляет множество требований
как к самому субъекту управления
— менеджеру, так и к объекту
управления - отдельной личности, группе,
организации.
Менеджером
принято называть человека, профессионально
осуществляющего функции управления
на основе современных научных
методов руководства. Среди менеджеров
образования специалисты выделяют
три группы (уровня). К первой группе
(высший уровень) относится административный
персонал образовательных учреждений
и органов управления образованием.
Вторую группу (средний уровень)
составляют руководители методических,
юридических, финансово-экономических
и иных служб системы образования.
Третью ступеньку этой иерархии
занимает педагог как организатор
управления учебно-познавательной
деятельностью детей.
Осуществлять
руководство педагогической деятельностью,
педагогическим процессом - наиболее
сложное из управленческих занятий,
так как руководитель выступает,
с одной стороны, как исследователь
людских ресурсов организации,
с другой - генератор передового
педагогического опыта работы
и руководства, достижений науки
и практики. Специфика труда заключается
в том, что и предметом, и
продуктом его выступает информация.
В современных
условиях к управлению педагогическим
коллективом предъявляются строгие
требования и, прежде всего,
направленность на социальный
аспект, а именно проявление лояльности
к работающим; создание атмосферы,
способствующей раскрытию способностей;
использование методов, обеспечивающих
удовлетворенность работой.
Методы управления.
Виды управленческих функций.
Методы управления
— это система способов и
приемов воздействия субъекта
управления на объект управления
для достижения определенного
результата.
В. И. Мухин
отмечает, что существуют несколько
подходов и классификаций методов
управления, однако по наиболее
распространенной классификации
они делятся на три группы.
Первую группу
составляют экономические методы
управления, основанные на социально-экономических
законах и закономерностях развития
объективного мира — природы,
общества и мышления; использование
этих методов основано на системе
экономических интересов личности,
коллектива и общества.
Вторую группу
составляют социально-психологические
методы управления, основанные на
формировании и развитии общественного
мнения относительно общественно
и индивидуально значимых нравственных
ценностей - добра и зла, сути
жизни, нравственных начал в
обществе, отношений к личности
т. д.
Третья группа
представлена организационно-распорядительными
методами управления, основанными
на правах и ответственности
людей на всех уровнях хозяйствования
и управления (часто эти методы
называют административными).
Основой
административных методов управления
являются организационные отношения,
которые включают в себя отношения
прав и ответственности, властности,
компетентности.
Организационно-распорядительные
методы достаточно разнообразны
по своей природе, однако их
можно классифицировать по направлениям
воздействия (распорядительные, организационно-стабилизирующие,
дисциплинирующие), а также по
характеру управляющего воздействия
(краткосрочные, имеющие юридическую
форму оперативных организационных
команд и длительные, в виде
административных актов длительного
действия). При этом все организационно-распорядительные
методы должны применяться системно
и в комплексе.
Управление
современными организациями многими
исследователями в области теории
управления рассматривается как
процесс, потому что работа
по достижению целей организации
- это не единовременное действие,
а непрерывная серия взаимосвязанных
действий (процессный подход). Каждое
из этих взаимосвязанных действий
само по себе является процессом
и называется функцией управления.
В настоящее
время получил широкое распространение
подход, основанный на объединении
всех в четыре основные функции,
которые применимы ко всем
организациям. Согласно этому подходу
процесс управления состоит из
взаимосвязанных функций планирования,
организации деятельности, мотивации
и контроля. Эти четыре первичные
функции управления объединены
связующими процессами коммуникации
и принятия решений и представляют
собой управленческий цикл.
Ни одно
из действий в организационных
системах не начинается без
соответствующего решения руководителя,
так как эти действия несут
не только материальную, но и
юридическую нагрузку. Поэтому управленческому
решению в деятельности руководителя
и в процессе управления вообще
принадлежит особое место.
Управленческое
решение - это программа действий,
выраженная в директивной форме.
Всякое решение определяет цель,
средства достижения цели (материальные,
трудовые, финансовые, моральные), а
также формы координации всех
сил, участвующих в достижении
этой цели.
Решения
принимаются при наличии какой-либо
проблематичной ситуации и выполняют
ряд функций: направляющую (целеполагание),
обеспечивающую (определение путей
и средств достижения), координирующую
и организационную (определение
порядка и режима деятельности),
стимулирующую (меры поощрения).
Управленческие
решения различаются по степени
охвата и сложности их реализации,
по назначению и месту в
функционировании ДУ, по объему
содержащихся в них рекомендаций
и указаний.
Так можно
выделить следующие условные
группы:
1. Перспективные решения
(определяющие пути развития ДУ
на относительно длительный период).
К ним относятся нормативно-организационные,
связанные с регламентацией всего
распорядка текущей деятельности
ДОУ (правила внутреннего распорядка,
Устав ДОУ, графики работы сотрудников,
должностные инструкции и т.
д.). В эту же группу входят
решения перспективно-принципиального
характера, связанные с определением
деятельности на конкретный период
(планы, решения педсовета, смета).
2. Текущие решения
(на достижение ближайших целей).
К этой группе относятся оперативно-распорядительные
решения, принимающиеся при наличии
каких-либо отклонений от нормы
(распоряжения, приказы), а также
хозяйственно-распорядительные решения,
касающиеся финансовых и материальных
проблем.
Все управленческие
решения имеют общие черты:
ответ на вопрос, как, в какой
последовательности, какими средствами
и методами, в какой срок необходимо
решить проблему. Управленческие
решения должны быть научно
обоснованны, своевременны, отличаться
четкостью исполнения, лаконичностью,
ясностью и строгостью формы.
В выработке
управленческого решения можно
выделить четыре этапа:
1. Выявление проблем
и определение цели. Каждое действие
должно основываться на знании
обстановки.
2. Четкое изложение
сформулированной цели и задач
решения, условий для его исполнения,
определение роли каждого исполнителя.
В итоге
появляется письменное изложение
основных позиций решения, которое
может быть изменено.
3. Доведение до
сведения исполнителей, обнародование
решения, мотивировка в необходимости
его исполнения.
4. Окончательная устная
и письменная корректировка решения,
придание ему официального значения
посредством «перевода» в приказ,
распоряжение и т. д. Организация
его исполнения.
Решения
в современных условиях, особенно
творческого, перспективного характера,
не могут быть выработаны лично
руководителем. Принятие решения
представляет собой деятельность,
направленную на оценку всех возможных
альтернатив и выбор одной из них. Следовательно,
принятие решения — это выбор того, как
и что планировать, организовывать, мотивировать
и контролировать.
Отличаясь
друг от друга по содержанию,
все направления деятельности
заведующего ДОУ имеют общую
последовательность в своей реализации:
постановка цели, определение задач,
разработка плана, распределение
заданий, определение ответственных,
инструктаж, получение информации
о ходе выполнения задач, контроль,
учет, анализ.
Охарактеризуем
кратко основные функции управления.
Функция
планирования отвечает на три
следующие вопроса: на каком
уровне развития находится учреждение
в конкретный момент, в каком
направлении учреждению следует
развиваться в ближайшем будущем
и каким образом это будет
происходить. Целью планирования
является разработка рационального
плана на основе выработанного
решения. Организация деятельности
- это одна из функций управления,
предназначенная для создания
реальной системы людских и
технических, финансовых, материальных
и других ресурсов, дающая возможность
людям эффективно взаимодействовать
и работать вместе для достижения
общих целей. Сущность функции
мотивации состоит в том, чтобы
члены организации добросовестно
выполняли работу в соответствии
с делегированными им обязанностями
и сообразуясь с планом. Особое
положение занимает среди функций
управления контроль, по результатам
которого должна производиться
коррекция и решения, и плана,
и системы целевых организаций,
созданных для достижения цели
учреждения.
Функции
управления: планирование, организация,
мотивация и контроль связаны
между собой с помощью информации.
Информация необходима для принятия
решения, реализации принятого
решения, т. е. планирования, организации,
мотивации и контроля. Коммуникация
(процесс обмена информацией)
является связывающей функцией
управления. Управление современным
учреждением предполагает создание
множества линий коммуникации, пронизывающих
учреждение как по вертикали,
так и по горизонтали.