Педагогический анализ как функция в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

Педагогический анализ информации предусматривает изучение обоснованности и применение различных способов, средств для достижения поставленных перед ДОУ целей, объективную оценку результатов педагогического процесса, выработку мер по переводу ДОУ в новое качественное состояние. Чётко организованная система анализа позволяет планомерно и оперативно управлять воспитательно-образовательным процессом в детском саду, оценивать уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, развития детей. Но создать такую систему непросто.

Вложенные файлы: 1 файл

Пед анализ.docx

— 29.34 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

      2. Научная  ориентация труда руководителя

 

      Особенности  управления современным дошкольным  учреждением

 

      Управление  рассматривается как специфическая  область человеческой деятельности, в рамках которой решаются  определенные цели организаций.

      Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего  воздействия и его осуществления  и направленная на эффективное  достижение цели деятельности  системы в целом.

      Управленческая  деятельность в различных сферах  профессионального труда, несмотря  на различия в объектах и  субъектах управления, имеет много  сходного. Подобное заключение следует  из того, что в любой социальной  системе центральным звеном выступает  конкретный человек со своими  самобытными особенностями и  в то же время типичными  признаками.

      С другой  стороны, общие закономерности  и основные принципы управления  являются главными и определяют  содержание управленческой деятельности, какую бы сферу общественной  жизни она не обслуживала.

      Управленческая  деятельность представляет собой,  с одной стороны, совокупность  последовательно выполняемых должностными  лицами органов управления работ,  объединенных единством цели  и общностью решаемых задач  по управлению, с другой - совокупность  тесно связанных между собой  организационных форм работы, и  управленческих функций.

      Управление  современным дошкольным образовательным  учреждением - это научно обоснованное  воздействие на коллектив воспитателей, обслуживающего персонала, детей,  родителей и общественность в  целях оптимального решения проблем  воспитания и обучения детей  дошкольного возраста.

      Труд руководителя  дошкольным учреждением включает  в себя все компоненты управленческого  цикла, профессиональное осуществление  каждого из которых имеет большое  значение в обеспечении эффективности  деятельности учреждения. Управление  современным дошкольным учреждением  складывается из правильного  выбора целей и задач, изучения  и глубокого анализа достигнутого  уровня воспитательной работы, системы  рационального планирования; выявления  и распространения передового  педагогического опыта и использования  достижений педагогической науки  в подготовке воспитателей к  работе с детьми; эффективного  контроля и проверки исполнения.

      Управленческая  деятельность по своему содержанию  сложная и многоплановая. Современная  социально-экономическая ситуация  предъявляет множество требований  как к самому субъекту управления  — менеджеру, так и к объекту  управления - отдельной личности, группе, организации.

      Менеджером  принято называть человека, профессионально  осуществляющего функции управления  на основе современных научных  методов руководства. Среди менеджеров  образования специалисты выделяют  три группы (уровня). К первой группе (высший уровень) относится административный  персонал образовательных учреждений  и органов управления образованием. Вторую группу (средний уровень)  составляют руководители методических, юридических, финансово-экономических  и иных служб системы образования.  Третью ступеньку этой иерархии  занимает педагог как организатор  управления учебно-познавательной  деятельностью детей.

      Осуществлять  руководство педагогической деятельностью,  педагогическим процессом - наиболее  сложное из управленческих занятий,  так как руководитель выступает,  с одной стороны, как исследователь  людских ресурсов организации,  с другой - генератор передового  педагогического опыта работы  и руководства, достижений науки  и практики. Специфика труда заключается  в том, что и предметом, и  продуктом его выступает информация.

      В современных  условиях к управлению педагогическим  коллективом предъявляются строгие  требования и, прежде всего,  направленность на социальный  аспект, а именно проявление лояльности  к работающим; создание атмосферы,  способствующей раскрытию способностей; использование методов, обеспечивающих  удовлетворенность работой.

 

      Методы управления. Виды управленческих функций.

 

      Методы управления  — это система способов и  приемов воздействия субъекта  управления на объект управления  для достижения определенного  результата.

      В. И. Мухин  отмечает, что существуют несколько  подходов и классификаций методов  управления, однако по наиболее  распространенной классификации  они делятся на три группы.

      Первую группу  составляют экономические методы  управления, основанные на социально-экономических  законах и закономерностях развития  объективного мира — природы,  общества и мышления; использование  этих методов основано на системе  экономических интересов личности, коллектива и общества.

      Вторую группу  составляют социально-психологические  методы управления, основанные на  формировании и развитии общественного  мнения относительно общественно  и индивидуально значимых нравственных  ценностей - добра и зла, сути  жизни, нравственных начал в  обществе, отношений к личности  т. д.

      Третья группа  представлена организационно-распорядительными  методами управления, основанными  на правах и ответственности  людей на всех уровнях хозяйствования  и управления (часто эти методы  называют административными).

      Основой  административных методов управления  являются организационные отношения,  которые включают в себя отношения  прав и ответственности, властности, компетентности.

      Организационно-распорядительные  методы достаточно разнообразны  по своей природе, однако их  можно классифицировать по направлениям  воздействия (распорядительные, организационно-стабилизирующие,  дисциплинирующие), а также по  характеру управляющего воздействия  (краткосрочные, имеющие юридическую  форму оперативных организационных  команд и длительные, в виде  административных актов длительного  действия). При этом все организационно-распорядительные  методы должны применяться системно  и в комплексе.

      Управление  современными организациями многими  исследователями в области теории  управления рассматривается как  процесс, потому что работа  по достижению целей организации  - это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных  действий (процессный подход). Каждое  из этих взаимосвязанных действий  само по себе является процессом  и называется функцией управления.

      В настоящее  время получил широкое распространение  подход, основанный на объединении  всех в четыре основные функции,  которые применимы ко всем  организациям. Согласно этому подходу  процесс управления состоит из  взаимосвязанных функций планирования, организации деятельности, мотивации  и контроля. Эти четыре первичные  функции управления объединены  связующими процессами коммуникации  и принятия решений и представляют  собой управленческий цикл.

      Ни одно  из действий в организационных  системах не начинается без  соответствующего решения руководителя, так как эти действия несут  не только материальную, но и  юридическую нагрузку. Поэтому управленческому  решению в деятельности руководителя  и в процессе управления вообще  принадлежит особое место.

      Управленческое  решение - это программа действий, выраженная в директивной форме.  Всякое решение определяет цель, средства достижения цели (материальные, трудовые, финансовые, моральные), а  также формы координации всех  сил, участвующих в достижении  этой цели.

      Решения  принимаются при наличии какой-либо  проблематичной ситуации и выполняют  ряд функций: направляющую (целеполагание), обеспечивающую (определение путей  и средств достижения), координирующую  и организационную (определение  порядка и режима деятельности), стимулирующую (меры поощрения).

      Управленческие  решения различаются по степени  охвата и сложности их реализации, по назначению и месту в  функционировании ДУ, по объему  содержащихся в них рекомендаций  и указаний.

      Так можно  выделить следующие условные  группы:

   1. Перспективные решения  (определяющие пути развития ДУ  на относительно длительный период). К ним относятся нормативно-организационные,  связанные с регламентацией всего  распорядка текущей деятельности  ДОУ (правила внутреннего распорядка, Устав ДОУ, графики работы сотрудников,  должностные инструкции и т.  д.). В эту же группу входят  решения перспективно-принципиального  характера, связанные с определением  деятельности на конкретный период (планы, решения педсовета, смета).

   2. Текущие решения  (на достижение ближайших целей). К этой группе относятся оперативно-распорядительные  решения, принимающиеся при наличии  каких-либо отклонений от нормы  (распоряжения, приказы), а также  хозяйственно-распорядительные решения,  касающиеся финансовых и материальных  проблем.

      Все управленческие  решения имеют общие черты:  ответ на вопрос, как, в какой  последовательности, какими средствами  и методами, в какой срок необходимо  решить проблему. Управленческие  решения должны быть научно  обоснованны, своевременны, отличаться  четкостью исполнения, лаконичностью,  ясностью и строгостью формы.

      В выработке  управленческого решения можно  выделить четыре этапа:

   1. Выявление проблем  и определение цели. Каждое действие  должно основываться на знании  обстановки.

   2. Четкое изложение  сформулированной цели и задач  решения, условий для его исполнения, определение роли каждого исполнителя.

      В итоге  появляется письменное изложение  основных позиций решения, которое  может быть изменено.

   3. Доведение до  сведения исполнителей, обнародование  решения, мотивировка в необходимости  его исполнения.

   4. Окончательная устная  и письменная корректировка решения,  придание ему официального значения  посредством «перевода» в приказ, распоряжение и т. д. Организация  его исполнения.

      Решения  в современных условиях, особенно  творческого, перспективного характера,  не могут быть выработаны лично  руководителем. Принятие решения  представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них. Следовательно, принятие решения — это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.

      Отличаясь  друг от друга по содержанию, все направления деятельности  заведующего ДОУ имеют общую  последовательность в своей реализации: постановка цели, определение задач,  разработка плана, распределение  заданий, определение ответственных,  инструктаж, получение информации  о ходе выполнения задач, контроль, учет, анализ.

      Охарактеризуем  кратко основные функции управления.

      Функция  планирования отвечает на три  следующие вопроса: на каком  уровне развития находится учреждение  в конкретный момент, в каком  направлении учреждению следует  развиваться в ближайшем будущем  и каким образом это будет  происходить. Целью планирования  является разработка рационального  плана на основе выработанного  решения. Организация деятельности - это одна из функций управления, предназначенная для создания  реальной системы людских и  технических, финансовых, материальных  и других ресурсов, дающая возможность  людям эффективно взаимодействовать  и работать вместе для достижения  общих целей. Сущность функции  мотивации состоит в том, чтобы  члены организации добросовестно  выполняли работу в соответствии  с делегированными им обязанностями  и сообразуясь с планом. Особое  положение занимает среди функций  управления контроль, по результатам  которого должна производиться  коррекция и решения, и плана,  и системы целевых организаций,  созданных для достижения цели  учреждения.

      Функции  управления: планирование, организация,  мотивация и контроль связаны  между собой с помощью информации. Информация необходима для принятия  решения, реализации принятого  решения, т. е. планирования, организации,  мотивации и контроля. Коммуникация (процесс обмена информацией)  является связывающей функцией  управления. Управление современным  учреждением предполагает создание  множества линий коммуникации, пронизывающих  учреждение как по вертикали,  так и по горизонтали.

Информация о работе Педагогический анализ как функция в ДОУ