Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:19, контрольная работа
Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор ха-рактера воздействия, в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспита¬ния, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Введение .3
Глава 1. Историческое начало педагогической технологии. .4
1.1 Современные педагогические технологии 7
1.2 Характеристика элементов педагогической технологии 10
Глава 2. Педагогическое разрешение и создание конфликта.................. 14
2.1 Дополнительные элементы педагогической тзхнологии 19
2.2 Технология разрешения конфликтной ситуации 20
Заключение..........................%.. .24
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально-педагогическая
академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра педагогики
Контрольная работа по практической педагогике на тему: «Педагогический конфликт»
студента III курса
заочной формы обучения
исторического факультета
направления подготовки
«Социально-экономическое
образование»
Костерина
Александра Владимировича
№ зачетной книжки: 08041
Домашний адрес:
г. Тобольск,
мкр.7, д. 11, кв.51
преподаватель:
ст. преподаватель Н.А. Палихова
Тобольск -2010
Введение .3
Глава 1. Историческое начало педагогической технологии. .4
Глава 2. Педагогическое разрешение и создание конфликта.................. 14
Заключение....................
Список литературы. .25
2
Введение
Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор характера воздействия, в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспитания, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.
Цель изучить технологии разрешения конфликта.
Слово "технология" применительно к воспитанию вошло в лексикон педагогической науки тогда, когда внимание специалистов обратилось к искусству воздействия на личность ребенка. В энциклопедическом словаре дается такое определение технологии: " Задача технологии как науки -выполнение физических, химических, механических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономических производственных процессов ". [4, 37]
Объектом исследования являются педагогические технологии.
Между тем это слово, пришедшее к нам от греков, если судить по составляющим его корням, было рассчитано на более универсальное использование технос - искусство, мастерство, логос - учение.
Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков.
Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности. Предметом исследования являются: использование технологии разрешения конфликтной ситуации в общеобразовательной школе.
з
Глава 1. Историческое начало педагогической технологии
Когда педагог строит воздействие на ребенка, он должен учитывать множество параметров: эмоционально-психологическое состояние, общий уровень культурного и возрастного развития, сформированности отношений, духовное и интеллектуальное развитие и др. В итоге на основе внешних проявлений формируется первоначальное представление о личности ребенка, которое во многом определяет характер педагогического воздействия.
Внешняя выразительность как источник познания личности интересовала ученых и философов с древних времен. Такие, как Гиппократ (IV в. до н.э.). Аристотель (IV в. до н.э.) предлагали использовать мимику и пластику для определения темперамента. Диалоги великого философа Сократа с учениками содержат множество примеров искусного прикосновения к личности, когда ему удастся не только повлиять на отношения своих собеседников, но и стимулировать работу мысли, включая их в дискуссию, научить производить самокоррекцию.
Чешский мыслитель-гуманист Я.Коменский тоже занимался проблемой прикосновения к личности ученика: " Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем ". [9, 23]
Идеи воспитания, высказанные в античности, в средневековье, получили свое дальнейшее развитие в трудах педагогов более позднего периода.
Основоположник педагогики в России К.Д. Ушинский разработал теорию педагогики, использовал законы философии, истории, анатомии, физиологии и др. наук.
Шацкий СТ. используя влияние среды на воспитанника, расширил горизонты педагогической технологии, хотя и не пользовался этим термином. Рассуждая о специфике школьных занятий, Шацкий СТ. отмечал не-
4
обходимость совершенствования и повышения их воспитательного значения путем "наполнения ценностью" любой деятельности, организуемой на уроке.
А,С. Макаренко в своих работах уже свободно использовал термин "педагогическая техника" и использовал понятие "педагогическая технология". В деле воспитания, как он замечал, сохраняется период, при котором успех зависит только от мастерства и энтузиазма педагога: " Воспитательное дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое" ("Педагогические сочинения", т.З). [7, 42]
В.А. Сухомлинский делал ставку на "индивидуальное своеобразие каждой личности". Всякое воздействие на личность, должно развивать ее, поэтому педагогу надо избегать наказания детей, школа и унижение ребенка несовместимы.
В 60-е годы педагогическая технология обретает статус официального существования. Особый вклад в изучение педагогической технологии внесли Короткое В.М., Лихачев Б.Т. С точки зрения педагогической технологии, принципиальные положения эти ученые сформировали в общих правилах применения метода педагогического воздействия:
3) доведение этого воздействия до конца.
Дальнейшее развитие педагогической технологии связано с определением компонентов педагогического мастерства. Учебное пособие по теории и методике коммунистического воспитания указывает на компоненты педагогического мастерства:
1) психолого-педагогическую эрудицию;
5
Педагогическая техника понимается здесь как "разнообразные приемы личного воздействия учителя на школьников".
Воспитание как явление можно рассматривать с разных точек зрения: социальной, профессиональной, методической и т.д. Социальная позиция ставит комплекс ценностей, которые необходимо передать ребенку. Для этого требуется специальная подготовка учителя, чтобы он мог оперировать этими ценностями, чтобы он сам был их носителем.
Профессиональный подход рассмотрения этой проблемы говорит о теоретически возможной модели педагога на основе его личных качеств, а также знаний, умений и навыков. [3, 57]
При использовании термина "технология" практически все педагоги отмечают сложность педагогического порядка. Сегодня в педагогике и педагогической литературе широко используется термины "педагогическая техника" и "педагогическая технология".
'
1.1 Современные педагогические технологии
Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Воспитание- это объективный процесс, который совершается в обществе независимо от воли и желания педагога. Развитие личности не прекращается ни на минуту. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону "восхождения" ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия. "Если воспитание постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобрела в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Очевидно, что ознакомление с различными вариантами жизненного устройства не исчерпывает проблему воспитания. Таким образом:
Взаимодействие педагога и учащихся в высоком значении этого слова предполагает нечто большее, чем взаимное влияние друг на друга. Для осуществления взаимодействия необходимо принятие собеседниками друг друга как равноправных субъектов этого общения, что на практике в системе "учитель- ученик" встречается не так часто. Педа-
7
готическое воздействие, выступающее как короткий миг общения или продолжительное влияние, обеспечивает реализацию функций в соответствии с воспитательной целью. При анализе педагогического воздействия следует исходить из его назначения как начального момента взаимодействия учителя с учеником. Иными словами, основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ученика на позицию субъекта, отдающего себе отчет в собственной жизни.
Реализация этих функций педагогического воздействия обеспечивается педагогической технологией, которая научно обосновывает профессиональный выбор воздействия педагога на ребёнка в его взаимодействии с миром, формирует у него отношение к этому миру. Сущность педагогической технологии выявляется через систему необходимых и достаточных элементов, связанных между собой и имеющих внутреннюю логику.
Чтобы определить слагаемые педагогической технологии, необходимо ответить на ряд вопросов:
- какие общие и специфические
функции каждого элемента.
Педагогическое общение, имеющее
направленность на "откры
тие ученика в общении"
через создание психологически комфортных
условий для раскрытия его как личности.
Педагогическая оценка,
обеспечивающая функции "внесения образа"
на уровне социальной
нормы, стимулирования деятельности и
коррекции отклонений, воз
можна на фоне воплощения
оценки, не воспринимаемая учеником как
оценка, а осуществляемой скрытым порядком.
[12, 43]
Педагогическое требование - ещё один технологический элемент. Посредством него осуществляется восхождение субъекта на
8
уровень современной культуры. Получение в результате приучение к социальной норме является его индивидуальность в поведении. [2, 62]
Следующий технологический элемент - конфликт. Конфликт как всякого рода противоречие между субъектами требует обозначения этих противоположных взглядов. Вместе с тем, педагог не настаивает, а лишь предлагает вариант отношения и поведения и ставит проблему выбора, как поступить в этой ситуации. [8, 73]
Педагогический конфликт разрешается при реализации функций " снятия психического напряжения".
В данной системе слагаемых педагогической технологии особое место занимает такой элемент, как педагогическая техника.
Педагогическая техника преломляет реализацию всех остальных элементов, искажая или выпрямляя, усиливая или ослабляя их влияние. Для реализации каждого из этих элементов педагогического воздействия, имеющего свои специфические функции, на практике используется не весь возможный набор, а выбираются отдельные операции, характерные именно для этого преподавателя.
Таким образом, формирование ребенка как субъекта происходит при положительном подкреплении в его адрес, высказывании скрытой оценки, при безусловности требуемой нормы. Выявленные элементы, с обозначенными функциями и определенными операциями, составляют сущность педагогической технологии. Однако этим содержание педагогической технологии не ограничиваются: дополнительные элементы, такие как психологический климат, групповая деятельность, педагогическая реакция на поступок, носят обобщающий или частный характер.
9
1.2Характеристика элементов педагогической технологии
Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие.
В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции.
Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить - значит "установить степень, уровень, качество чего-нибудь". Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.