Педагогический конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 14:19, контрольная работа

Краткое описание

Педагогическая технология - это научно обоснованный выбор ха-рактера воздействия, в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми, производимый в целях максимального развития личности как субъекта окружающей действительности. Педагогическая технология есть некоторая проекция теории и методики воспитания на практику воспита¬ния, сфокусированный в одной точке, краткой по времени, едва уловимой по способам, индивидуализированной в силу широчайшего многообразия персональных особенностей личности учителя и ученика.

Содержание

Введение .3
Глава 1. Историческое начало педагогической технологии. .4
1.1 Современные педагогические технологии 7
1.2 Характеристика элементов педагогической технологии 10
Глава 2. Педагогическое разрешение и создание конфликта.................. 14
2.1 Дополнительные элементы педагогической тзхнологии 19
2.2 Технология разрешения конфликтной ситуации 20
Заключение..........................%.. .24
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по педагогике 3 курс.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

19

 

2.2 Технология разрешения конфликтной ситуации 

(по  Щурковой. Н.Е)

Основные понятия: противоречие, противоположность, автономность, индивидуальность, интерес, конструктивный исход.

Ключевые профессиональные умения: предвосхищать последствие действий ребенка, выявлять интересы ребенка на данный момент, осуществлять сторонний взгляд на ситуацию - «надситуативное видение ситуации», сопереживать ребенку в момент конфликта, ограничивать конфликт узкими рамками интереса ребенка.

Учебные средства: ролевая игра, предметы, вещи, диапозитивы или репродукции жанровых полотен, карточки с текстом заданий.

Содержание занятий

I пролог. Необходимо и в этой теме снять житейское одиозное отно 
шение к конфликту как несчастью, наваждению, с которым человеку трудно 
справиться, который дается человеку в качестве наказания за что-то.

Поставим вопрос: «Как Вы себя чувствуете во время разгоревшегося конфликта? И предложим произнести фразу: « Я не боюсь конфликтов, потому что.. ,»или «Я боюсь конфликтов потому что...»

Разноречивость ответов вызывает удивление казалось бы, все должны быть единодушны в отрицании плодотворной роли конфликтов в жизни человека, однако прозвучат суждения, утверждающие положительное влияние на человека протекающего конфликта.

II этюд, Создадим спорный образ конфликта, который станет постоян 
ной опорой в дальнейшем рассмотрении этого социально-психологического 
феномена.

Разыграем ситуацию: два субъекта идут по лесной тропинке и вдруг одновременно замечают на равном расстоянии от каждого из них белый гриб... Проиграем эпизод трижды. Один из вариантов непременно окажется чистой моделью конфликта. Выявим существенные признаки конфликта. К

20 

ним относятся два субъекта, интересы субъекта, объект интересов, столкновение и, конечно же, противоречия,

III экспликация. Конфликт - это противоречие в межличностных отношениях между субъектами, носителями противоположных интересов, проявляющие себя при определенном стечении обстоятельств в столкновении двух субъектов. [11,31]

В конфликте всегда присутствует объект интересов двух субъектов, а столкновение разворачивается вокруг этого объекта. Вот формула конфликта (условно назовем формулой символическое обозначение):

рис. 1

S1 =>o <= S2.

Она дает возможность производить анализ конфликта и давать характеристики противоречиям, рождающимся в межличностном взаимодействии. 3. Если далее конфликт характеризовать с точки зрения объекта столкновения, то выявляется целый ряд конфликтов содержательного плана:

  • бытовой, где объектом является бытовое устройство;
  • административный с объектом полномочий;
  • психологический,   разгорающийся вокруг психологических различий субъектов;

    профессиональный, где сталкиваются компетенции специалистов; «      этический, возникающие вокруг поведенческих норм жизни; идеологический вокруг разных отношений к ценностям;

• амбициозный, когда один из субъектов претендует на более высокий 
статус в котором ему отказывает другой субъект;

Но поставим вопрос: зачем нам классификация по содержанию? Разве не все равно, каков конфликт? Разве не главное - способ разрешения? Прежде всего, надо сказать, что такое внимание к содержанию конфликта исключает поведение конфликтов «Смещенного основания». А затем отметить потенциальные возможности, которые скрываются в нашем знание

21

вида конфликта: это знание может снять конфликт до момента столкновения. [1, 54]

Почему нельзя исключить конфликты вовсе? Автономность личности ее не похожесть, индивидуальность, образование внутреннего духовного мира, эмансипированного от окружающих, имеющего свои внутренние законы своей души, всегда порождают противоречия между субъектами. И чем выше развита личность, тем острее эти противоречия. Их не избежать, не аннулировать. Они объективны и неуничтожимы. Более того, разрешенные противоречия обогащают мир каждого субъекта.

Смоделируем конфликт. Поставим пять стульев, предложим сесть шестерым. Когда все разместятся, увидим что сели не все, кто то отказался от стула, увидев, что стульев меньше требуемого. Вдруг увидим, что все стоящие более довольны, чем сидящие. Учесть интересы другого, принять интересы другого, сопрягать свои интересы с интересами другого - путь обогащению внутреннего мира: «мое Я» впустила в себя то, что раннее было ему не свойственно. Критерии правильно разрешенного конфликта -обогащение внутреннего мира каждого из субъектов. Духовные приобретения.

~ •:;:: ■ Способы разрешения конфликта.

разрыв связи

. ,  I

подавление партнера i ультиматум третейский суд

анализ ситуации компромисс «психологическое поглаживание»

юмор

:2

 

Расположим способы разрешения конфликта по степени усложнения, у нас получится своеобразная лестница, каждая ступенькам которой вынуждает субъекта ко все большему усилию и психологическому напряжению. Вы видите «лестницу», по которой нельзя советовать никому подыматься. Здесь лишь две ступени безупречны и безусловны. Не исключаются и последующие две. К третейскому суду обращаются в крайних случаях последние три ступени - это скорее, ступени к ухудшению отношений, чем их обогащения. [2, 34]

Юмор позволяет возвыситься над ситуацией, обнаружит в противоречии какие то смешные стороны и огласив, их, снять психологическое напряжение. Тем самым субъекты приобретают прежнюю способность к осмысленному взаимодействию друг с другом.

Компромисс - образцовый вид способа разрешения конфликта. Об субъекта идут на уступки, и это обоюдное согласие решает исход дела, одновременно возвышая отношения между партнерами, принявшими интересы друг друга. Рассмотрим спектр нарастающих форм конфликта.

Недовольство: противоречие еще не ясно субъекта, столкновения пока нет, но неудовлетворенность от взаимодействия проявляется в мимике, пластике, интонации.

Разногласия: противоречия явственно проступает, но высказывается оглашается, выражается, субъекты осознают момент столкновения. Противодействия: никто не хочет уступать объекту своего интереса и делает все, чтобы реализовать этот личный интерес.

Противостояние: застывшее противодействие, когда очерчена позиция, и субъекты не желают сдвинуться с места.

Противоборство: начинаются действия направленные даже не на объект интереса, а на самого противника борются против него, но уже не за свой интерес. [9,74]

Как видим, и здесь желательно избирать ранние формы проявления конфликта, разрешая их либо снимая их в конфликтной ситуации,

23

 

Заключение

Разнообразие операций-воздействий подлежит обобщению. Их можно описать, ими можно овладеть, однако их нельзя предписать для конкретной ситуации, их нельзя предлагать в качестве решения педагогических задач. Разнообразие технологических операций неизбежно предполагает творческий выбор воспитателем одной из них в сложившихся обстоятельствах. Это не избавляет его от творческого усилия в момент влияния на ребенка. Анализируя характер учащегося, его состояние как объекта - но объекта, который является либо потенциально способен стать субъектом.

Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в школьнике способность стать субъектом. Ни корректирование поведения, ни нормативная оценка, ни подавление воли не выступают в качестве воспитательного результата. Стратегия операционного влияния - в преобразовании ученика из объекта среднего влияния субъекта, производящего сознательно выбор в каждый отдельно миг своей жизнедеятельности в русле социокультурных ценно-стей современного общества. [4, 73]

Владение педагогической технологией обеспечивает учителю возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением - переводом ребенка в позицию субъекта. Уровень овладения педагогической технологией может быть элементарным и профессиональным.

:_-:

 

Список литературы

  1. Верб М.А., Куценко В.Г. Педагогическая техника (Теория и методика коммунистического воспитания в школе) - М., 1994
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М.,1955
  3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 1993
  4. Лукашонок О.Н. Конфликты в работе педагога с детьми - Калуга. 1997
  5. Макаренко А.С. Педагогические сочинения - М., 1995

6. Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагоги 
ческий вестник. - 1994г.

  1. Новицкая Л.И. Уроки вдохновения - М., 1996
  2. Педагогика. Учебное пособие (Под ред. Пидкасистого П.И.) - М., 1996
  3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998г.
  4. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. (Воспитание школьников) - М., 1995

 

  1. Политехнический словарь -М., 1989
  2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников - М., 1992


Информация о работе Педагогический конфликт