Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение дидактических игр детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Рассмотреть педагогическое значение дидактических игр, их специфические особенности.
Изучить структуру и классификацию дидактических игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников ....................................................................................... 5
Специфические особенности дидактических игр, их структура …..7
Классификация дидактических игр………………………………….11
Руководство дидактическими играми ………………………………14
Наблюдение за дидактической игрой ……………………………….21

Заключение ………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Игровое действие, состоящее из нескольких игровых элементов, сосредотачивают внимание, детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Некоторые упражнения с дидактическим материалом воспитатели упорно называют играми. Например, в упражнении «Считай правильно» дети складывают в определенном порядке карточки с числами или цифрами — «один плюс два», «два плюс три», затем проверяют произведенное действие на палочках. Ничего игрового здесь нет, а есть упражнения в арифметических действиях. Перед детьми выступает не игра, а обучение — решить задачу, сколько будет один плюс два. После решения этой задачи ребенок сидит и ждет, что делать дальше, так как индивидуальное задание он выполнил. Здесь нет игрового действия, которое заинтересовало и привлекло детей, создавало бы у них интерес к правилам и выполнению задания. А поэтому их нельзя считать дидактическими играми.

В каждой дидактической игре дидактические задачи, игровые действия и правила игры взаимосвязаны. Разберем эту взаимосвязь на конкретной дидактической игре «Найди пару». Игровое действие состоит в том, чтобы отыскать свою пару (ребенка, у которого прикреплено на груди соответствующее число кружков, нарисованных на карточке, или цифра) и пройти вместе в ворота, над которыми изображены 6 предметов или стоит цифра 6. Допустим, что дети хорошо знают игровое действие (найти пару и пройти в ворота), но они могут взять любого ребенка и пройти ворота. Игровое действие выполнено, но оно детей не увлекает, игра бесцельна — никакой дидактической задачи ней нет, а есть только игра ради игры.

Разберем это же игровое действие в сочетании с правилами: игры. Правило указывает: соединяться в пары нужно только с таким ребенком, у которого есть число, дающее вместе с твоим числом 6. Пары подбираются, например, так: два и четыре, один и пять. Такая связь игрового действия с правилом игры создает у детей интерес и способствует успешному решению дидактической задачи — закрепление порядкового счета, воспитание внимания, самостоятельности, умственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация дидактических  игр

 

 

 

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

В различных сборниках  указано более 500 дидактических игр, но четкая классификация игр по видам  отсутствует. Часто игры соотносятся  с содержанием обучения и воспитания. В этой классификации можно представить  следующие типы игр:

  • игры по сенсорному воспитанию,
  • словесные игры,
  • игры по ознакомлению с природой,
  • по формированию математических представлений
  • и др.

Иногда игры соотносятся  с материалом:

  • игры с дидактическими игрушками,
  • настольно-печатные игры,
  • словесные игры,
  • псевдосюжетные игры.

Такая группировка игр  подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых  задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство  воспитателя.

Условно можно выделить несколько  типов дидактических игр, сгруппированных  по виду деятельности учащихся.

  • Игры-путешествия.
  • Игры-поручения.
  • Игры-предположения.
  • Игры-загадки.
  • Игры-беседы  (игры-диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое—через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое — через интересное.  Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Игры-путешествия всегда  несколько романтичны. Именно это  вызывает интерес и активное участие  в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.

Игра-путешествие — игра действия, мысли, чувств ребенка, форма  удовлетворения его потребностей в  знании.

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть “зовущие слова”, вызывающие интерес детей,  активную игровую деятельность. В  игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного  содержания в сочетании с игровой  деятельностью: постановка задач, пояснение  способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное  решение задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия  иногда входит песня, загадки, подарки  и многое другое.

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с  экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия  — форма прямого обучения и  разновидность занятий. Целью экскурсии  чаще всего является ознакомление с  чем-то, требующим непосредственного  наблюдения, сравнения с уже известным.

 Иногда игру-путешествие  отождествляют с прогулкой. Но  прогулка чаще всего имеет  оздоровительные цели. Познавательное  содержание может быть и на  прогулке, но оно является не  основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: “Помоги Буратино расставить знаки препинания”, “Проверь домашнее задание у Незнайки”.

Игры-предположения “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”, “Кем бы хотел быть и почему?”, “Кого бы выбрал в друзья?” и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед  детьми ставится задача и создается  ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии “Что было бы..?” или “Что бы я сделал...”. Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами.

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести  знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: “Кто быстрее  сообразит?”.

Игры-загадки.  Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются  как вид обучающей игры.

Основным признаком загадки  является замысловатое описание, которое  нужно расшифровать (отгадать и доказать). Описание это лаконично и нередко  оформляется в виде вопроса или  заканчивается им. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач  различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям  нравятся игры-загадки. Необходимость  сравнивать, припоминать, думать, догадываться—доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,  обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Воспитательно-обучающее  значение заключено в содержании сюжета—темы игры, в возбуждении  интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в  игре. Познавательное содержание игры не лежит “на поверхности”: его  нужно найти, добыть—сделать открытие и в результате что-то узнать.

Ценность игры-беседы заключается  в том, что она предъявляет  требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли  и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и  слышать вопросы учителя, вопросы  и ответы детей, умение сосредоточивать  внимание на содержании разговора, дополнять  сказанное, высказывать суждение. Все  это характеризует активный поиск  решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать  в беседе, что характеризует уровень  воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный  рассказ о чем-то.  Результатом  игры  является удовольствие, полученное детьми.

Перечисленными типами игр  не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике наиболее часто используются указанные игры, либо в “чистом” виде, либо в сочетании с другими  видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководство дидактической игрой

 

В дидактической игре роль воспитателя несравненно большая, чем в детских играх другого типа, и главное в том, что воспитатель вводит детей в ту или иную игру и знакомит их с методом ее ведения. Участвуя в ней, сам ведет ее так, чтобы использовать для достижения возможно большее число дидактических задач.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства. Отбирая игры, воспитатель исходит из того, какие программные задачи он будет решать с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности, тренировать сенсорный опыт. Соответствует ли дидактическая задача игры тому программному содержанию, которое изучается на занятиях. Вначале воспитатель разбирает игру с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие. 
Заботится о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Воспитатель детально продумывает, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие, высокий темп игры (старший дошкольный возраст) и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Воспитатель должен довести структуру дидактической игры до сознания каждого ребенка, мобилизовать силы детей на выполнение правил и игрового действия. Для этого необходимо тщательно подготовиться к проведению игры: продумать четкое, ясное, немногословное объяснение содержания, правил, игрового действия, наметить дидактические задачи игры, а также на каких детей в процессе игры следует обратить особое внимание (вспомнить, кто из них на занятиях затрудняется в выполнении программного содержания), кого привлечь к активной роли, или, наоборот, одних несколько сдержать, чтобы они не подавляли инициативу и творчество своих товарищей, другим помочь обрести веру в свои силы.

При подборе дидактических игр необходимо учитывать, что на развитие умственной активности детей в игре влияет ее организация. Перед каждым ребенком должна быть поставлена определенная задача, чтобы он встречался при ее решении с некоторыми трудностями, а не получал все в готовом виде.

Воспитателю необходимо при подготовке к проведению дидактических игр помнить, что «ориентировка в форме, цвете, пространственных отношениях в тесной связи со словом взрослого и речью самих детей организует детское восприятие, повышает точность и быстроту узнавания и различения, делает его более целенаправленным и осознанным». 
Воспитатель, используя интерес детей к игровому действию, побуждает их присматриваться, сравнивать предметы, находить нужное (лото). Усилия, которые дети вынуждены проявлять в процессе игр, способствуют развитию внимания, наблюдательности, сообразительности, творчеству, самостоятельности и закрепляют сенсорный опыт.

Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляется по-разному.

В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр и игрушек рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами. 
При подборе игр перед детьми ставятся иногда слишком легкие или, наоборот, чрезмерно трудные задачи. Если игры по своей сложности не соответствуют возрасту детей, они не могут в них играть и наоборот — слишком легкие дидактические задачи не возбуждают у них умственной активности.

Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили бы детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. В этом возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. Приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием (например, игра «Чудесный мешочек» — ребенок достает из мешочка на ощупь собачку, называет ее и показывает, как она лает).

Информация о работе Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников