Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 13:15, контрольная работа

Краткое описание

Целью нашей работы является изучение дидактических игр детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
Рассмотреть педагогическое значение дидактических игр, их специфические особенности.
Изучить структуру и классификацию дидактических игр.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников ....................................................................................... 5
Специфические особенности дидактических игр, их структура …..7
Классификация дидактических игр………………………………….11
Руководство дидактическими играми ………………………………14
Наблюдение за дидактической игрой ……………………………….21

Заключение ………………………………………………………………………23

Список использованных источников…………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

дошкольная педагогика.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

Правила игры имеют обучающий, организационный, формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие  правила помогают раскрывать перед  детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, раскрывают способ их действий. Правила  организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игрой задачи.

Организующие правила  определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений  детей. В игре формируются игровые  отношения и реальные отношения  между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми отношениями.

Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи.

Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения  в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных  чувств, накопления добрых эмоций и  усвоения традиций.

Руководство детскими дидактическими играми должно иметь целью:

  1. установление правильного соотношения между игрой и миром, знаниями в жизни ребенка;
  2. воспитание в игре физических и психологических качеств, необходимых для будущего деятеля и работника.

В подготовку к  проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дид. игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определение кол-ва играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры(игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических  игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи ,игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

 

  В конце игры педагог спрашивает  у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду/ А. К. Бондаренко. - М.: Просвещение,1991.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991.
  3. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. – М., 2000.
  4. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре/ Д. В. Менджерицкая.-М.,1982.
  5. Оконь В.  Введение в общую дидактику/ Пер. С.Кольского. – М.: Высшая школа, 1990.
  6. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры/ А. А. Смоленцева. – М.: Просвещение, 1987.
  7. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников/ Е. И. Удальцова. -  Мн., 1976.
  8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. - 5- е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
  9. Эльконин Д.Б. Символика и ее функции в игре детей/ Д. Б. Эльконин// Дошкольное воспитание. – 1966. - №3.

Информация о работе Педагогическое значение дидактических игр для развития дошкольников