Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 01:22, курсовая работа
Педагогику Марии Монтессори часто называют средовой. То есть специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает едва ли на решающую роль в жизни ребенка, буквально с первых дней его появления на свет.
С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений ребенок впитывает все, что его окружает. Его разум работает как сложная впитывающая система. Не только профессиональным педагогам необходимо со вниманием относиться к проектированию специально подготовленной для их воспитанников развивающей среды, но и обычным родителям, в доме которых появились малыши стоит подумать, как организовать пространство их жизни с наибольшей пользой.
Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, ни в коем случае не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале.
Для ребенка Монтессори-материалы - это "ключ к миру", благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. По словам Монтессори, "материал должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка…"
2.5. ПРИНЦИП СЕНСИТИВНОСТИ
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще – вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса в течение некоторого узкого промежутка времени. Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период.
Сенситивные периоды длятся
определенное время и проходят безвозвратно
– независимо от того, удалось ли ребенку
полностью воспользоваться их условиями
для развития каких-либо своих способностей.
Взрослый извне не может повлиять на время
возникновения и длительность сенситивных
периодов, но имеет, по крайней мере, следующие
возможности:
- знать эти периоды, их особенности наблюдать
проявления, характерные для наиболее
интенсивных этапов протекания определенного
сенситивного периода, что необходимо
для точной оценки уровня развития ребенка
в настоящий момент;
- предвидеть наступление следующего сенситивного
периода и подготовить соответствующую
окружающую среду, чтобы у ребенка было
то, в чем он особенно нуждается в данный
момент. В этом смысле среда Монтессори-школы
является оптимальным решением проблемы,
потому что в ней всегда есть все, что ему
может понадобиться для реализации этих
познавательных потребностей.
Эти периоды универсальны, то есть возникают в ходе развития всех детей. Они индивидуальны по времени возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда следует необходимость динамической диагностики развития детей, определения индивидуальных особенностей развития ребенка в определенный период времени.
Некоторые сенситивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.
1. Сенситивный период развития
речи
Длится в среднем от рождения до шести
лет, начинаясь до появления ребенка на
свет. В возрасте от рождения до 4,5 месяцев
ребенок уже способен ощущать речь как
нечто особенное. В этом возрасте сознание
ребенка еще не может выделять в отдельные
картины образы мира, себя и своего взаимодействия
с миром. Все впечатления соединены в единый
клубок, в котором выделяется красная
нить – речь. Поэтому дети способны смотреть
на рот говорящего, поворачивать голову
к источнику звучания речи.
Дети учатся подражать звукам, в это время
они постоянно выплевывают что-нибудь,
надувают пузыри из слюней – прекрасное
свидетельство начала тренировки мышц
речевого аппарата.
Ребенок начинает самостоятельно располагать произносимые им звуки друг за другом, вслушиваясь в мелодию родного языка.
В возрасте около года сознательно выговаривает первое слово, но одновременно попадает в ситуацию, когда прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может. С данного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря ребенка.
Около 1,5 лет ребенок начинает
выражать свои чувства, желания. Он непосредственно,
говорит о том, чего хочет и чего не желает.
Использует ориентационную механику языка
чувств, говоря «приятно – неприятно»
вместо «правильно-неправильно».
Он в состоянии воспринимать грамматические
нормы языка и способен грамматически
точно формулировать предложение. Только
из-за нехватки слов создается впечатление
специфического «детского» языка.
Отсюда вывод: запрет на «сюсюканье», на придумывание родителями упрощенного «детского» языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Он нуждается в том, чтобы ему рассказывали как можно больше историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка, историй — образцов хорошего стиля, разных жанров.
В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его «эгоцентрическая» речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или их отсутствие в его мыслях, так как все, о чем он думает, сразу же проговаривается. Постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека можно будет судить лишь косвенным образом.
В возрасте 3,5-4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Он осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной и поэтому понятной окружающим. Дети этого возраста живо интересуются символическими обозначениями звуков, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д., могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая рядом друг с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания – вплоть до простых слов.
Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей.
Наконец, в возрасте 5 лет ребенок
без принуждения и самостоятельно учится
читать: к этому ведет его логика речевого
развития. Поскольку процесс письма –
это выражение особым способом собственных
мыслей, а процесс чтения предполагает
помимо различения букв и умения складывать
их в слова еще и понимание мысли других
людей, которая стоит за этими словами.
А это сложнее, чем выражать собственные
мысли.
Основная мысль Марии Монтессори состоит
в том, что если детям приходится делать
что-то вне рамок соответствующего сенситивного
периода, т.е. под принуждением (учится
читать, писать и т.д.), то к результату
они приходят позже или не приходят совсем.
Длится от рождения до трех лет, наивысшей интенсивности достигает около 2-2,5 лет. Монтессори говорит: «для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром».
Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. На его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая среда в возрасте от рождения до 3 лет.
В возрасте 2-2,5 лет он испытывает настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, который необходим ему в трех сферах: в окружающей его среде (помещении), во времени, в отношениях со взрослыми.
Длится от рождения до 5,5 лет. В это время проходят более короткие периоды, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон того или иного органа чувств. И он в разное время становится более восприимчив к цвету, форме, размерам предметов.
Как распознать и удовлетворить потребность в развитии того или иного аспекта органов чувств? Ответ дает Монтессори-среда. В условиях свободного выбора и при умении выбирать ребенок может сам подойти к тому материалу, который внутренне необходим ему именно сейчас. То есть внутренний учитель ведет ребенка, а Монтессори-педагог, наблюдая за выбором ребенка, определяет его актуальное развитие и намечает перспективы работы в зоне ближайшего развития.
От 1,5 до 5,5 лет этот период часто доставляет
взрослым немало волнений: ребенок смело
манипулирует пуговицами, горошинами
и т.п. А на само деле ребенка интересует
проблема целого и части, он получает удовольствие
от того, что на его глазах фарфоровая
чашка при ударе об пол распадается на
несколько частей. Таким образом, он ощущает,
что мир делим и состоит из все более мелких
частей.
Взрослые могут придать позитивный характер этому процессу, предоставив ребенку, например, упражнения в нанизывании на нитку бобов, плодов каштана с проделанными отверстиями, проталкивании бусин в отверстие в крышке баночки и т.п.
Длится в среднем от 1 года до 4 лет и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.
В течение этого периода имеются моменты, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения, то впоследствии его интересуют все более сложные действия, требующие определенный уровень координации, свободы и выразительности движений.
Естественное стремление ребенка много двигаться учтено Марией Монтессори при создании методики работы с Монтессори-материалом. Например, место для работы выбирается достаточно далеко от полки, где он хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал или его отдельные части. Есть упражнение по расширению словарного запаса, когда ребенку даются различные поручения, учитывающие его потребность в движении.
Наконец, отсутствие парт и наличие специальной двигательной зоны, где ребенок в любой момент, не мешая другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которая отводится удовлетворению естественной потребности ребенка.
В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на домах и в подъездах и ребята, которые открыто курят на остановках. Ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо
помочь научиться культурным формам обращения,
чтобы он чувствовал себя адаптированным
и уверенным, находясь в обществе самых
разных людей. Ребенок в этом возрасте
быстро усваивает формы общения и хочет
их применять. Он желает знать, как вежливо
попросить другого не мешать, как представиться
незнакомому человеку, как поздороваться,
попрощаться, попросить о помощи, и т.д.
Для овладения вежливыми формами общения
в программе Монтессори-группы служат
упражнения в навыках социальной жизни.
2.6. ПРИНЦИП ОГРАНИЧЕНИЯ И ПОРЯДКА
Нарушение порядка и восстановление его - сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Она оценивает детскую восприимчивость к порядку как важнейшую и таинственную сенситивную фазу в развитии ребенка (в возрасте 2-3 лет). В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем.
Кроме порядка важнейшим организационным принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов. Единственность каждого компонента дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать.
2.7 ПРИНЦИП ОСОБОГО
МЕСТА ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ
Одним из основных отличий педагогики Монтессори является смещение центра активности в учебном процессе с педагога на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения учителя, а, напротив, в ходе самостоятельной «экспериментальной» деятельности обучается в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями. Педагог всегда показывает ребенку рациональный способ работы с материалом, дает образец действий, направленных на раскрытие свойств и отношений, «заключенных» в материале.
Информация о работе Педагогическое наследие Марии Монтессори