Процесс воспитания
и обучения Монтессори понимала
как помощь психическому развитию
ребенка с самого рождения, а
позднее как помощь в жизни.
Понятие помощь здесь выступает
ключевым. Именно это во многом
определяет роль позиции педагога
по отношению к ребенку. Педагог
всегда доброжелательно и ненавязчиво
руководит ребенком, становясь посредником
между ним и подготовленной
дидактической средой. Именно поэтому
педагог постоянно находится
рядом с ребенком, не мешая
ему, внимательно наблюдая, обгоняя
его в случае необходимости
на шаг и предоставляя свою
помощь и руководство или же
отступая на шаг назад и
давая ребенку возможность полностью
насладиться самостоятельной деятельностью.
Важный эффект такой организации
обучения состоит в том, что
в отличие от обычного занятия
или урока педагог имеет большие
временные возможности в оказании
помощи детям, нуждающимся в ней,
не задерживая при этом в
продвижении более быстрых и
способных ребят. Каждый ребенок,
таким образом, идет своим «образовательным
маршрутом», со своей комфортной для него
скоростью, получая незамедлительно и
оперативно необходимую для себя помощь.
Это позволяет в максимальной степени
не на словах, а на деле соблюдать принцип
индивидуального и дифференцированного
подхода к обучению. Из этого вытекает
значимый в педагогике Монтессори принцип
индивидуализации обучения.
Еще одним важным принципом
педагогики М. Монтессори является
принцип социального воспитания
и интеграции. Индивидуальная работа
и индивидуальный интерес становятся
возможными благодаря учебным
средствам, предназначенным для
индивидуальной работы в группе,
которая по возрасту и опыту
является гетерогенной (разновозрастной
и разной по опыту и уровню
развития).
Монтессори считала, что объединение
детей по возрастному признаку
неестественно и недостаточно
продуктивно для совместной деятельности.
В ее детских садах и школах
формируемые группы включают
детей с разницей в возрасте
в три года (например, группа детей
3, 4 и 5-го годов жизни). Смешанные
возрастные группы способствуют
развитию ролевой дистанции, что
благотворно сказывается на нравственном
развитии детей. Среди детей развивается
естественная система взаимопомощи:
младшие могут попросить помощи
у старших детей (тем самым
не всегда в затруднительной
для ребенка ситуации требуется
помощь педагога). Они подражают
деятельности старших и перенимают
у них образцы поведения. Старшие
дети, показывая работу с материалом
младшим или отвечая на их
вопросы, сами лучше усваивают
суть дела, приучаются оказывать
помощь, заботиться о других.
В подобных группах, как и в
многодетной семье, естественнее
формируются и развиваются социальные
навыки; работа с материалами
более взрослых детей становится мощным
источником интереса и мотивации такой
работы для младших. Учитель в этом случае
освобождается от дополнительных усилий,
направленных на возбуждение интереса
к материалу, на активизацию детей к деятельности.
В психологическом плане важно
то обстоятельство, что в разновозрастной
группе нет оснований для сравнения
детей друг с другом, что регулярно
происходит в обычной школе, когда
вроде бы одинаковые дети за
усвоение одного и того же
материала получают разные оценки.
Отсутствует поэтому повод для
формирования и развития комплекса
неполноценности («У меня не получается,
потому что я еще маленький,
вырасту — научусь»). Оценивание
ребенка осуществляется исключительно
в личностном, а не нормативном
плане (т.е. не по сравнению друг
с другом и со школьной программой,
а по сравнению с собственными
предыдущими достижениями), что сообразуется
с требованиями гуманной педагогики.
2. МИНУСЫ МЕТОДИКИ
МОНТЕССОРИ
Как и любая педагогическая
система, методика Монтессори имеет ряд
недостатков:
- Система развивает
только интеллект и практические навыки
Подвижные и ролевые игры отсутствуют
- Отрицается творчество. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка (хотя психологические исследования утверждают обратное). Впрочем, в монтессори-садах есть специальные игровые комнаты, да и ребенок не все время проводит в садике. Это позволяет частично компенсировать два последних недостатка.
- Система Монтессори
достаточно демократична. После нее детям
бывает трудно привыкнуть к дисциплине
обычных детских садов и школ.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний
день система Марии Монтессори – одна
из самых востребованных методик развития
ребенка. Развитие детей по этой системе
– это свобода и дисциплина,
увлекательная игра и серьезная работа
одновременно.
Свою педагогическую
методику Мария Монтессори называла системой
самостоятельного развития ребенка в
дидактически подготовленной среде. Монтессори
призывает нас не ускорять развитие детей,
но и не упустить момент и вовремя раскинуть
перед ребенком скатерть самобранку, на
которой ему откроется уменьшенная безопасная
модель всего нашего мира.
В Россию педагогика
Монтессори возвращается в 1992 году. Несколько
команд одновременно берутся за подготовку
учителей для дошкольных Монтессори -
классов. В Московском Центре Монтессори
удается наладить контакты с AMI-курсом,
который проводит в Мюнхене Монетессори-тренер
Мария Рот. Этот курс с 1993 по 1998 год закончило
восемь посланцев нашей страны. Они и стали
преподавательским костяком курса, организованного
Центром Монтессори. В 1998 году произошло
открытие в Москве Ассоциативного AMI-курса
по подготовке учителей для дошкольных
классов.
Так, российские Монтессори-педагоги
окончательно вошли в европейское сообщество.
За годы работы в Москве Центра Монтессори,
подготовленные в нем учителя, открыли
около 400 дошкольных классов в 80 городах
России, Беларуси и Украины. В последние
годы группы возникают и по инициативе
родителей, которые занимались в «Родительском
Университете» Центра Монтессори.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори
(из опыта работы). М., МЦМ, 2006. - 48 с.
- Богуславский М.В., Корнетов
Г.Б. Восхождение к Монтессори // Альманах
- Богуславский М.В., Сороков Д.Г.
Юлия Фаусек: 30 лет по методу Монтессори.
-М., 1994. 146с.
- Бойд У. Система Марии Монтессори.
Историко-критический анализ системы.
М.: Мир, 1925. - 180с.
- Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори
в России // Дошкольное воспитание. - 1994.
- № 4. - С.38-39.
- Вчера, сегодня, завтра. Монтессори-практика.
Южно-Уральское отделение МАМА. 1994 (май)
- Монтессори М. Дом ребенка. Метод
научной педагогики. М.: Задруга, 1913. —
339c.
- Монтессори М. Руководство к моему методу. М., 1982. 65с.
- Сумнительный К.Е. Наследие
Марии Монтессори и идеи космического
воспитания в России.//Российский исторический
журнал. № 4, 1998. С.3-10.
- Фаусек Ю.И. Метод Монтессори
в России. - Пг.: Время, 2006. – 82 c.
- Фаусек Ю.И. Развитие интеллекта
у маленьких детей /по Монтессори/.- Пг.:Начатки знаний, 1956. - 23с.
- http://www.babyschool.ru/
- http://www.center-sozvezdie.ru/
- http://www.7ya.ru/article/Rannee-razvitie-pedagogi-i-ih-metodiki/
- http://www.montessori.magichild.ru/centr/about.htm
- http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_montessori/systema_montessori/
Калуга, 2015