Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 10:36, курсовая работа
Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи: - проанализировать психолого – педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение ………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………29
Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.
Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Бланк заполнения
№ |
шифр |
Стили педагогического общения | |||||||
Диктаторская "Монблан" |
Неконтактная "Китайская стена" |
Дифферен цированное внимание "Локатор " |
Гипореф лексивная "Тетерев" |
Гиперреф лексивная "Гамлет» |
Негибкого реагиро вания "Робот" |
Автори тарная "Я сам(а)" |
Активного взаимо действия «Союз» | ||
1 |
0001 |
||||||||
2 |
0002 |
||||||||
3 |
0003 |
||||||||
4 |
0004 |
||||||||
5 |
0005 |
||||||||
6 |
0006 |
||||||||
7 |
0007 |
||||||||
8 |
0008 |
||||||||
9 |
0009 |
||||||||
10 |
0010 |
Приложение 2
Занятие № 1
Общение и характер
Сегодняшнее занятие мы начнем с игры в «говорящую палочку». У индейцев, коренных жителей Америк был метод слушания друг друга при помощи говорящей палочки. Сегодня мы тоже воспользуемся такой говорящей палочкой. Вот она. (В руках у учителя небольшая палочка; это может быть и не заточенный карандаш, лучше заранее подготовить «говорящую палочку»: деревянную палочку отшлифовать, вырезать узоры и раскрасить). Тому, у кого оказывается эта палочка, предоставляется право говорить, а всем другим — слушать. Передаваться она будет по очереди. Нельзя перебивать того, у кого она в руках. Дождитесь своей очереди. Если кто-то не хочет говорить, пусть молча, передаст ее дальше. Предлагается следующая тема для обмена мнениями: «Отражают ли оценки реальные знания по учебным предметам и что вообще они отражают? В связи с этим: если двоечник, значит ли это, что его знания близки к нулю, а если человек отличник, то он знает больше других? Поскольку «говорящая палочка» сейчас у меня, выскажу свое мнение.
Учитель высказывает свое мнение, например, такое:
Я считаю, что, конечно, отличник более эрудирован; кроме того, у него лучше развиты основные виды мышления и он более трудолюбив. Пятерки только по какому-то одному предмету показывают заинтересованность ученика именно этим предметом. А вот двоечник, скорее всего, просто ленив: трудно поверить, что он совсем не способен освоить знания. Ведь в быту он, возможно, очень даже смекалистый, и его не так-то просто провести — только там он не ленится получать знания.
А теперь Ваши рассуждения на эту тему.
Учитель передает «говорящую палочку» учащимся и выслушивает их мнения. При этом следует помнить:
возможны и неприятные для учителя мнения (о пятерочниках-«любимчиках», например), но перебивать нельзя: правила для всех одинаковы и говорит только тот, у кого в руках «говорящая палочка». Когда палочка возвращается к учителю, он продолжает разговор.
Ну вот, на сегодня эта игра закончена. Мы услышали разные мнения. Но главное — мы приобрели весьма
интересный опыт. Кому-то иногда трудно было выдержать и промолчать, не возразить, если мнение другого было противоположным твоему. Кто-то впервые получил возможность высказаться, зная, что его никто не перебьет (это очень важно, правда?). А кто-то снова решил оставить свое мнение при себе... Почему? Чего-то боится или считает, что его мнение никого не интересует? Проанализируйте свой опыт участия в игре.
А игру эту мы затеяли не просто так. Говоря об общении людей, чаще всего мы имеем в виду диалог. А ведь иногда намного важнее суметь просто выслушать человека. И вот парадокс: умеющий внимательно слушать может не произнести в разговоре ни слова, а про него скажут: «Какой он замечательный собеседник!» А какой собеседник Вы? В конце занятия пройдите в Приложении тесты «Умеете ли Вы слушать?» и «Какой Вы собеседник?»
Вне зависимости от того, общительный Вы человек или нет (кстати, проверьте это с помощью теста из Приложения в конце занятия), Вы живете среди людей, и практически каждый день приходится с кем-то общаться. Более того — у каждого из нас есть люди, мнением которых мы дорожим. Бесспорно, умение общаться очень важно для каждого человека! И немалую роль здесь играет характер. Найдите в Приложении перечень качеств характера, важных для общения. Определите, какие из них есть у Вас и каких Вам недостает. Ну, а программу воспитания нужных качеств вы уже умеете реализовывать (вспомните хотя бы упражнение из предыдущего домашнего задания).
Но и этого еще недостаточно для того, чтобы приобрести навыки общения. Каждому нужно понять, что очень часто то, как мы воспринимаем себя, совсем не совпадает с тем, как нас воспринимают другие. Откройте в Приложении тест «Какой я на самом деле?», пройдите его и Вы увидите пример такого несоответствия лично для себя. Выпишите результаты этого теста в тетрадь саморазвития. После этого теста можете приступать к другим: «Умеете ли Вы слушать?», «Какой Вы собеседник?» «Общительны ли Вы?». Запишите полученные результаты. Не торопитесь: в конце следующего занятия у Вас будет время закончить тестирование, если Вы не успеете это сделать сегодня.
Домашнее задание: Найдите в хрестоматии рекомендации по успешному общению к сегодняшнему занятию («Секреты успешного общения»). Изучите их, и с этим багажом знаний на следующем занятии мы продолжим совершенствовать искусство общения.
Занятие № 2
Совершенствуем коммуникативные способности
Сегодняшнее занятие мы начнем с небольшого наблюдения. Предположим, знакомый говорит вам такую фразу:
Учитель пишет на доске фразу: Он ударил меня
Как он может сообщить вам эту фразу?
Далее учитель произносит фразу три раза с ударением на выделенное слово и объяснением значения произнесенного.
1. Он ударил меня. И вы сразу понимаете, что это жалоба на того, кто «он», в ответ рождается вопрос «Кто-кто тебя ударил? Да как он посмел!».
2. Он ударил меня. Здесь в центре внимания — несправедливое действие. В ответ хочется спросить «Что он тебе сделал? Ударил? Этого нельзя было делать!».
3. Он ударил меня. Здесь основной мотив — «вред нанесен мне», поэтому ответный вопрос «Кого он ударил? Неужели тебя? Но ты заслуживаешь совсем не такого отношения!»
Одна и та же фраза, а сколько разных смыслов, разной информации, разных способов поддержать знакомого в его неприятности! А всего-то изменилось ударение на одно только слово.
Хорошо. Поиграем дальше. Вот я говорю вам фразу.
Учитель должен произнести эту фразу, показав состояние высокомерия, превосходства (поднятая голова, перстоуказующее положение руки, соответствующая интонация).
«Вы же видите, мы с вами общаемся на равных!»
И вы вдруг понимаете, что что-то не то... Какое же это на равных?.. Все верно: вы интуитивно уловили жесты превосходства и высокомерия, которые я использовал, произнося эту фразу. И не поверили моим словам, поверили жестам. Ну-ка, а теперь?
Учитель произносит туже фразу, используя улыбку, открытую, доверительную позицию, доброжелательную интонацию.
«Вы же видите, мы с вами общаемся на равных!»
А вот теперь всем ясно, что мы действительно сможем общаться на равных: слова совпали с несловесным сообщением.
Что же, продолжим наши эксперименты.
Скажите «Как вкусно!» с гримасой отвращения и брезгливой интонацией (учащиеся выполняют упражнение). Захочется ли вам есть эту еду, которой вы дали такую оценку?
А теперь с обиженным лицом и соответствующей интонацией скажите «Я тебя люблю» (учащиеся выполняют). Что это — признание в любви или обиженная претензия? Так и ждешь продолжения: «Я тебя люблю, а ты, такой-сякой...».
Так чему же мы поверили больше — словам? Нет? Вес правильно, интуитивно человек больше доверяет интонации, мимике, жестам. Все, что не относится к словесным способам общения — это невербальные способы.
Учитель изображает на доске классификацию способов общения:
Способы общения:
Вербальные (словесные) |
Невербальные (несловесные) |
Устная речь |
Интонация |
Письменная речь |
Выражение лица (мимика) |
Жесты | |
Взгляды | |
Позы |
Так вот сегодня мы подробно остановимся на правой колонке этой таблицы. Почему? Некоторые ученые убедительно доказывают, что передача информации происходит за счет звуковых средств (топ голоса, интонация) на 38%, за счет других невербальных средств па 55%, а за счет вербальных — только на 7%. Получается, что суммарно невербальная информация для человека значима на 55 + 38 = 93%! Другие ученые менее категоричны, но никто не называет значимость невербальной информации менее чем 65%. Да мы и сами сегодня убедились, что невербальным сигналам верится все-таки больше, чем словам.
Некоторые люди, особенно среди женщин, обладают врожденной способностью расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. А вот неумение понимать невербальные сообщения часто очень осложняют жизнь. Вот простейшие примеры.
1. Парню нравится девушка, но он стесняется подойти: а вдруг она посмеется над ним? А девушке тоже нравится этот парень, но и она думает также. И вот страдают два очень хороших человека, составляющих красивую пару. А если бы они хорошо понимали невербальные сообщения, они и без слов давно поняли бы, что нравятся друг другу, и парень не мучился бы сомнениями: «подойти или не подойти?»
2. Встреча с вашим кандидатом в выборные органы. «Как красиво говорит! — думаете вы, — уж он-то понимает своего избирателя, он непременно поможет!». Прошли выборы, и ваш кандидат мгновенно забыл все, что он наобещал. А если бы вы заметили невербальные знаки, говорящие о том, что человек этот каждое свое обещание сопровождает «жестом лжи», разве вы проголосовали бы за него?
3. У вас важный деловой разговор. Поскольку разговор только начат, вам еще сложно понять, положительно или отрицательно реагирует ваш собеседник на ваши деловые предложения. И только по невербальным сигналам вы сможете выяснить это без слов.
А помните в «Войне и мире», как именно невербальное общение, один только взгляд спас Пьера Безухова от смерти? Давайте вспомним эту ситуацию. Пьера привели к маршалу Даву. «Кто вы?» — спрашивает тот и, не дождавшись ответа, «мерным, холодным голосом» произносит: «Я знаю этого человека. Это русский шпион». На самом деле он Пьера не видел никогда, но он следует созданному образу: строгий, неумолимый. А Пьер для него — некто в роли «подозрительного человека», которого, следуя правилам, следует превратить в ничто — расстрелять. И вот дальше:
«— Monseigneur! — вскрикнул Пьер не обиженным, но умоляющим голосом.
Даву поднял глаза и пристально посмотрел па Пьера. Несколько секунд они смотрели друг на друга, и этот взгляд спас Пьера. В этом взгляде, помимо всех условий войны и суда, между этими двумя людьми установились человеческие отношения. Оба они в эту одну минуту смутно перечувствовали бесчисленное количество вещей и поняли, что оба они дети человечества, что они братья».
Да, наверное, почти каждый может привести примеры из собственной жизни, когда слов было недостаточно или они просто были лишними. «Я не знаю, как выразить это словами», — говорили мы. Но при этом порой и без слов было понятно, что мы чувствуем: невербально мы можем выразить намного больше оттенков своего состояния, чем вербально. Нужно только суметь их прочитать. Давайте же научимся этой важнейшей составляющей человеческого общения!