Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2014 в 10:36, курсовая работа
Цели: использование современных стилей педагогического общения на практике.
Задачи: - проанализировать психолого – педагогическую литературу;
- разработать рекомендации для проведения занятий на повышение уровня коммуникативных способностей;
- определить стили педагогического общения и дать характеристики;
- выявить значение индивидуальной особенности стиля общения педагога с учащимися.
Введение ………………………………………………………………….……….2
Глава 1 Из истории вопроса…………………………………………………...…4
Глава 2 Педагогическое общение……………………………………….…...... .6
2.1 Понятия педагогического общения………………………………………….6
2.2 Стили общения …..……………………………………………………….......7
Глава 3 Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..15
3.1 Средства развития коммуникативности ……………………………….…15
3.2 Планирование педагогического общения и подготовка к нему………..18
3.3 Технология общения ………………………………………………………..18
3.4 Техника речи ……………………………………………………………..…21
Заключение ………………………………………………………….…….…….26
Список литературы ………………………………………………..………… …27
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………29
Постигать эту науку мы начнем с выполнения домашнего задания. Для лучшего усвоения мы разделим его на два этапа.
1. Сейчас Вы выпишите из приложения общие признаки отрицательного или положительного отношения человека, основанные на невербалике. Для проверки своего понимания невербальных сообщений можно взять какой-нибудь фильм, который Вы не смотрели прежде (лучше в записи). Выключите звук и только по невербальным сообщениям попытайтесь определить, как собеседники относятся друг к другу: враждебно или дружелюбно. Потом включите звук (в записи повторите просмотр той же сцены) и проверьте, правы Вы или нет. Если необходимо, повторите упражнение, пользуясь сегодняшними записями.
2. Затем приступайте к более подробному изучению невербального общения. Внимательно прочитайте в хрестоматии сокращенный вариант книги о языке жестов и постарайтесь запомнить как можно больше из прочитанного. Проверьте свою наблюдательность, расшифровав рисунки с жестами в конце заданного текста. На следующем занятии вы проверите, правильно ли вы поняли невербальные сообщения. Дальнейшее совершенствование в невербалике зависит только от вашего усердия: не исключено, что со временем Вы с легкостью
Задание 3
Секреты успешного общения
Технические приемы эффективного слушания.
1. Выявите свои привычки
2. Не уходите от ответственности за общение. Она обоюдна, поскольку в общении участвуют двое, причем в роли слушающего они выступают попеременно. Умейте указать собеседнику, что вы действительно слушаете и понимаете его. Этого можно добиться уточняющими вопросами, активными эмоциями. Как может собеседник узнать, что вы его понимаете, если вы сами не скажите ему об этом?
3. Будьте внимательны. Умейте поддерживать с собеседником визуальный контакт, но без назойливости во взгляде (что подчас принимается за враждебность). Следите, чтобы ваши позы и жесты говорили о том, что вы слушаете собеседника. Помните, что партнер хочет обращаться с внимательным, живым собеседником.
4. Умейте сосредотачиваться на
том, что говорит собеседник. Это
требует сознательных усилий, поскольку
сосредоточенное внимание
5. Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника. Помните, что люди передают свои мысли и чувства «закодированными», в соответствии с принятыми социальными нормами.
6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения. Следить надо за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
7. Придерживайтесь одобрительной
реакции но отношению к
8. Прислушивайтесь к самому себе. Ваша озабоченность и эмоциональное возбуждение мешают слушать партнера. Если его речь и поведение затрагивают ваши чувства, постарайтесь выразить их, это прояснит ситуацию. Вам станет легче слушать собеседника.
9. Помните, что часто цель собеседника — получить от вас что-либо реальное или изменить ваше мнение, или заставить вас сделать что-либо. В этом случае действие — лучший ответ собеседнику.
(по материалам Интернет)
Причины ошибок при общении (по Р. С. Немову).
1. Недостаток информации о
В силу этой причины человек воспринимается и оценивается односторонне, например, только с положительной или же исключительно с отрицательной стороны. Естественно, сложившийся образ не будет соответствовать действительности.
2. Неверная информация о данном человеке, полученная из источников, не вполне достоверных. Часто в своих отношениях к людям мы руководствуемся сведениями, полученными из третьих рук. При этом мы неоправданно доверяем этим сведениям, часто забывая о том, что их источниками могут быть люди, восприятие которых весьма субъективно, а оценки предвзяты.
Для того чтобы избежать ошибок подобного рода, необходимо всегда интересоваться точками зрения других людей о данном человеке и не спешить делать окончательные выводы о человеке без достаточного личного опыта общения с ним.
3. Неспособность правильно
К сожалению, этим страдают практически все без исключения люди. Способность правильно воспринимать и оценивать людей не является врожденной. Соответствующие ей умения развиваются прижизненно и зависят от уровня общего интеллектуального развития человека, от имеющихся знаний и опыта, от профессии. Установлено, например, что люди, которые по роду своей профессиональной работы много общаются и должны хорошо понимать окружающих (врачи, психологи, актеры, политики, коммерсанты и т.д.), обладают более развитыми способностями правильного восприятия и оценки людей. Соответствующий жизненный опыт может приобрести каждый человек, интенсивно общаясь с разными людьми и всякий раз ставя перед собой задачу научиться их понимать.
4. Субъективная положительная или отрицательная установка на человека.
От такой установки трудно избавиться, особенно если она сложилась давно. Чтобы избавиться от этого хотя бы частично, постарайтесь ответить на вопросы: почему я отношусь к этому человеку именно так? Не потому ли, что он похож на кого-то другого из моего прошлого опыта? Заслуживает ли он такого отношения к себе?
Приемы активного слушания
(по Э. М. Александровской, Н. И. Кокуркиной, Н. В. Куренковой)
Основным приемом активного слушания является перефразирование. По своей сути оно представляет сравнение своей гипотезы с картиной внутреннего мира другого человека и, следовательно, умение понять чувства и слова собеседника. Когда человек слышит свои собственные мысли и чувства от другого, они звучат иначе, и эта разница усиливает их понимание. Существуют три основные причины перефразирования:
1. Для проверки восприятия: «Правильно ли я понял?»
Когда перефразирование здесь сделано точно, собеседник лучше понимает, как другой чувствует себя в подобной ситуации и как можно более эффективно помочь ему. Реакцией, как правило, служат фразы, подтверждающие точность или неточность сказанного: «Да, так и было», «Хорошо», «Нет, это было не так».
2. Для объяснения того, что сказал собеседник: «Ты это имел в виду?»
Такое перефразирование дает возможность для акцентирования некоторых моментов сказанного, часто оно открывает новые аспекты и позволяет посмотреть на происшедшее с другой позиции.
3. Для того, чтобы показать сопричастность.
Оно показывает, что слушающий хорошо понимает говорящего, вникает в то, что его волнует, и таким образом создает доверие.
Хорошее перефразирование:
Словно говорит «Я с тобой»;
Ухватывает сущность того, что сказал собеседник, опуская детали;
Передает общий смысл другими словами.
Правила эффективного общения по Д. Карнеги:
• Искренне интересуйтесь другими людьми.
• Улыбайтесь.
• Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
• Будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе.
• Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
• Начинайте разговор с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
• Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
• Указывайте на ошибки другого не прямо, а косвенно.
• Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника,
• Задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы приказывать.
• Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
Памятка (по В.М. Лещинскому и СВ. Кульневич)
Пытаясь использовать любые рекомендации по общению, помните:
- Помогут вам не отдельные советы сами по себе, а выработанная система, философия направленности па другого человека, в основе которой правило: человек становится таким, каким его видят другие. Поэтому — уважайте его, верьте в него, внушайте ему сознание его значительности, создавайте добрую репутацию. И человек будет стараться оправдать такое мнение о себе.