Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:30, контрольная работа
Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники". Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
Педагогическое проектирование. Принципы педагогического проектирования
Анализ программы (любого) предмета и оценка его роли в подготовке специалиста.
Технология создания проблемных ситуаций.
Проектирование перспективно-тематического плана по теме предмета.
Содержание
1.Педагогическое проектирование. Принципы педагогического проектирования.
Педагогическое проектирование - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.
Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники". Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
Педагогическое проектирование и педагогические технологии [51
В 1989 г. появляется первый самостоятельный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько, положивший начало этой важной отрасли педагогики.
Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.
Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.
Педагогический процесс для педагога есть главный объект проектирования.
Педагогический процесс представляет собой объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него - в рамках определенной подсистемы.
Педагогическая ситуация - составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.
Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого процесса.
Значение педситуаций огромно. Собственно, через них проявляется педпроцесс. Эта клеточка концентрирует в себе все достоинства и недостатки педпроцесса и педсистемы в целом. Выражаясь как конкретные воспитател! ные отношения, педситуаций реализуют их возможности.
Структура педситуаций внешне проста. В нее входят два субъекта деятельности (педагог и учащийся) и способы их взаимодействия. Но эта простота обманчива. Взаимодействие участников педситуаций строится как реализация их сложного внутреннего мира, их воспитанности и обученности.
Педситуаций могут возникать стихийно или предварительно проектироваться. Но и те, что возникли стихийно, разрешаются продуманно, с предварительным проектированием выхода из них.
Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, совершается как ряд последовательно следующих друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа (ступени) проектирования:
I этап - моделирование;
II этап - проектирование;
III этап - конструирование.
Педагогическое моделирование (создание модели) - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной моделн и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.
Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации, в результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности сучащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педагогический процесс.
Следующая ступень проектирования - создание проекта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно мысленно и выполняет функцию установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.
Третий этап проектирования - это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности - это уже методическая задача.
Формы педагогического проектирования - это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.
Концепция - одна из форм проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение концепции - изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.
Принципы педагогического проектирования
1. Принцип человеческих
Подчиняйте проектируемые педсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.
Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.
Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.
При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
2. Принцип саморазвития
Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.
2.Анализ
программы (любого) предмета и оценка
его ролив подготовке
Предмет: Физическая культура
Современное развитие производительных сил страны, научно-технический и социальный прогресс требуют подготовки для различных отраслей народного хозяйства специалистов, которые обладали бы глубокими знаниями, сознательно и творчески относились к труду. С развитием производства и ростом его автоматизации возникла необходимость рационально распределять рабочую силу и готовить специалистов, способных в будущем надежно обслуживать современную технику. В связи с этим, необходимо специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.
С развитием научно-технического прогресса, повсеместной компьютеризацией возникает множество проблем: детренированность организма из-за недостатка двигательной активности, напряженное эмоциональное состояние человека в процессе его повседневного труда, неблагоприятное влияние внешней среды. В связи с этим естественная физиологическая адаптация человека не успевает за ускорением темпов и изменением условий современной жизни. Возникают проблемы эмоционального возбуждения, нервно-психическая усталость и утомление, которые значительно снижают работоспособность. В связи с этим специалисты в области физической культуры и спорта исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности в различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке.
Поэтому проблема профессионально-прикладной подготовки очень актуальна, эта проблема неоднократно поднималась на научных конференциях, статьи на эту тему публиковались в сборниках студенческих докладов. Но, на мой взгляд, она остается нерешенной. Для решения этой проблемы необходимо объяснить студентам, насколько важна профессионально-прикладная подготовка, как она влияет на умственную способность и дальнейшую трудовую активность специалиста.
На данном этапе решения этой проблемы, необходимо, раскрыть ее смысл студентам. Они должны понять, что современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
-формировать необходимые прикладные знания,
-осваивать прикладные умения и навыки;
-воспитывать прикладные психофизические качества;
-воспитывать прикладные специальные качества.
Только заинтересовав их, возможно, добиться каких-то результатов в достижении этой цели. В процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед, путем самостоятельного изучения литературы, студенты должны получить прикладные знания, которые имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Также специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовке можно получить в учебном материале по другим дисциплинам. Этот этап очень важен, так как знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизическую основу, со знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Получив прикладные знания, студенты должны получить прикладные навыки и умения. Они обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.
Будущему специалисту необходимы прикладные психофизические качества. Прикладные психофизические качества – это перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта. Прикладные физические качества: быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, самообладание.
Для студентов некоторых специальностей необходимы специальные прикладные качества, которые развивают способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холод, жара, укачивание, недостаток кислорода и т. п. Их можно получить при помощи специальных упражнений. Например, для инженера строителя очень важно не бояться высоты, так как им по долгу работы придется подниматься на высоту. Поэтому комплекс упражнений профессионально прикладной подготовки должен учитывать это. Такой пример можно привести для любого другого специалиста.
Информация о работе Педагогическое проектирование. Принципы педагогического проектирования