Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 12:30, контрольная работа
Педагогическая технология - это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное "педагогическое производство". Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки "педагогической техники". Разрабатывая "советскую воспитательную технику", А.С. Макаренко на практике усовершенствовал "технику дисциплины", "технику разговора педагога с воспитанником", "технику самоуправления", "технику наказания". Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной, богатой натуры.
Педагогическое проектирование. Принципы педагогического проектирования
Анализ программы (любого) предмета и оценка его роли в подготовке специалиста.
Технология создания проблемных ситуаций.
Проектирование перспективно-тематического плана по теме предмета.
Ещё в начале двадцатого века преподаватели физкультуры убедились, что именно средствами физической культуры можно с успехом решать задачи профессионально-прикладного характера. На определенном этапе развития нашего общества, когда человеческий фактор не играл такой важной роли в общественном производстве, можно было ограничиться общей физической подготовкой. В настоящее же время остро встал вопрос об интенсификации производства, резком повышении качества подготовки специалистов к конкретным видам трудовой деятельности и, следовательно, возникла необходимость в профилировании физического воспитания с учетом требований избранной профессии.
Подобный подход давно разработан при подготовке высококвалифицированных спортсменов, где на базе общей физической подготовки целенаправленно развиваются физические качества и двигательные навыки, необходимые для выполнения конкретных действий, характерных для избранного вида спорта. Подобную аналогию можно провести и на примере освоения различных профессий. В соответствии с этими требованиями должны подбираться и физические упражнения, виды спорта и их элементы, направленные на преимущественное развитие профессионально важных качеств и навыков.
Главной задачей этого этапа развития профессионально прикладной подготовки является интенсивное внедрение прикладных знаний, чтобы студенты, а в дальнейшем специалисты понимали ее цель, сознательно и методически использовали средства физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. При этом прикладные знания должны быть рассчитаны не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего специалиста, руководителя производства.
Активное внедрение профессионально прикладной подготовки непременно приведет к положительным результатам. Здоровые, хорошо подготовленные специалисты необходимы нашей стране. Поэтому роль физической культуры и спорта в подготовке специалистов очень велика, и заслуживает большего внимания.
3. Технология создания проблемных ситуаций.
1. Чтобы создать проблемную
2. Задание должно
3.Проблемное задание дается
до объяснения усваиваемого
4.Проблемными заданиями могут быть:
1) усвоение;
2) формулировка вопроса;
3) практические здания.
5.Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
6.Очень трудную проблемную
Подготовленность ученика к проблемному учению определяется прежде всего его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами.
Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения? Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть 4 выхода:
1) Учитель сам ставит и решет проблему;
2) Учитель сам ставит и решет проблему, привлекая обучающихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;
3) Обучающиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;
4) Обучающиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).
Учебная проблема не тождественна задаче. Учебная проблема – форма реализации принципа проблемности в обучении. Учебная проблема – явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли, так же как любое суждение, пока оно не станет логически завершенным. Задача – явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (нужно найти «связь», «отношение» между известным и неизвестным). В условиях задачи обязательно содержатся такие элементы, как «данное» и «требования».
Основные функции учебной проблемы:
1) Определение направления умственного поиска, то есть деятельности ученика по нахождению способа решения проблемы.
2) Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности ученика по усвоению новых знаний.
К выдвигаемой проблеме нужно предъявить несколько требований. Если хоть одно из них не выполнить, проблемная ситуация не будет создана.
1. Проблема должна быть доступной пониманию
обучающихся. Вторым требованием является посильность выдвигаем
2. Формулировка проблемы должна заинтересовать
3. Немалую роль играет естественность
Постановка учебной проблемы осуществляется в несколько этапов:
а) анализ проблемной ситуации;
б) осознание сущности затруднения – видение проблемы;
в) словесная формулировка проблемы.
Учебная проблема не является проблемой для учителя. Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос или проблемную задачу. Такая постановка ведет к возникновению проблемной ситуации принятию учеником проблемы, сформулированной и поставленной учителем.
Процесс постановки учебной проблемы должен осуществляться с учетом основных логических и дидактических правил:
1) отделение (ограничение) известного от неизвестного,
2) локализация (ограничение) неизвестного,
3) определение возможных условий для успешного решения,
4) наличие в формулировке проблемы неопределенности.
4.Проектирование перспективно-тематического плана по теме предмета.
ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ «Экономика»
Всего часов - 94 (в т. ч. Лабораторно-практических занятий 12 часов)
№ п./п. |
Тема урока |
Колич. часов |
Форма урока |
Содержание урока |
Учебная, методическая литература |
Домашнее задание |
Раздел 1. Экономика и экономическая наука |
И.В.Липсиц Экономика учебник Книга 1, издательство «Вита-пресс», Москва-2000 |
страницы | ||||
Тема 1.1. Главные вопросы экономики |
||||||
1 |
Введение. Понятие экономики. Основы хозяйственной жизни человечества |
1 |
Усвоение новых знаний |
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими науками. Роль экономики при подготовке специалистов в современных условиях. Понятие об экономике. Даровые блага. Экономические блага. Факторы производства. |
5-22 | |
2 |
Ограниченность экономических ресурсов. |
1 |
Усвоение новых знаний |
Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. |
22-28 | |
3-4 |
Главные вопросы экономики |
2 |
Комбинир. урок |
Что производить и в каком количестве? Как производить? Для кого производить? |
28-34 | |
5-6 |
Прибыль |
2 |
Комбинир. урок |
Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. |
С. В. Соколова Основы экономики, Москва, 2005 |
104-108 |
7 |
Практическое занятие №1 «Расчет прибыли и рентабельности продукции» |
1 |
Лабораторно-практическое занятие |
Расчет прибыли и рентабельности продукции. Расчет финансовых результатов предприятия |
повторение | |
Тема 1.2. Типы экономических систем |
||||||
8-9 |
Типы экономических систем |
2 |
Усвоение новых знаний |
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. |
34-51 | |
10-11 |
Участие государства в хозяйственной деятельности. |
2 |
Комбинир. урок |
Участие государства в хозяйственной деятельности. |
Сдаем основы экономики, Ростов,2005 |
125-133 |
Раздел 2. Семейный бюджет |
||||||
Тема 2.1 Доходы и расходы семьи |
||||||
12 |
Бюджет семьи |
1 |
Комбинир. урок |
Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. |
219-225 | |
13 |
Практическое занятие №2 «Составление бюджета семьи» |
1 |
Лабораторно-практическое занятие |
Составление бюджета семьи. Определение профицита, дефицита |
повторение | |
14 |
Страхование. Рациональный потребитель |
1 |
Усвоение новых знаний |
Страхование. Рациональный потребитель |
||
Раздел 3. Рыночная экономика |
||||||
Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие |
||||||
15 |
Спрос |
1 |
Комбинир. урок |
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. |
51-57 | |
16-17 |
Предложение |
2 |
Комбинир. урок |
Закон предложения. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
57-64 | |
18-19 |
Практическое занятие №3 «Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия» |
2 |
Лабораторно-практическое занятие |
Анализ спроса и предложения, рыночного равновесия. Решение задач по эластичности спроса и предложения |
повторение | |
Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы |
||||||
20-21 |
Предприятие (фирма). |
2 |
Комбинир. урок |
Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. |
179-194 | |
22-23 |
Организационно-правовые формы предприятий. |
2 |
Комбинир. урок |
Классификация предприятий. |
181-185 | |
24-25 |
Практическое занятие №4 «Расчет издержек и выручки» |
2 |
Лабораторно-практическое занятие |
Определение издержек, себестоимости, выручки от продажи |
повторение | |
26-27 |
Производство, производительность труда. |
2 |
Усвоение новых знаний |
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. |
С. В. Соколова Основы экономики, Москва, 2005 |
84-87 |
28-29 |
Практическое занятие №5 «Расчет длительности производственного цикла. Расчет производительности труда» |
2 |
Лабораторно-практическое занятие |
Расчет длительности производственного цикла. Расчет производительности труда |
повторение | |
Тема 3.3. Фирма и конкуренция |
||||||
30-31 |
Собственность. |
2 |
Комбинир. урок |
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. |
1)С. В. Соколова Основы экономики, Москва, 2005 |
17-23 |
32-33 |
Конкуренция. |
2 |
Комбинир. урок |
Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. |
2) И.В.Липсиц Экономика учебник Книга 2, издательство «Вита-пресс», Москва-2003 |
1) 209-219 2)118-132 |
34 |
Антимонопольная политика государства. |
1 |
Комбинир. урок |
Антимонопольная политика государства. |
2)132-145 | |
35 |
Экономическая свобода. Значение специализации и обмена |
1 |
Комбинир. урок |
Экономическая свобода. Значение специализации и обмена |
2)102-108 | |
Раздел 4. Труд и заработная плата |
||||||
Тема 4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата |
||||||
36 |
Труд. Рынок труда. |
1 |
Комбинир. урок |
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. |
1)115-119 | |
37-38 |
Заработная плата. |
2 |
Комбинир. урок |
Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Форма оплаты труда. |
1)119-125 | |
39-40 |
Организация оплаты труда. |
2 |
Комбинир. урок |
Организация оплаты труда. |
1)125-136 | |
41 |
Материальная заинтересованность работников |
1 |
Комбинир. урок |
Материальная заинтересованность работников |
Материалы конспекта | |
42 |
Практическое занятие №6 «Составление трудового договора» |
1 |
Лабораторно-практическое занятие |
Составление трудового договора |
повторение | |
Тема 4.2. Безработица. Профсоюзы |
||||||
43 |
Безработица |
1 |
Усвоение новых знаний |
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. |
1)158-179 | |
44 |
Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
1 |
Комбинир. урок |
Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
1)144-158 | |
45-46 |
Профсоюзы |
2 |
Комбинир. урок |
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. |
1)136-144 подготовка к контр.работе | |
47 |
Контрольная работа по разделам «Экономика и экономическая наука», «Семейный бюджет», «Труд и заработная плата» |
1 |
Контроль знаний |
Контрольная работа по разделам «Экономика и экономическая наука», «Семейный бюджет», «Труд и заработная плата» |
повторение | |
Раздел 5. Деньги и банки |
||||||
Тема 5.1. Понятие денег и их роль в экономике |
||||||
48 |
Деньги |
1 |
Усвоение новых знаний |
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. |
1)83-88 | |
49-50 |
Денежное обращение |
2 |
Комбинир. урок |
Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. |
1)100-104 | |
51-52 |
Роль денег в экономике |
2 |
Комбинир. урок |
Роль денег в экономике |
1)88-100 | |
Тема 5.2. Банковская система. Финансовые институты |
||||||
53 |
Понятие банковской системы. |
1 |
Комбинир. урок |
Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. |
2)206-214 2)217-223 | |
54-55 |
Финансовые институты |
2 |
Комбинир. урок |
Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. |
2)214-217 2)233-242 | |
Тема 5.3. Инфляция и ее социальные последствия |
||||||
56-57 |
Инфляция |
2 |
Комбинир. урок |
Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. |
1)104-115 | |
58-59 |
Антиинфляционная политика |
2 |
Комбинир. урок |
Антиинфляционная политика. Государственная система антиинфляционных мер |
2)132-145 | |
Раздел 6. Государство и экономика |
||||||
Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага |
||||||
60 |
Государство как рыночный субъект. |
1 |
Комбинир. урок |
Государство как рыночный субъект. |
1)259-270 | |
61-62 |
Экономические функции государства |
2 |
Комбинир. урок |
Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. |
2)10-23 | |
63-64 |
Финансовое регулирование |
2 |
Комбинир. урок |
Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них |
1)270-275 | |
Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов |
||||||
65 |
Система налогообложения |
1 |
Комбинир. урок |
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. |
1)275-280 | |
66-67 |
Практическое занятие №7 «Расчет основных видов налогов» |
2 |
Лабораторно-практическое занятие |
Расчет основных видов налогов |
повторение | |
68-69 |
Система и функции налоговых органов |
2 |
Комбинир. урок |
Налоговые органы. Функции налоговых органов |
1)280-284 | |
Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг |
||||||
70 |
Государственный бюджет
|
1 |
Комбинир. урок |
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета |
||
71-72 |
Государственный долг и его структура |
2 |
Комбинир. урок |
Роль государства в кругообороте доходов и расходов. |
1)287-294 | |
Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы |
||||||
73 |
Цели национального производства и состав ВВП. |
1 |
Комбинир. урок |
Цели национального производства и состав ВВП |
Материалы конспекта | |
74 |
Практическое занятие №8 «Выполнение расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП» |
1 |
Лабораторно-практическое занятие |
Выполнение расчета ВВП. Номинальный и реальный ВВП |
повторение | |
75-76 |
Экономический цикл. |
2 |
Комбинир. урок |
Основные факторы экономического роста. Экономический подъем. Экономический спад. Депрессия. |
2)242-275 | |
77-78 |
Неравенство доходов и его измерение |
2 |
Круглый стол |
Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. |
1)232-248 | |
Раздел 7. Международная экономика |
||||||
Тема 7.1. Международная торговля |
||||||
79-80 |
Международная торговля |
2 |
Усвоение новых знаний |
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. |
2)275-285 | |
81 |
Государственная политика в области международной торговли |
1 |
Комбинир. урок |
Государственная политика в области международной торговли Фритредерство. Таможенная пошлина |
2)285-297 | |
Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы |
||||||
82 |
Валюта |
1 |
Комбинир. урок |
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса |
2)297-300 | |
83-84 |
Факторы, определяющие валютные курсы |
2 |
Комбинир. урок |
Факторы, определяющие валютные курсы |
2)300-306 | |
85-86 |
Глобальные экономические проблемы. |
2 |
Комбинир. урок |
Глобальные экономические проблемы. |
2)317-324 | |
Тема 7.3. Особенности современной экономики России |
||||||
87-88 |
Экономические реформы в России. |
2 |
Комбинир. урок |
Экономические реформы в России. Экономический рост |
Материалы конспекта | |
89 |
Инвестиционный климат в современной России. |
1 |
Комбинир. урок |
Инвестиционный климат в современной России. |
Материалы конспекта | |
90-91 |
Россия и мировая экономика |
2 |
Комбинир. урок |
Россия и мировая экономика |
Подготовка к контр.работе | |
92 |
Контрольная работа по разделам «Деньги и банки», «Государство и экономика», «Мировая экономика» |
1 |
Контроль знаний |
Контрольная работа по разделам «Деньги и банки», «Государство и экономика», «Мировая экономика» |
повторение | |
93-94 |
Зачет по дисциплине (дифференцированный) |
2 |
Контроль знаний |
Список использованной литературы
1. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И.
Технологии профессионально-
2.Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. – М.:Академия, 2007. – 256 с.
3. Краевский В.В. Основы обучения.
Дидактика и методика: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской.
– М.:Издательский центр «Академия», 2007.
– 352 с.
4. Кругликов Г.И. Методика профессионального
обучения с практикумом: Учебное пособие
для студентов высш. учеб. заведений / Григорий
Исаакович Кругликов. – М.:Издательский
центр «Академия», 2005. – 228 с.
5. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера
профессионального обучения: учеб. пособие
для студ. сред. проф. образования / Г.И.
Кругликов. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский
центр «Академия», 2008. – 272 с.
6. Курсовое проектирование по дисциплине
«Организация и методика профессионального
обучения»: Методические рекомендации
для студентов специальности 050501 «Профессиональное
обучение (по отраслям)» отраслевая специализация
«Информатика и вычислительная техника»
/ Сост. И.А. Гулида / Сибирский профессионально-педагогический
колледж. – Омск, 2008. – 26 с.
7. Педагогические технологии: Учебное
пособие для студентов педагогических
специальностей / Под общей редакцией
В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов
н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. – 336
с.
Информация о работе Педагогическое проектирование. Принципы педагогического проектирования