Педагоги-новаторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 16:42, статья

Краткое описание

В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Особенности педагогический новаций и идей В.Ф. Шаталова, И.П. Волкова, Ш.А.Амонашвили, С.И. Лысенковой.

Вложенные файлы: 1 файл

педагоги-новаторы.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

    В конце 70 – начале 80-х гг. в общественно-педагогической жизни появился большой отряд  педагогов-новаторов, педагогов-практиков. Они выступали под девизом  «Творчество учителя – творчество ученика». Заинтересованность собственным  предметом, способность провести урок со стопроцентным участием учеников, умение любить и уважать личность ученика с самых первых дней его нахождения в школе – это признаки истинного учителя, педагога.

    В 1979 г. издательство «Педагогика» впервые начало печатать серию книг «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки». В первых книгах этой серии был опубликован педагогический опыт таких педагогов, как С.И. Лысенкова, Ш. Амонашвили, В.Ф. Шаталов, Е.И. Ильин.

    Педагоги-новаторы развивают такое направление в педагогике, как педагогика сотрудничества. Педагогика сотрудничества строится на воспитательном подходе к обучению, который учит о том, что следует определять ребенка не по его знаниям, а определение ребенка должно исходить от его отношения к людям, к труду, моральным ценностям и качествам.

    Шаталов разработал такой индивидуальный подход, который охватывает единовременно всех учеников. Этот подход заключается в создании атмосферы увлеченной и творческой работы.

    Индивидуальный  подход рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллективной работы. Шаталов был сторонником освобождения детей от недостойного страха перед двойкой. Он говорил, что надо вселять в них оптимизм, предоставлять возможность почувствовать свой успех в учебе. Для достижения этих целей Шаталов делал следующее: он объяснял материал предельно четко, логично, применяя наглядные блок-схемы, показывающие логические связи изучаемого материала, при ответе ученики опираются на блок-схему, на дом даются первоначально задачи, аналогичные тем, что давались на уроке. Результатом является то, что даже «слабые», но стремящиеся учиться дети достигают успеха. Далее с овладением материала ученики могут сами творчески выбирать задания из предложенных вариантов, дети могут сами находить творческие решения, во время проверки исправляются ошибки, однако оценки не ставятся. Знания проверяются после изучения темы всеми учениками.

    Шаталов считал, что ключевые методические инструменты педагога – это участие, осознание внутреннего мира ребенка, его волнений, сомнений, слабостей.

    Персональное  влияние на личность ребенка посредством  работающего, творящего коллектива свойственно многим педагогам-новаторам. Учитель И.П. Волков, преподающий труд и черчение, полагал, что при развитии стремлений и способностей ученикам нужно испытать себя в разнообразных видах деятельности. Он создал «свободную мастерскую», в которой были собраны разнообразные инструменты и материалы. Любой ученик мог выбрать дело по своему усмотрению, при этом учитель не ограничивал его инициативы. Существовало только одно правило: «Научился сам, научи товарища».

Волков убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабливаемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, И.П. Волков в самых обычных классах, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводит синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что “все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями”. А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.

  И.П. Волков, решая учить ребят творчеству, рассуждает так. В мире есть дети, одаренные в какой-либо преимущественно одной области: музыке, изобразительном искусстве и др. Но это чрезвычайно редкий дар природы, а в общей массе они имеют обыкновенные задатки, т.е. потенциальные способности. Если создать им благоприятные условия, то они могут быть развиты даже до высокого уровня. Но дело в том, что эти таланты проявляются, так сказать, не в один момент, а одни раньше, другие позже. Значит, поиск и последующее развитие творческих способностей ребят надо вести не один год. Ученику следует дать возможность практически активно проявить себя в самых разных видах деятельности и творчества. Творчеству надо обучать!

  В учебный процесс необходимо включать различные виды труда и поощрять творчество ребят. Для этого в  начальных классах были разработаны уроки творчества. Исходными принципами при проектировании и организации этих уроков И. П.Волков взял следующие: 1) знания как фундамент творчества; 2) строгий отбор учебного материала; 3) многократность повторения; 4) разностороннее развитие ученика; 5) формирование устойчивого интереса к ребенку; 6) обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого;

7) контроль  учителя за работой ученика;  индивидуальный подход.

  Для построения процесса обучения учитель-новатор  предлагает 19 видов работ. Используется принцип межпредметных связей и блочное изучение учебного материала. Отрабатываются приемы труда, в результате создается творческий продукт.

  Новаторская идея И.П. Волкова заключается в  том, что он создал механизм выявления  творческих способностей ребят и их развития. В школе с 4-го класса была введена “Творческая книжка школьника”. В нее записывается содержание самостоятельных и творческих работ ученика, выполненных сверх учебной программы. За 7 лет ведения книжки в ней будет 50-80 уроков— все зависит от творческой активности самого ученика, который ищет себя и определяет, где и в чем его способности проявляются лучше или хуже. Ко времени окончания школы вполне проясняются профессиональные предпочтения и склонности ученика.

  Практика показала, что для творческих занятий в школе нужны и творческие комнаты. В одной школе их может быть много. Для их создания используются предметные кабинеты после уроков. Методика и организация в них существенно отличается от традиционных форм внеклассной работы. И.П. Волков их определяет так.

  1. В любую творческую комнату  может прийти ученик любого  класса в любое время учебного  года (независимо от успеваемости  или развития) и установить свой  ритм работы (систематически или  “через раз”).

  2. В творческой комнате любого типа ученик независимо от возраста получает начальную профессиональную подготовку.

  3. Организация и методика работы  творческой комнаты уникальны  для каждого случая и зависят  от цели, поставленной учителем.

  И.П. Волков выделяет три возможных варианта схем обучения: прямой (кратчайший путь), по дуге и по бесформенной кривой. Это зависит от объема изучаемого материала. Он определил пять систем обучения: 1) линейно-последовательная; 2) разорванная; 3) параллельная; 4) блочно-параллельная; 5) основанная на ассоциативных связях. Автор раскрывает особенности названных систем обучения, оценивая их достоинства и недостатки.

В целом  система И.П. Волкова способствует формированию у школьников интереса к творчеству, потребности в нем.

    В процессе своей работы педагоги-новаторы пытались преодолеть необщительность школьного классного мира и несвязанность обучения с жизнью. Учитель Е.И. Ильин предлагал сделать уроки литературы уроками человековедения. 
 

Педагоги-новаторы. Ш.А.Амонашвили. Установление гуманных отношений в процессе обучения Учебно-познавательная деятельность школьника стимулируется не только посредством интересного учебного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений, которые утверждает педагог в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения школьник охотно и легко принимает учебно-познавательную задачу.

    Школьник  постоянно должен ощущать, что с  ним считаются, ценят его мнение, доверяют, советуются. Одновременно содержание обучения, в связи с которым организуется такая воспитательная среда, должно создавать условия, для того чтобы обеспечить школьнику возможность высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать. В обучении управление школьной жизнью учащихся с их  же позиции осуществляется методическими приемами, которые ставят учащихся в ситуации свободного выбора и самостоятельного принятия решений. Ш.А. Амоношвили приводит следующие примеры: учащимся предлагается самим выбрать себе домашнее задание по любому предмету или группе предметов. В таких случаях обычно педагог обращается к ним в следующей форме Домашнее задание сегодня я вам не задам, сли кто хочет, путь сам задаст себе задания, а завтра покажет

нам. На другой же день педагог заинтересованно выясняет, кто какое задание выполнял и почему, одобряет усердие детей и т. п. Детям предлагается придумать тему, по которой они будут писать в классе сочинение. Предложенные темы записываются на доске, и весь класс выбирает 3 5 из них, затем по ним пишут маленькие сочинения, рассказы и сказки. Другой вариант этого приема педагог сам дает несколько формулировок тем на выбор и разъясняет, что учащиеся, если захотят, могут придумать свою тему для сочинения.

    Обычно  для заучивания часть детей выбирают одно стихотворение, а часть другое и объясняют свой выбор. По установленному плану на изучение этой темы мы должны затратить пять уроков, говорит учитель. Может быть, мы с вами попытаемся изучить ее, притом основательно, за четыре урока Тогда у нас в запасе останется еще один урок. А раньше мы сэкономили шесть уроков. В конце года мы все вместе подумаем, изучению какого материала мы посвятим оставшееся время. Обычно учащиеся охотно принимают такое предложение педагога, а в конце учебного года за счет сэкономленных таким образом 6 7 уроков устраиваются учебно-познавательные конференции, готовятся доклады, проводятся конкурсы, утренники и т. д.

    Ш.А.Амоношвили считал, что нужно постоянно проявлять  веру в возможности и перспективы  каждого школьника. В процессе индивидуальной работы Ш.А.Амоношвили подходит то к одному, то к другому ученику, особенно к тем, которые нуждаются в помощи, дает советы, тихо ободряя .

 В  экспериментальном обучении Ш.А.Амоношвили  суть выявления уровня знаний, умений и навыков видел в  том, чтобы в этом же процессе, с одной стороны, усовершенствовать эти же самые знания, умения и навыки, с другой помочь школьнику обнаружить в них пробелы, недостатки и преодолеть их. В условиях такой мотивации процесс выявления знаний, умений и навыков приобретает форму деловых отношений между педагогом и учащимися, форму анализа и самоанализа, критики и самокритики, оценки и самооценки. Выявление уровня знаний, умений и навыков школьников в экспериментальном обучении происходило как в процессе работы над новым материалом, так и при решении разных упражнений и задач, выполнении письменных работ, при применении знаний в разных условиях, в повседневных наблюдениях учителя за ходом учебно-познавательной деятельности учащихся и т. д. Основной компонент урока организация и управление процессом присвоения школьниками учебного материала заключал в себе и задачу выявления качества присвоенных учащимися знаний в таких случаях ставились такие учебные задачи Чему я научился, Есть ли пробелы в моих знаниях Как их восполнить Что я знаю и чего не знаю и т. д  

ЛЫСЕНКОВА С.Н.

российский педагог, народный учитель СССР, учитель начальных  классов средней школы (Москва). Разработала  основы методики "перспективного обучения" учащихся начальных классов.

Формирование  учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого. Специфика этого способа заключается в последовательной и целенаправленной отработке активности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть формирования способов самоорганизации деятельности.

В этом направлении  и работала С.НЛысенкова, предложив в итоге «идею опережающего обучения.

На освоение темы одним детям нужно пять уроков, другим – пятьдесят. Заранее подбираясь к будущей сложной теме, С.НЛысенкова дает всем детям необходимое время для созревания мысли. При этом сильные дети получают возможность отвечать на вопросы, которые еще не изучались в классе, пользоваться интуицией, догадкой, отчего они быстро развиваются и не скучают среди более слабых детей, не отвлекают от работы, как это часто случается.

Опережение  Лысенковой – это не гонка вперед любыми средствами. Это не шесть часов на тему вместо отведенных по программе восьми, а как раз наоборот: значительное увеличение времени на прохождение каждой сложной темы! Софья Николаевна умеет учить успешно всех, а классы коррекции считает преступлением против детей.

Опережение Лысенковой – это не загруженные школьными  уроками и домашними заданиями  с утра до вечера ученики. Это учеба, при которой дети, по словам самой Софьи Николаевны, могут и должны пользоваться всеми благами жизни в столице – музеями, театрами, спортивными секциями, музыкальным и художественным образованием – и просто гулять. У Лысенковой строгое правило: вторая половина дня принадлежит детям, и школа не должна на нее посягать.

Открытию Софьи  Лысенковой уже больше тридцати лет. В 1968/69 учебном году была введена новая программа – тогда четыре года начальной школы были сокращены до трех, арифметика стала математикой. Для многих этот переход от трудного к еще более трудному оказался непосильным. Все кричали о провале.

Информация о работе Педагоги-новаторы