Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:30, курсовая работа
Познакомиться с особенностями пейзажа в разное время года.
В связи с этим были поставлены задачи:
- познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния в зависимости от смены времен года ;
- учить находить красоту природы в разных ее состояниях;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- ознакомить с творчеством художников, работающих в этом жанре.
Введение
Раздел 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства
1.1 Жанр пейзаж
1.2 Братья Лимбурги. Времена года
1.3 Последовательность работы над пейзажем
Раздел 2. Методика провидения занятий по теме
2.1 Урок «Любимое время года»
2.2 Сценарий урока
2.3 Практическая работа учеников
2.4 Возможные темы дальнейших занятий
2.5 Наглядность для учеников: фото и видеоматериалы(диск)
Выводы
Рекомендуемая литература
2.1 Урок «Любимое время года»
2.2 Сценарий урока
2.3 Практическая работа учеников
2.4 Возможные темы дальнейших занятий
2.5 Наглядность для учеников: фото и видеоматериалы(диск)
Выводы
Рекомендуемая литература
В переводе с французского слово “пейзаж” (paysage) означает “природа”. Именно так именуют в изобразительном искусстве жанр, главная задача которого — воспроизведение естественной или изменённой человеком природы.
Кроме того, пейзаж — это конкретное художественное произведение в живописи или графике, показывающее зрителю природу. “Героем” такого произведения является естественный или выдуманный автором природный мотив.
Элементы пейзажа можно обнаружить уже в наскальной живописи. В эпоху неолита первобытные мастера схематично изображали на стенах пещер реки или озера, деревья и каменные глыбы. На плато Тассилин-Аджер в Сахаре были обнаружены рисунки со сценами охоты и перегона стад. Рядом с фигурками животных и человека древний художник схематично нарисовал простенький пейзаж, не дающий возможности конкретизировать место действия. В искусстве Древнего Востока и Крита пейзажный мотив — довольно часто встречающаяся деталь настенных росписей. Так, недалеко от селения Бени-Хасан в Среднем Египте были найдены скальные гробницы древнеегипетских правителей, живших в 21-20 веках до н.э. Одна из многочисленных фресок, покрывавших стены погребальных камер, изображает дикую кошку, охотящуюся в густых зарослях. Среди росписей залов знаменитого Кносского дворца на острове Крит обнаружена роспись, названная исследователями “Куропатки в скалах”.
В древнеримском городе Стабии, разрушенном, как и Помпеи, во время извержения Везувия, среди других росписей, найденных в одном из патрицианских домов, выделяется фреска “Морской порт”, представляющая собой настоящий морской пейзаж.
В качестве самостоятельного жанра пейзаж появился уже в VI веке в китайском искусстве. Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных в основном тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Традиции китайской пейзажной живописи оказали большое влияние и на японское искусство.
В Европе пейзаж как отдельный жанр появился намного позже, чем в Китае и Японии. В период Средневековья, когда право на существование имели лишь религиозные композиции, пейзаж трактовался живописцами как изображение среды обитания персонажей.
Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы. В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург — создатели очаровательных миниатюр к часослову герцога Беррийского. Эти изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года и соответствующих им полевых работах и развлечениях, показывают зрителю природные ландшафты, выполненные с мастерской для того времени передачей перспективы.
Ярко выраженный интерес к пейзажу заметен в живописи Раннего Возрождения. И хотя художники еще очень неумело передают пространство, загромождая его ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, многие картины свидетельствуют о стремлении живописцев добиться гармоничного и целостного изображения природы и человека. Таково полотно “Шествие волхвов” (первая половина XV века, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) итальянского мастера Стефано ди Джованни по прозвищу Сасетта.
Времена годаВ истории мировой культуры есть памятники, в которых человеческий гений выражает себя с удивительной щедростью.К таким абсолютным вершинам духовного творчества человечества принадлежат миниатюры ''Времена года'', созданные братьями Лимбургами для ''Великолепного Часослова герцога Беррийского'' (1406-1416). Миниатюры предназначались для украшения календаря Часослова и посвящены трудам и развлечениям 12 месяцев года.
Сцены придворной охоты и пиров перемежаются с изображением пахоты, сенокоса, уборки урожая. Часослов представляет огромный интерес как памятник средневековой науки и культуры, дающий точное представление о архитектурном облике дворцов и замков, о костюме, быте, орудиях труда, утвари того времени.
Описание миниатюр
Январь
Миниатюра была посвящена месяцу февралю,а именно суровой жизни крестьян в зимнее время.На переднем плане мы видем женщину и двух молодых людей, согревающихся при помощи огня.Дом лишен фасада и поэтому можно увидеть его внутреннюю обстановку и людей, находящихся там. Большое значение автор этой картины придает снегу, на фоне которого мы видим всю ясность долгого, тяжелого зимнего дня.
Март
На картине изображены первые работы крестьян в году: время посева и вспахивания.Данный сюжет, возможно, был задуман Полем де Лимбуром, а воспроизведен неизвестным живописцем где-то в 1440. На заднем плане мы видим прекрасный замок Люзинян; дальше видно пуатвинскую башню, с которой сбегает фея Мелюзина и часовую башню.Следует заметить, что присутствие башен на полотне подчеркивает их могущественность и их символическое значение.
Апрель
Приход весны олицетворяет веру в новую жизнь. Трава зеленеет и на переднем плане можно увидеть только что образовавшуюся пару влюбленных, которые обмениваются кольцами в присутствии своих родных и близких. Весна – это красота, радость, наслаждение, - все это располагает к празднованию изображенного события: праздник рыцаря и прекрасной девы.
Братья Лимбер особое внимание обращают на игру красок, на пейзаж во всем его целом видении, на одежду, жесты персонажей.
Май
Эта сцена представлена братьями Лимбур и освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви. В полночь все жители города приходили в лес. И город становился так называемым «храмом счастья». А ранним утром горожане, «вооружившись» цветами, ветвями деревьев, гладиолусами устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах, а хозяева сажали их в землю чтобы прославить этот торжественный день.
Июнь
Автор придал персонажам чувство собственного достоинства изображая их за своим делом, за своим занятием.
Июль
На картине представлены сельскохо-зяйственные работы.
Август
Сцена изображения августа, написана кистью братьев Лимбур между 1410-1416 гг. первый план картины иллюстрирует дворянскую страсть к охоте на дичь, на крупную хищную птицу, такую как, например ястреб, пищей которого является -журавль, лебедь, водоплавающая птица, утка. Из-за своей ловкости ястреб являлся для дворян символом хорошего обучения, воспитания, мужества, храбрости. В те времена ястреба преподносили как подарок в знак дружбы или любви.
Сентябрь
На переднем плане изображен сбор винограда: женщина в белом фартуке кажется беременна, молодые люди собирают виноград; двое других отдыхают и один из них пробует изюм; у другого корзинка в руках.
На втором плане виден замок. Его архитектуру можно сравнить с мечтой поэта…Башни олицетворяют защиту, могущественность. А в середине поля для сбора винограда появляется персонаж, показывающий ягодицы – данное действие противопоставляется описанию замка.
Октябрь
В центре изображен донжон(главная башня замка), затем, справа налево находится башня Гранильного искусства, и башня с большой часовней. На берегу реки Сены прогуливаются люди, одетые в мрачные, ничем не отличающиеся друг от друга одежды, характерные для 15 века. Сороки и вороны не являются олицетворением любви как, например, жаворонки или воробьи. Они созданы для изображения дьявола. и для того, чтобы бросить вызов Богу.
Ноябрь
Картина представляет собой деревенский пейзаж: сбор желудей. Стадо свиней пасется в дубовом лесу. На первом плане один их свинопасов сбивает палкой желуди, чтобы свиньи могли наесться. Огромная собака наблюдает за животными. Свини являются неотъемлемой частью сельской жизни и пищей для человека.
Декабрь
Картина представляет собой псовую охоту: охотничья собака получает знак к травле. Чтобы след кабана можно было взять быстрее, например, чем след оленя, ложатся на землю и дожидаются мертвой тишины. Картина представляет собой зимнюю охоту, во время которой прибегают к использованию шпаг, для того, чтобы убить животное.