Пейзаж в разное время года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Познакомиться с особенностями пейзажа в разное время года.
В связи с этим были поставлены задачи:
- познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния в зависимости от смены времен года ;
- учить находить красоту природы в разных ее состояниях;
- способствовать развитию художественного вкуса;
- ознакомить с творчеством художников, работающих в этом жанре.

Содержание

Введение
Раздел 1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства
1.1 Жанр пейзаж
1.2 Братья Лимбурги. Времена года
1.3 Последовательность работы над пейзажем

Раздел 2. Методика провидения занятий по теме
2.1 Урок «Любимое время года»
2.2 Сценарий урока
2.3 Практическая работа учеников
2.4 Возможные темы дальнейших занятий
2.5 Наглядность для учеников: фото и видеоматериалы(диск)
Выводы
Рекомендуемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по методике.docx

— 4.83 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Последовательность работы над пейзажем

 

   Приступая к пейзажному этюду, следует, прежде всего, позаботится о выборе наилучшей точки наблюдения, с которой весь будущий пейзаж воспринимается цельно, смотрится выразительно, когда четко определяются планы. Если в композиции этюда нужно показать деревья целиком, то надо находиться от них на достаточном удалении, расстояние должно быть не менее 2-3 величин объекта по большой стороне изображаемого предмета.

 

  Рамка-видоискатель, вырезанная из  бумаги, поможет найти композиционное  решение в соответствии с замыслом  и конкретной задачей. Чтобы этюд  был хорошо скомпонован, следует  сосредоточить свое внимание  только на то, что составляет  основу, главный сюжет изображения, при этом необходимо отказаться  от всего второстепенного.(12.221)

 

  Одна из главных композиционных  задач – это с самого начала  определить на плоскости этюда  крупные соотношения земли и  неба. Все элементы пейзажа в  дальнейшем будут строиться в  зависимости от линии горизонта. Горизонт в свою очередь не  должен делить картинную плоскость  на две равные части. Этюд смотрится  интереснее, когда на нем показано  либо больше неба, либо наоборот, больше земли.(12.221)

 

  Цветовое отношение между отдельными  объектами, участками, и планами  видимой натуры, правильная передача  общего цветового состояния природы  зависит от освещения. Освещение  в пейзаже во многом определяет  успех построения эмоционально-выразительного  пейзажного этюда. На первых этапах  обучения следует научить детей  чувствовать роль воздушной перспективы  и освещения, нужно выработать  у них способность замечать  не предметные цвета, а обусловленные освещением и удаленностью изменения цвета предметов.(12.222)

 

  В.В. Мешков говорил: «Работая с  натуры, необходимо, конечно, помнить, что задача живописца заключается  не в фотографическом изображении  природы, а в создании эмоционального  образа…. Следует смотреть на  природу просто, внимательно, пытаясь  понять общее впечатление, и от  него идти к деталям. Природа  прекрасна, и когда наблюдаешь  ее, нужно не выдумывать, а смотреть  и смотреть как можно больше. Как бы ни была богата фантазия, природа все равно богаче. Это  всегда нужно иметь в виду».(13.76)

 

  При работе на пленере, следует  устанавливать пропорциональное  различие цветов, перспективное  изменение обусловленного цвета  на разных планах, одновременно  держа их в поле зрения. В  пейзажном этюде нужно начинать  писать с целого, а не с деталей, следуя принципу: от общего –  к деталям, с последующим обобщением. Вначале прокладываются общие  цветовые пятна, а затем, когда  большие цветовые отношения установлены, переходят к проработки деталей.(12.222)

 

  Решив композицию будущего этюда  в первоначальном наброске, намечается  на рабочем листе карандашом  или сразу кистью главные части  пейзажного мотива и пропорции  больших масс. Затем, уточняется  месторасположение отдельных элементов  пейзажа в соответствии с пространственными  планами, в пределах которых они  находятся, в подмалевке одним  цветом.(12.223)

 

  Далее необходимо переходить  к работе в цвете с учетом  общего освещения.

 

  В изображении пространства в  пейзаже большую роль играет  проработка формы живописных  объектов, которые находятся на  различных пространственных планах. Чтобы передать глубину в пейзаже, нужно более конкретно прописывать  формы предметов или объектов  переднего плана. На передних  планах отчетливее проступают  собственные цвета предметов, здесь  они выглядят объемнее, насыщеннее, с контрастной светотенью. При  решении дальних планов нужно  учитывать законы воздушной перспективы. По мере удаления от зрителя  формы предметов теряют объемность  и приобретают уплощенный, силуэтный  характер, ослабевает их насыщенность  – цвета становятся обусловленными  воздушной средой и зависят  от степени удаления от зрителя.(12.223)

 

  Исходя из вышесказанного, можно  вы делить три основных этапа  выполнения пейзажа.

 

1. На самом первом этапе, когда  мы уже определился с композицией, выполняется подробный рисунок  карандашом или кистью тонкими  линиями.

 

2. Следующим этапом будет прокладка  основного тона неба, леса, земли  и воды. Следует постараться передать  основные тольнальные и цветовые  отношения.

 

3. И завершающим этапом будет  прорисовка деталей, обобщение и  завершение работы. Достижения колористического  единства пейзажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Методика провидения занятий по теме


 

2.1 Тема.  Путешествие в мир часов.

Цель. Расширить представление ребенка об окружающем мире; о приборах, измеряющих время, - часах. Учить задумывать содержание рисунка; умение передавать характерные особенности предмета. Подвести к пониманию, что часы человек создает для облегчения своей жизни.

       

Тип урока.  Лекционно – практический.

 

Оборудование. Для учителя – видео и фотоиллюстрации видов часов; для учеников – альбом, разные графические материалы, краски, палитра, ластик, стакан для воды, салфетка.

 

 

2.2  Сценарий урока.

 

 

А.  Организация внимания учеников, оглашение темы и  цели урока.

 

Б. Актуализация опорных знаний и умений.

      Вопросы для учеников.

      Что такое часы?

      Какие виды часов  вы знаете?

В. Мотивация учебной деятельности.

        Слово учителя и наглядность.

Сегодня  на уроке изобразительного искусства мы совершим путешествие в чудесный мир часов. Узнаем много интересного про различные виды, как изменялись часы с наступлением каждой эпохи.

Г.  Изучение нового материала.

 

      Рассказ учителя и показ наглядного материала.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, были солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. Почему? (Часы работают только в солнечную погоду. Их в дом не принесешь. Ночью и вечером они не работают.)


     Человек стал думать и придумал водяные часы. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей вода вытекала из отверстия. ее становилось все меньше и меньше. Но такие часы были неудобны – все время приходилось доливать воду. Затем человек создал песочные часы.

    Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени. Представим себе две пласмасовые бутылки и розрежим по половинке, верхние части где горлышки (напоминающую нам форму конуса) соединим вершинами друг с другом и получим  песочные часы. В верхнем конусе находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний. Когда весь песок из верхнего конуса окажется в нижнем, проходит определенное время,  например, одна минута.

    Изобрели еще масляные часы. Как они устроены? (Горит огонь, и масло в пробирке потихоньку сгорает. По отметкам на пробирке люди узнавали, сколько прошло времени.) Людям с этими часами не очень удобно и они придумали простой механизм. Смастерили большие механические часы, повесили их на высокой башне. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка. Также в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень на палец.

    Но раз люди стали точно узнавать время, им и вставать нужно было в одно и то же время. Зачем нужны такие часы? Будильник можно завести на определенный час и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, - называются настольными, часы, висящие на стене, - настенными. Существуют и напольные часы.

Как вы думаете, где они стоят? Верно! Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с красивым боем.

Каминные часы украшают комнатные камины. Некоторые из них мелодично отбивают каждый час.

Существует множество различных часов по механизму действия. (Механические,  кварцевые, электронные, маятниковые). А самые точные часы- атомные.

2.3  Практическая работа  учеников.


 

 

Д.  Работа над формированием навыков и умений.

 

- Учитель задает каждому  ученику нарисовать часы, которые  он хотел бы иметь, но только  совсем другие, новые, которые еще  никто не придумал.

-  Учитель  учит учеников работать с разными  графическими материалами и показывает  на листе бумаги возможности  карандаша, угля, кисти  т. д.

- Учитель  наблюдает за самостоятельной  работой детей и дает советы  и рекомендации.

Е. Завершение урока.

Дети показывают и защищают свои работы. Учитель подводит итоги – оценивает деятельность учеников на уроке.

Ж.  Домашнее задание.

Подобрать иллюстрации или видеоматериалы. Нарисовать несколько видов часов.

 

   

 

 

 

 

    


 

 

 

2.4   Возможные темы  дальнейших занятий

Предлагаю темы по ознакомлению детей с видом изобразительного искусства – пейзажем.


  1. Зимний пейзаж.
  2. Весенний пейзаж.
  3. Летний пейзаж.
  4. Осенний пейзаж.
  5. Любимое время года.
  6. Сельский пейзаж.
  7. Городской пейзаж.
  8. Туманный пейзаж.
  9. Закат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Наглядность для учеников: фото и видеоматериалы -  (диск)

          

 

 

 

 

                                      Выводы


Древнее желание человека соотнести течение собственной жизни с вечным движением небесных тел с незапамятных времен находило свое воплощение в различных средствах измерения времени - часах. В работе показано, что их создание  имело огромное значение для истории техники. Дело даже не столько в том, что люди получили в свое распоряжение удобный прибор для измерения времени. Влияние этого изобретения было несравненно шире, часы стали как бы большим качественным шагом вперед.

В работе можно видеть изобретательность, знания и остроумия часовых дел мастеров. Создание  их требовало сложных расчетов и кропотливого труда, особых инструментов и новых материалов, они давали прекрасную возможность для соединение науки и практики. Многие конструкторские идеи, получившие потом распространение в других отраслях техники, были по началу опробованы в часах.

 Мы считаем, что часы являются  как бы опытной моделью всего механического искусства вообще.

В данном материале создано иллюстративное приложение с целью наглядного представления о часах и ознакомление с ними. Таким образом цели и задачи поставленные в нашей работе были выполнены. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Рекомендуемая литература:

 

  1. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись». М., «Высшая школа» 1992.
  2. Сокольникова Н. М. «Основы живописи», изобразительное искусство часть 2, Обнинск, издательство «Титул», 1996.
  3. Стародубова В. «Братья Лимбурги. Времена года. М., «Изобразительное искусство», 1974                                   

 

                      Рекомендуемые сайты:

  1. http://сезоны-года.рф/картины%20природы.html
  2. http://festival.1september.ru/articles/578767/
  3. http://rudocs.exdat.com/docs/index-198400.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/505169/
  5. http://anastasiya-usarova.narod.ru/kurs/page13_251.htm
  6. http://www.russiskusstvo.ru/exhibitions/leningrad/a1547/
  7. http://www.bibliotekar.ru/k108-Limburg/index.htm
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F0%E0%F2%FC%FF_%CB%E8%EC%E1%F3%F0%E3%E8

 

 

 

 
 

 

 

 


Информация о работе Пейзаж в разное время года