Повышение интереса и представлений дошкольников о здоровом образе жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Содержание

Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни................................................................6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема.................................................................6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни............................................................................................12
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни................................................16
Глава 2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.............................................................................................................20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.................................................20
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности......27
Заключение.......................................................................................................33
Список использованных источников.............

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

 

Раскроем сущность понятий «труд», «трудовое воспитание», «трудовая деятельность».

 

Труд есть «фундаментальный вид деятельности человека, направленный на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей; целенаправленная деятельность человека, требующая умственного или физического напряжения» [24,358].

 

Понятие труда тесно сотрудничает с педагогической категорией «трудолюбие». Трудолюбие является «результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется большой потребностно-воспитательной силой труда (знания и убеждения), умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности» [37,12].

 

Трудовое воспитание есть «процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности учащихся и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявлению в не инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов» [37,12].

 

Трудовая деятельность есть «основной вид человеческой деятельности; труд является сознательной преобразующей деятельностью, характеризующейся созиданием ценностей, необходимых для существования и развития человека и человеческого общества» [24,127].

 

Успешное формирование личности ребенка в современном ДОУ может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с трудовой деятельностью. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие дошкольников в общественно полезном труде, является действенным фактором взросления, морального и интеллектуального формирования личности ребенка, его физического развития, формирования представлений о здоровом образе жизни.

 

Формирование положительного отношения к труду нельзя осуществлять без соответствующего научения дошкольников трудовым умениям и навыкам. В этом смысле трудовая деятельность дошкольников выступает как специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение практическими приемами того или иного труда, на формирование и совершенствование трудовых умений и навыков, представлений о здоровом образе жизни.

 

В условиях ДОУ решаются следующие задачи трудового воспитания:

 

- формирование у детей положительного  отношения к труду как высшей ценности в жизни;

 

- формирование устойчивого интереса  детей к конечному результату  трудовой деятельности;

 

- формирование трудолюбия, ориентации  на здоровый образ жизни.

 

Особое значение трудовая деятельность приобретает для ребенка старшего дошкольного возраста, т.к. именно в этом возрасте дошкольник способен усваивать такие понятия как «ответственность», «уважение к труду и людям труда», а также «здоровый образ жизни».

 

Трудовая деятельность старшего дошкольника определяет направление его образа жизни: лишь труд может доставлять огромную радость, особенно если его плоды направлены на других людей, лишь труд есть норма здоровой и счастливой жизни.

В старшем дошкольном возрасте ребенка приучают к аккуратному обращению к игрушкам, учат их беречь и ремонтировать; ухаживать за растениями, животными, птицами, рыбками; стирать белье, заниматься лепкой, рисованием, резьбой; трудиться с картоном, бумагой, тканью и т.д.

 

В ДОУ дети выполняют различные виды труда: самообслуживание, бытовой труд, труд в природе, ручной труд. С помощью труда по самообслуживанию у детей воспитываются навыки и умения быть самостоятельными, опрятными, приводить в порядок личные вещи, игрушки.

 

Хозяйственно-бытовой или просто бытовой труд в детском саду связан с дежурством в группе. Это может быть дежурство по подготовке к обеду, ужину, работе в «живом» уголке, подготовке учебной или игровой комнаты.

 

Труд в природе не только способствует формированию умений и навыков, но и положительно влияет на нравственно-социальное становление личности ребенка. Дети с большой любовью ухаживают за животными, готовят грядки, весной ухаживают за цветами. Именно «труд в природе дает возможность увидеть ее красоту, сезонные изменения, создавать прекрасное в детском саду и пр.» [24,103].

 

В процессе труда создаются условия для проявления детьми старшего дошкольного возраста качеств: коллективизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности» [28,316], т.к. трудовая деятельность оказывает благотворное влияние на нравственное воспитание ребенка.

 

Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию, умственную работоспособность, нравственные силы; дают стремление вести здоровый образ жизни.

 

К.Д.Ушинский писал: «Кто не испытал живительного освежающего влияния труда на нравственные чувства? Кто не испытал, как после тяжелого труда, долго поглощавшего все силы человека, и небо кажется светлее, и солнце ярче, и люди добрее? Как ночные призраки от свежего утреннего луча, бегут от светлого и спокойного лица труда – тоска, скука, капризы, прихоти, все эти бичи людей праздных и романтических героев, страдающих обыкновенно высокими страданиями людей, которым нечего делать» [32,342]. Великий педагог подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни» [32,348].

 

Существенная функция трудовой деятельности старших дошкольников состоит в формировании у них не только нравственных качеств, но и товарищеских отношений, коллективизма, взаимной требовательности. «Только участие в коллективном труде, - отмечал А.С. Макаренко, - позволяет человеку выработать правильное, нравственное отношение к другим людям – родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда» [19,397]. Известный педагог считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских, нравственных чувств. «Мы хорошо знаем, - писал А.С.Макаренко, - что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному, и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нем в течение его жизни и, в особенности, в молодости» [19,397].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.

 

2.1 Экспериментальное исследование  уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 

С целью определения уровня представлений у детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни проведен психолого-педагогический эксперимент. Экспериментальной базой исследования выступило дошкольное образовательное учреждение №16 г. Саранска. В эксперименте участвовали 24 ребенка старшего дошкольного возраста.

 

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования выявил критерии сформированности представлений старших дошкольников по следующим показателям: 1) представление дошкольника о понятии «здоровый образ жизни»; 2) представление дошкольника о вреде нездорового образа жизни на организм и психику человека.

 

Были рассмотрены уровни в различной степени: выделены высокий, средний и низкий уровни представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни с опорой на следующие показатели:

 

- высокий уровень: ребенок имеет  четкое представление о понятии  «здоровый образ жизни»; отрицательно  относится к вредным привычкам; настроен на здоровый образ жизни;

 

- средний уровень: ребенок имеет  смутное представление о понятии  «здоровый образ жизни»; имеет  небольшое представление о вредных  привычках; не всегда стремится  «настроить себя» на здоровый  образ жизни;

 

- низкий уровень: ребенок не имеет представления о понятии «здоровый образ жизни»; не отрицает вредных привычек; не считает, что человек должен вести здоровый образ жизни.

 

Основу экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов: наблюдение, анкетирование, эксперимент.

 

С целью определения уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни был проведен метод наблюдения за детьми в трудовой деятельности [Приложение 1] и анкетирование [Приложение 2].

Таблица 1: Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в начале эксперимента.

 

Уровни сформированности

 

представлений

 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

Абсолютное

 

число

 

Относительное

 

число

 

Абсолютное

 

число

 

Относи-

 

тельное

 

число

 

Высокий

 

2

 

8,3%

 

1

 

4,2%

 

Средний

 

6

 

25%

 

8

 

33,3%

 

Низкий

 

4

 

16,6%

 

3

 

12,5%

 

Анализ проведенных методов наблюдения и анкетирования позволил сделать вывод о том, что уровень представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни (у испытуемой группы) в основном – средний и низкий.

 

Результаты начала эксперимента показали необходимость и целесообразность проведения определенной работы по повышению уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни путем реализации выделенных нами педагогических условий:

 

- организация целенаправленной  трудовой деятельности дошкольников;

 

- учет индивидуальных и возрастных  особенностей детей;

 

- эмоциональный комфорт для  каждого ребенка;

 

- установление тактики сотрудничества  при взаимодействии детей и взрослых;

 

- уважение прав ребенка на  развитие индивидуальности;

 

- использование разнообразных  целенаправленных методов и форм  формирования здорового образа  жизни, их оптимальное использование;

 

- системный и систематический  характер методической и воспитательной работы, направленный на формирование здорового образа жизни детей.

 

Для реализации выделенных психолого-педагогических условий необходимо внести необходимые изменения в воспитательно-образовательный процесс:

 

- ввести в содержание воспитания детей трудовой аспект;

 

- отказаться от прямых указаний  и перенести акцент на косвенные  воздействия через организацию  здорового образа жизни;

 

- рационально и эффективно использовать  средства трудовой деятельности  детей.

 

До начала формирующего этапа мы разграничили детей на две группы: экспериментальную – 12 человек (это дети, которые принимали участие в формирующем эксперименте). В контрольную группу вошли те дети, которые не принимали участия в формирующем эксперименте – следующие 12 человек.

 

Формирующий эксперимент проводился в естественных условиях группы, где создавали обстановку, позволяющую испытуемым детям чувствовать себя непринужденно. При формировании представлений детей о здоровом образе жизни стремились активизировать их трудовую деятельность.

 

Процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни в трудовой деятельности потребовал организации специальных занятий, посвященных этой проблеме, на которых широко использовались средства труда:

 

1. Наблюдение за детьми во время их игровой и трудовой деятельности [Приложение 1].

 

2. Анкетирование [Приложение 2].

 

3. Проведение мероприятия [Приложение 3].

 

После того, как было организовано и проведено исследование, возникла необходимость проверить эффективность работы по созданию педагогических условий, обеспечивающих формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 

С этой целью проведено контрольное обследование исследуемых детей. Методика контрольного обследования совпадала с методикой констатирующего эксперимента.

 

При определении уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни осуществлялась опора на уровни, выдвинутые в пункте 2.1: высокий, средний и низкий уровни.

 

Основу контрольного экспериментального исследования составил комплекс диагностических методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результатов: наблюдение, анкетирование, занятие.

 

В исследовании приняли участие контрольная и экспериментальная группы детей старшего дошкольного возраста.

 

Определив уровень сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни, мы сравнили полученные данные с результатами констатирующего эксперимента, отразив их в таблице 2:

Таблица 2: Уровни сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни

 

Уровни представлений

 

старших дошкольников

 

Экспериментальная группа

 

Контрольная группа

 

В начале эксперимента

 

В конце

 

эксперимента

 

В начале эксперимента

 

В конце

 

эксперимента

 

Абс.

 

число

 

%

 

Абс.

 

число

 

%

 

Абс.

 

число

 

%

 

Абс.

 

число

 

%

 

Высокий

Информация о работе Повышение интереса и представлений дошкольников о здоровом образе жизни