Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 18:20, курсовая работа
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Введение..........................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни................................................................6
1.1 Формирование представлений дошкольников о здоровом образе жизни как психолого-педагогическая проблема.................................................................6
1.2 Особенности формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни............................................................................................12
1.3 Трудовая деятельность как средство формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни................................................16
Глава 2. Анализ работы современного ДОУ по формированию у старших дошкольников представлений о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.............................................................................................................20
2.1 Экспериментальное исследование уровня развития представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.................................................20
2.2 Рекомендации по организации процесса формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности......27
Заключение.......................................................................................................33
Список использованных источников.............
Важнейшей современной образовательной стратегией является формирование у детей дошкольного возраста здорового образа жизни, которая представлена как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья детей.
Проведенное исследование проблемы формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни позволило сделать вывод о значимости данного аспекта в воспитании детей и о недостаточной его разработке в практике современного ДОУ.
Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.
Цель констатирующего эксперимента – исследование и определение уровня представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни. Нами использовался комплекс диагностических методов исследований, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата: наблюдение, анкетирование, эксперимент. Результаты констатирующего эксперимента позволили судить о том, что у дошкольников данной возрастной группы преобладает средний и низкий уровни сформированности представлений о здоровом образе жизни.
Цель формирующего эксперимента – повышение указанного уровня посредством выделения специальных методик и мероприятий. В ходе формирующего эксперимента нами были реализованы выделенные ранее педагогические условия; подготовлен и реализован комплекс мероприятий; проводилась работа с использованием средств трудовой деятельности.
Цель контрольного эксперимента – определение эффективности комплекса мероприятий, выделенных педагогических условий, направленных на повышение уровня сформированности представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности.
Результаты контрольного эксперимента показали, что созданные педагогические условия формирования представлений у старших дошкольников о здоровом образе жизни в трудовой деятельности позволили уменьшить процент детей, относящихся к низкому уровню сформированности представлений.
Список использованных источников
1. Бодалев, А.А. Личность и общение / А. А. Бодалев. – М. : Педагогика. – 1985. – 217 с.
2. Божович, Л.И. Психология формирования личности / Л.И.Божович. – М. : Просвещение, 1995. – 464 с.
3. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, С.П.Баранов, Т.С.Комарова. – М. : Академический Проект, 2005. – 240 с.
4. Венгер, Л.А. Психология: учебник для вузов / Л.А.Венгер, В.С.Мухина. – М. : Академия, 2007. – 446 с.
5. Веремкович, Л. Закаливание детей в современных условиях / Л.Веремкович // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 2. – С. 7 - 8.
6. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 7. – С. 5 - 9.
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. – Т.4 / Л.С.Выготский. – М. : Педагогика, 1984. – 213 с.
8. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец. – М. : Просвещение, 1978. – 240 с.
9. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: программа и программные требования / Л.Д.Глазырина. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 365 с.
10. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослым и познавательная активность детей / Д.Б.Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1977. – № 9. – С. 44 - 48. 11. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в
детском возрасте / В.В.Давыдов. – М.: Просвещение, 1992. – 342 с.
12. Доронова, Т.Н. Основные направления
работы ДОУ по повышению
13. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
14. Змановский, Ю.Ф. Воспитание здорового ребенка: физиологический аспект / Ю.Ф.Змановский // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9. – С.34-36.
15. Карманова, Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л.В.Карманова – М. : Нар. Асвета, 1980. – 162 с.
16. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.А.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. – М. : МарТ, 2005. – 448 с.
17. Леонтьев, А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н.Леонтьев. – М. : Педагогика, 1979. – С. 13 - 25.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. – М. : Институт практической психологии, 1997. – 98 с.
19. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. – В 2-х т. – Т.2 / А.С.Макаренко. – М.: Правда, 1971. – 534с.
20. Мартыненко, А.В. Формирование здорового образа жизни молодежи / А.В. Мартыненко. – М. : Медицина, 1988. – 224 с.
21. Маханева, М. Новые подходы к
организации физического
22. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – В 3-х кн. – Кн.2: Психология образования / Р.С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 608 с.
23. Нежина, Н.В. Охрана здоровья детей дошкольного возраста / Н.В.Нежина // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 14-17.
24. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2005. – 116 с.
25. Пичугина, Н.О. Дошкольная педагогика: конспект лекций / Н.О.Пичугина. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 384 с.
26. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель : АСТ : Транзиткнига, 2006. – 479 с.
27. Рубинштейн, С.Л. Развитие мышления ребенка / С.Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1946. – 421с.
28. Сластенин, В.А. Общая педагогика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Сластенин. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
29. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для пед. вузов и училищ / Е.О. Смирнова. – М. : Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
30. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М.Ю. Стожарова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 208 с.
31. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – М. : Полит. литература, 1975. – 35 с.
32. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избр. пед. соч. / К.Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1974. – 600 с.
33. Филатов, Ф.Р. Основы психологии: учеб. пособие / Ф.Р. Филатов. – М. : Дашков и К.; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006. – 656 с.
34. Фомина, А.И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А.И.Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
35. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология
(Психология развития и
36. Юрко, Г.П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста / Г.П.Юрко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 98 с.
Приложение 1
План наблюдения за старшими дошкольниками
1. Проявление интереса к
а) проявляет или не проявляет интерес к здоровому образу жизни;
б) проявляет активный или неактивный интерес.
2. Представления о здоровом
а) имеет или не имеет представление о здоровом образе жизни.
б) полнота представлений о здоровом образе жизни.
Приложение 2
Анкета для старших дошкольников
1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?
2. Как ты понимаешь
«здоровый образ жизни»?
3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??
5. Делаешь ли ты утреннюю
6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?
7. Умеешь ли ты плавать?
8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?
9. Что такое труд?
10. Любишь ли ты трудиться?
11. Входит ли в понятие здорового
образа жизни трудовая
12. Как ты трудишься?
13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
14.Знаешь ли ты о
15. Почему нужно соблюдать
16.Как ты думаешь, правильно ли,
что труд есть основа
Приложение 3
Мероприятие для старших дошкольников на тему:
«Труд – основа здорового образа жизни»
Цель: формировать представления старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Ход:
Воспитатель: Сегодняшнее мероприятие посвящено труду. Кто из вас, ребята, знает, что такое труд? (ответы детей).
- Какие виды труда вы знаете?
(ответы детей корректирует
- А сейчас, ребята, посмотрите выступление девочек нашей группы, которое называется «Большая стирка» (просмотр).
- Мальчики тоже хотят показать, как они умеют трудиться. Посмотрите их танец, который называется «Маляр» (просмотр).
- Как вы думаете, ребята, для чего человек должен трудиться? (рассуждения детей).
- Как вы понимаете сочетание «здоровый образ жизни?» (ответы детей).
- Почему наше мероприятие называется «Труд – основа здорового образа жизни»? (рассуждения детей).
- А сейчас, ребята, я предлагаю всем вам провести игру, которая называется «Вырасти огород» (проводится игра).
3. Ведешь ли ты здоровый образ жизни?
4. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым??
5. Делаешь ли ты утреннюю
6. Выполняешь ли ты утренние водные процедуры?
7. Умеешь ли ты плавать?
8. Умеешь ли ты кататься на лыжах и коньках?
9. Что такое труд?
10. Любишь ли ты трудиться?
11. Входит ли в понятие здорового образа жизни трудовая деятельность?
12. Как ты трудишься?
13. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?
14.Знаешь ли ты о
15. Почему нужно соблюдать
16.Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?
Приложение 3
Мероприятие для старших дошкольников на тему:
«Труд – основа здорового образа жизни»
Цель: формировать представления старших дошкольников о здоровом образе жизни.
Ход:
Воспитатель: Сегодняшнее мероприятие посвящено труду. Кто из вас, ребята, знает, что такое труд? (ответы детей).
- Какие виды труда вы знаете?
(ответы детей корректирует
- А сейчас, ребята, посмотрите выступление девочек нашей группы, которое называется «Большая стирка» (просмотр).
- Мальчики тоже хотят показать, как они умеют трудиться. Посмотрите их танец, который называется «Маляр» (просмотр).
- Как вы думаете, ребята, для чего человек должен трудиться? (рассуждения детей).
- Как вы понимаете сочетание «здоровый образ жизни?» (ответы детей).
- Почему наше мероприятие
- А сейчас, ребята, я предлагаю всем вам провести игру, которая называется «Вырасти огород» (проводится игра).
Информация о работе Повышение интереса и представлений дошкольников о здоровом образе жизни