Повышение мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 07:34, доклад

Краткое описание

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все условия для развития индивидуальности каждого студента. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Пересматриваю использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся с целью их ознакомления с культурой страны изучаемого языка, внедряю новые технологии, не забывая о давно известных всем технологиях. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Понятия «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 35.38 Кб (Скачать файл)

                                  Доклад 

      Повышение мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий.

 

… в игре человек испытывает такое  же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

 

                                              

В последнее время все больше и больше возрастает интерес к  изучению английского языка, который  признан языком профессионального  общения в разных областях деятельности. Главной целью обучения иностранным языкам, как я уже подчёркивала в своих предыдущих выступлениях, является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей студента, его мотивации. Следовательно, одной из самых главных задач учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. Каждый учитель старается найти оптимальный способ для решения поставленной задачи. Учение – это познание. Нельзя обязать человека познать что – либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

 Планируя  свои уроки, я думаю не только  о том, чтобы ученики запомнили  новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все условия для развития индивидуальности каждого студента. Чтобы поддержать интерес к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Пересматриваю использование традиционных путей и способов воздействия на учащихся с целью их ознакомления с культурой страны изучаемого языка, внедряю новые технологии, не забывая о давно известных всем  технологиях.

 Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Понятия «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

 

 

Проблемами  стимулирования мотивации учащихся к изучению иностранного языка с  использованием игровых технологий и приемов обучения занимались многие  выдающие ученые (И.Л.Бим, С.С.Полат, Е.И.Пассов). В методике преподавания иностранного языка игра рассматривается как ситуативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками -  эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.

 

Е.И. Пассов, в своей книге  «Урок иностранного языка в школе» считает, что: «игра – это 1) деятельность; 2) мотивированность, отсутствие принуждения; 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная; 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; 5) развитие психических функций и способностей; 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». [9, С.38].

 

 Использование  игровых технологий - действенный инструмент в арсенале преподавателя иностранного языка и эффективный приём, который активизирует и обостряет мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, а ее умелое использование на уроках вызывает у учащихся готовность и желание играть и общаться.  

  Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

 

-  создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

-  обеспечение естественной необходимости многократного повторения                языкового материала;

-  тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

    Применяя игры на уроках, нужно помнить о некоторых моментах:

- выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован;

- должно  быть задействовано как можно  больше учащихся;

- игра должна  соответствовать языковым возможностям  учащихся;

-  языковые  игры должны проводиться на  иностранном языке; 

- игры не  могут заменить систематической  учебы и интенсивной тренировки.

-игры  базируются  на уже изученном материале,  нужно применять их в меру, целесообразно и планово.

Игра посильна практически каждому ученику. Случается так, что слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: сообразительность и находчивость здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1. Обучающая функция -  развитие  памяти, внимания, восприятие информации.

2. Воспитательная функция - воспитание  такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру  по игре.

3. Развлекательная функция -  создание благоприятной атмосферы  на уроке, превращение урока  в увлекательное приключение.

4. Коммуникативная функция - создание  атмосферы иноязычного общения,  установление новых эмоционально-коммуникативных  отношений, основанных на взаимодействии  на иностранном языке. 

5. Релаксационная функция - снятие  эмоционального напряжения, вызванного  нагрузкой на нервную систему  при интенсивном обучении иностранному  языку. 

6. Развивающая функция направлена  на гармоничное развитие личностных  качеств для активизации резервных возможностей личности.

Обучающие игры являются сильным мотивирующим фактором в процессе обучения иностранному языку. Игра способствует закреплению языковых явлений в памяти, поддержанию интереса и активности учащихся, возникновению желания у учащихся общаться на иностранном языке. Игры помогают учителю оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.

Игра на уроке иностранного языка должна отвечать следующим  требованиям:

1. Хорошо подготовлена с точки зрения, как содержания, так и формы, четко организована;

2. Снимать напряжение урока и  стимулировать активность учащихся;

3. Быть принята всей группой;

4. Проводится в доброжелательной, творческой атмосфере;

5. Оставлять учебный эффект на втором, часто неосознанном плане, а на первом, видимом месте всегда реализовывать игровой момент;

6. Не оставлять ни одного ученика пассивным или равнодушным.

Игра требует от каждого учащегося  активности, включения в совместную деятельность. Участники должны получать удовлетворение от сознания того, что  они в состоянии общаться на иностранном  языке. При этом игра будет желанной и результативной, если ее будут  ждать как отдыха и развлечения  на фоне трудной и подчас напряженной  работы.

Игровая форма занятий создается  на уроках при помощи игровых приемов  и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимуляции учащихся к учебной деятельности.

К основным приемам игровых технологий можно отнести следующие:

1. Дидактическая цель  завуалирована игровой задачей. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, двигаясь к которой, он овладевает планируемым учителем содержанием образования. Например: Ребята, сегодня мы отправимся с вами в гости к ,,,,,,Он наводит порядок в доме, который  достался  ему от разбойников. Давайте посмотрим, кто какую работу выполняет (Семантизация лексического материала по теме «Помощь дома» и одновременно грамматического материала по  теме « Предлоги»).

2. Использование фантастической  добавки. Преподаватель дополняет реальную ситуацию фантастикой.  Например: Я получила письмо от студента Британского колледжа,  но оно попало под дождь и некоторые буквы размыло. Помогите мне его прочитать (упражнение на подстановку пропущенных букв).

3. Вызвать у учащихся  удивление. Учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Например: Ребята, а вы знаете, что неделя в Британии  начинается с воскресенья?

4. «Лови ошибку» - так называет этот прием А. Гин. Учитель намеренно допускает ошибки, организуя учеников на их выявление. Например: Гари Поттер составлял свой распорядок и наделал ошибок. Давайте ему поможем исправить их.

 

 В настоящее  время в методической литературе  существует достаточно большое количество классификаций учебных игр в соответствии с тем или иным критерием, однако необходимо подчеркнуть, что все они условны. Например, рассмотрим типологии, выстроенные в зависимости от:

  • целей и задач учебной игры,
  • формы проведения,
  • способа организации,
  • степени сложности.
  • количественного состава участников.

По целям и  задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые.

Языковые  игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), и соответственно делятся на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические.

Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном или определенных видах речевой деятельности. Очевидно, что каждому виду речевой деятельности будет соответствовать определенный вид учебной игры, то есть здесь мы говорим об играх, нацеленных на обучение различным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму).

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу  организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т. д.

По степени  сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на "простые") и "сложные" а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному  составу участников игры подразделяются на индивидуальные и групповые.

 На  своих уроках  я часто   использую языковые игры, т.е. лексические, грамматические, фонетические и орфографические игры. В своём выступлении мне хотелось бы привести  примеры  некоторых языковых  игр. ( См. Приложение). Но   сначала, отметим, что:

Данные игры преследуют цели:

I. Грамматические игры должны :

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;
  • развить речевую творческую активность учащихся.

II. Лексические игры.

  • тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближённых к естественной обстановке;
  • познакомить учащихся с сочетаемостью слов;
  • развивать речевую реакцию учащихся.

         III. Фонетические игры.

Они практикуют и развивают произносительные навыки: интонацию предложений, фонемы.

IV. Орфографические игры.

Цель данных игр –тренировка в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторые  закономерности в правописании английских слов.

 На  старшем этапах содержание языкового материала и характер заданий предлагаемых игр должны быть направлены не на простое восприятие и воспроизведение материала, а на развитие у учащихся умения выявлять, сопоставлять и сравнивать явления и факты; анализировать и синтезировать; выделять существенное от второстепенного; делать правильные выводы.

 

Таким образом, следует констатировать, что игра - это эффективный способ повышения качества и продуктивности обучения иностранному языку. Использование различных игр на уроке даёт хорошие результаты, повышает интерес к уроку, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры. Игры помогают учащимся стать креативными личностями, учат творчески относиться к любому делу. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и закреплению ранее полученных знаний. В зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного языка, игра должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать разграничивать игру и учебное занятие.

Информация о работе Повышение мотивации к овладению иностранным языком через использование игровых технологий