Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Особенности подготовки преподавателя к учебным занятиям. В работе рассмотрена проблема подготовки преподавателя, составления всей необходимой документации. Особая роль в работе уделена составлению планирования урока.
Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений. Рассмотрены характеристики основных компонентов системы.

Содержание

Содержание 4
Введение 4
1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям 7
1.1 Комплексно методическое обеспечение преподавателя 7
1.2 Формы обучения 10
1.3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине 14
1.4 Подготовка лабораторных и практических занятий 15
1.5 Современная дидактика 19
2. Пример проведения практического занятия 22
2.1 Практическое занятие по дисциплине «Автомобили» 22
2.2 Выполнение работы по теме «Детали КШМ и система питания двигателя внутреннего сгорания » 24
2.4 Критерий выставления оценок 25
2.5 План урока 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Грызунов.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

БУЗУЛУКСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования -

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Факультет заочного обучения

 

Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Методика профессионального обучения»

 

Подготовка преподавателя  к учебным занятиям в колледже

БГТИ (филиал) ОГУ 050501.65 5013.777 ОО

 

 

 

                                                                              «Допустить к защите»

                                                                                 «___» _______________ 2013г.

Руководитель:

_________Шабалина Л.Г.

«___» ______________ 2013 г.

Исполнитель:

студент группы  з09ПО

___________ Грызунов А

«___» ______________ 2013 г.

Нормоконтроль:___________  Максимова С.М.

«___» ______________ 2013 г.

 

 

 

Бузулук 2013

 

 

 

Кафедра педагогики и психологии

              Утверждаю

                                             Зав. кафедрой Омельяненко Л.А.

                                                     _____________________________

                                                         «_____» ___________________2013г.

 

 

Задание на контрольную работу

 

Студенту Грызунову Андрею

1 Тема работы «Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже».

2 Срок сдачи студентом  законченной работы «_14_» ___01__ 2013г.

3 Раскрыть тему «Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже»

4 Перечень подлежащих разработке в работе вопросов:

  1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям

     2)Пример проведения практического занятия

                           

 

 

 

Дата выдачи задания  «___» _____________ 2013г.

                             Руководитель _________________ (подпись)

                             Задание принял к исполнению «___» ___________2013 г.

                                                        ___________________ (подпись студента)

 

Аннотация

 

Особенности подготовки преподавателя к учебным занятиям. В работе рассмотрена проблема подготовки преподавателя, составления всей необходимой документации. Особая роль в работе уделена составлению планирования урока.

Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений. Рассмотрены характеристики основных компонентов системы. Работа включает 38 страниц.

 

Содержание

  
Введение

«Педагог должен быть добрым, но без слабости, требовательным, но без придирчивости, допускать шутку, но не превращать серьёзное дело в шутку».

К.Д. Ушинский

К своей работе я не зря взял эпиграфом слова великого русского педагога К.Д Ушинского. Слова К.Д. Ушинского заставляют задуматься, и признать, что воспитание очень серьезная и ответственная работа, которая может сделать человека счастливым, и это отражается в словах великого психолога А.С. Макаренко: «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтоб он был счастлив, можно».

Подготовка преподавателя  к занятиям - это нелегкий повседневный творческий труд, в котором находят отражение особенности его личности, его знания, убежденность, эрудиция, культура и трудолюбие.

Перепробовать десять методов  и выбрать свой, пересмотреть десять учебников или учебных пособий  и не держаться ни одного неукоснительно - вот единственно возможный путь творчески мыслящего преподавателя. Постоянно изобретать, требовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс его повседневной деятельности.

Каждое учебное занятие, даже самое маленькое выступление преподавателя перед студентами, требует серьезной подготовки. Порядок подготовки преподавателя к текущему учебному занятию в условиях уже поставленной дисциплины можно представить в виде некоторого алгоритма, при этом этапами творчества его являются и замысел занятия, и разработка этого замысла, и, конечно, его реализация.

   Формула эффективности  учебного занятия  включает  две составные части: тщательность  подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно  продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качественным быть не может. Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

    При подготовке  учебного занятия преподаватель   продумывает свой способ работы, последовательность своих действий  отношению к студентам. В тоже  время он должен думать о   том, какие ответные мысли,  действия, рассуждения должны и могут возникать  в сознании студентов. Он своим способом преподавания не только передает учебную  информацию, но и управляет, руководит  познавательной деятельностью студентов. Эта внутренняя сторона метода обучения сложна и требует от преподавателя  глубокого понимания возрастных возможностей и особенностей усвоения знаний своих студентов [1, 320].

    Целью данной  контрольной работы является  изучение темы «Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже».

    Для достижения  поставленной цели, определены следующие задачи:

    1. определить  технологию и формы обучения;

    2. рассмотреть  технологию подготовки педагога  к занятию по специальной дисциплине;

Объектом исследования является процесс подготовки будущих  специалистов в условиях колледжа.

 Предмет исследования: использование активных методов  обучения при различных формах  организации учебно-воспитательного  процесса.

Гипотеза – начинающему инженеру-педагогу весьма важно первоначально освоить процесс целеобразования, имеющее первостепенное значение для целостного подхода к планированию занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям

    1. Комплексно методическое обеспечение преподавателя

 

Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям всех видов  должна базироваться на изучении учебного плана и «Примерной программы» дисциплины (приложение 1), которая утверждена соответствующей инстанцией. Затем необходимо составить тематические планы (приложение 2) по видам занятий в соответствии с выделенными часами, и переходить к подготовке к занятиям, при этом необходимо постоянное совершенствование профессиональных и педагогических знаний.

Знания преподавателя  среднего профессионального учебного заведения, не должны ограничиваться рамками  учебников. Ему необходимо знакомиться  со смежными дисциплинами, систематически пополнять объем специальных знаний, просматривать вновь выпускаемые учебники, учебные пособия и специальную литературу (журналы), обмениваться опытом работы с другими преподавателями (кафедры, специальности, факультета, вуза), посещать семинары и лекции, то есть постоянно повышать свои профессиональные, научные и деловые качества. Тематический план должен раскрывать дидактическую последовательность изучения тем и включать определённое количество часов на их изучение. Преподавателю следует дидактически осмыслить содержание каждой темы, используя теоретические положения, исследования, исторические факты, производственные примеры. Цель такой дидактической перестройки - активизировать интерес студентов к предмету и воспитать чувство ответственности к будущей профессии [15, 23].

Чёткое и детальное  представление о содержании курса  позволяет преподавателю приступить к разработке перспективного тематического  плана (приложение 3). Продуманный тематический план помогает преподавателю рационально распределить учебный материал по занятиям, осуществить межпредметные связи, заблаговременно подобрать и подготовить необходимые учебно-наглядные пособия и ТСО.

Тематический план может  быть составлен на один или два  семестра соответствующего учебного года. Форму плана определяет сам преподаватель в зависимости от специфики предмета, содержания и своеобразия учебного материала, темы занятия, учебно-материальной базы. Структура тематического плана должна содержать следующие пункты: номер занятия, тему занятия и основные вопросы, количество часов, цель занятия, тип занятия, основные методы учебной работы (способ изучения нового материала, работа студентов на занятиях - в частности на лабораторно-практических, контроль усвоения занятий), учебно-наглядные пособия и технические средства обучения, межпредметные связи, содержания для самостоятельной работы студентов, основную и дополнительную литературу. Объём знаний, которое должен получить студент в результате изучения предмета, определён «примерной программой».

Преподаватель, знакомясь  с программой по дисциплине, должен обратить внимание на то, что в ней  приводится примерное распределение  учебного времени по темам. С учётом непрерывного научно-технического прогресса, распределение учебного времени  по отдельным темам может быть изменено по решению методической части учебного заведения, но в пределах общего количества часов, отведённых на изучение дисциплины. Однако не следует значительно сокращать время на изучение тем, которые, по мнению преподавателя, не очень важны, так как это может нарушить стройность и целостность изучаемого предмета [18, 78].

В дальнейшем преподаватель  изучает содержание программы и  основного учебника (учебного пособия) по каждой теме предмета. В связи  с развитием научно-технического прогресса и другими переменами, происходящими в обществе и некоторым отставанием содержания программы и учебника в особенности, связанных с их подготовкой и изданием, в них могут отсутствовать сведения о новых технологиях, формах и т.д. Поэтому преподавателю необходимо ознакомиться с последними специальными журналами, новыми книгами справочными пособиями. Полный комплект тематических планов по изучению предмета позволяет преподавателю проанализировать свою работу за прошедший учебный год. При подготовке к новому учебному году в разработанные планы вносятся необходимые корректировки.

Составление тематического  плана следует начинать с распределения  материала внутри каждой темы, на отдельные  занятия. На изучение сложных и больших  по объему вопросов требуется три-четыре учебных часа, и наоборот, в течение одного учебного занятия можно рассмотреть несколько вопросов. При подготовке к занятию преподаватель продумывает его структуру, то есть обучающую, развивающую и воспитывающую цель занятия; форму опроса (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, программный); метод изучения и закрепления нового материала; использование наглядных пособий и технических средств обучения; содержание и объем самостоятельной работы. Цель занятия должна формулироваться чётко и кратко. Тип занятия, формы и методы обучения зависят от особенностей содержания учебного материала, материально-технической базы, уровня подготовки студентов к данной теме занятия. Важным фактором являются также особенности педагогического мастерства преподавателя, глубокое знание им учебного материала, умение организовать учебный процесс с применением эффективных методов обучения [22, 150].

При разработке плана  занятия преподаватель должен главное  внимание уделить изучению специальной  и педагогической литературы, анализу учебного материала и педагогических особенностей самих студентов. Занятие в большинстве случаев не имеет ярко выраженных структурных элементов: объяснение материала в меру необходимости сопровождается одновременным закреплением и проверкой знаний; проверяя знания студентов, преподаватель одновременно закрепляет их; элементы нового для студентов преподаватель может вводить и в процессе проведения занятия и закрепления материала, и при проверке знаний.

В плане занятия, преподаватель  вычленяет структурные единицы - этапы, логически завершённые отрезки учебного времени, каждый из которых характеризуется определёнными задачами, содержанием, видами деятельности преподавателя и студентов. План не должен быть громоздким и сложным. В плане рекомендуется осветить: тему, цель и тип занятия; учебно-наглядные пособия и технические средства обучения; межпредметные и внутрипредметные связи; основные вопросы изучаемой темы; сообщение нового материала преподавателем или самостоятельная работа студентов; контроль за деятельностью студентов и проверка приобретённых знаний; задание для самостоятельной работы [13, 304].

Молодые преподаватели  обычно остро нуждаются в приобретении навыков работы над словом при  подготовке к уроку. К характерным  недостаткам начинающих преподавателей относятся многословие, непоследовательность изложения материала изучаемой темы, нарушение запланированного времени (регламент), отсутствие аргументации, неумение чётко сформулировать выдвигаемые положения и др. Поэтому, кроме плана урока начинающим преподавателям необходимо иметь конспект занятия, освещающий весь ход занятия с формулировкой вопросов, содержанием изучаемого материала, методикой использования наглядных пособий и т.д. В то же время преподаватель никогда не должен читать конспект на уроке. Преподаватель должен так усвоить материл, чтобы свободно рассказывать, зачитывать можно только цитаты, выдержки [2,89].

1.2 Формы обучения

 

В литературе по педагогике часто путают понятия метода и  формы обучения. Дадим следующие  определения:

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит  ведущий метод.

Метод - (от греч. metodos - буквально: путь к чему-либо) - это упорядоченная  деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими методами) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решение задач образования.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже