Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Особенности подготовки преподавателя к учебным занятиям. В работе рассмотрена проблема подготовки преподавателя, составления всей необходимой документации. Особая роль в работе уделена составлению планирования урока.
Работа состоит из двух глав, списка использованных источников и приложений. Рассмотрены характеристики основных компонентов системы.

Содержание

Содержание 4
Введение 4
1. Первоначальная подготовка преподавателя к занятиям 7
1.1 Комплексно методическое обеспечение преподавателя 7
1.2 Формы обучения 10
1.3 Подготовка педагога к занятию по специальной дисциплине 14
1.4 Подготовка лабораторных и практических занятий 15
1.5 Современная дидактика 19
2. Пример проведения практического занятия 22
2.1 Практическое занятие по дисциплине «Автомобили» 22
2.2 Выполнение работы по теме «Детали КШМ и система питания двигателя внутреннего сгорания » 24
2.4 Критерий выставления оценок 25
2.5 План урока 27
Заключение 29
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Грызунов.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

повысить личную заинтересованность у студента в выполнении каждого  вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы ему необходимо сдать на проверку отчет о выполненной работе (по форме тетради-отчета).

При выполнении работы по теме «Система питания двигателя  внутреннего сгорания» используется две организационной формы: индивидуальная и бригадная. Бригада (2 человека) - выполняет более сложную и трудоемкую работу, например изучение топливного насоса высокого давления, это занимает около 80% учебного времени, и затем настройку данного агрегата, что позволит занять бригаду на полную пару. Студенты, участвующие в бригаде по ходу занятия меняются обязанностями. Студент, работающий по индивидуальной форме, в данной теме работает с мелкими частями системы: форсунками, секциями, автоматической муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором. Большое количество единиц темы объясняется их малой трудоемкостью [13, 304].

2.4 Критерий выставления оценок

 

Критерий выставления  оценок будет выглядеть так:

№ п/п 

Оцениваемые навыки 

Методы оценки 

Граничные критерии оценки 

Отлично 

Неудовлетворительно 

Отношение к работе 

Наблюдение руководителя, просмотр материалов. 

Все материалы и объекты  представлены в указанный срок, не требуют дополнительного времени  на завершение. 

В отведенное для работы время не уложился. 

Умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач. 

Наблюдение руководителя. Просмотр материалов. 

Без дополнительных пояснений (указаний) использует навыки и умения, полученные при изучении дисциплин  «Детали машин», «Гидравлика», «Гидро- и пневмопривод» 

Не способен использовать знания из одного раздела при выполнении задач разделов смежных дисциплин. 

Умение отвечать на вопросы, пользоваться профессиональной и общей лексикой

Собеседование. 

Грамотно отвечает на поставленные вопросы, используя профессиональную лексику. Может обосновать свою точку зрения по проблеме. Чётко видит цель. Показывает незнание предмета при ответе на вопросы, низкий интеллект, узкий кругозор, ограниченный словарный запас. Чётко выраженная неуверенность в ответах и действиях. 

Таким образом, описанная  выше структура занятия позволяет  полностью задействовать всех студентов  группы, обеспечить 100% занятость и  хорошую усваиваемость предложенных тем.

Перед проведением данного  занятия, для более качественного  и углубленного изучения предлагается провести факультативное занятие по технике безопасности при выполнении слесарных и наладочных работ, а также провести показ учебного фильма по вышеперечисленным темам. Это позволит предварительно визуально ознакомить студентов с объектами их работы и повысит информативность лекционного материала.

2.5 План урока

 

План урока при данной структуре занятия будет выглядеть  так:

Пример:

П Л А Н  У Р О К А

Дисциплина: «Автомобили» (Раздел 1 «Устройство автомобиля»)

Практическое занятие  №5

Группа 2АМ-05Б дата: 13.02.09г.

Тема урока: " Системы  двигателя"

Вопросы:

1. Системы двигателя;

2. Взаимодействие и  привод систем двигателя;

3. Детали и агрегаты, обеспечивающие работу систем;

4. Зависимость работоспособности  систем от основных механизмов  двигателя;

Цели урока:

1. Образовательные:

- закрепление и усвоение  знаний по принципу работы  и устройству всех систем двигателя.

2. Воспитательные:

- привитие навыков  сознательной дисциплины;

- бережного отношения  к учебному оборудованию и  макетам;

- собранности и внимательности во время работы;

3. Развивающие:

- Развитие технического  мышления и речи;

- Развитие наблюдательности  и внимания, воображения;

- Развитие способности  анализировать полученную информацию.

Наглядные пособия: учебные  макеты, плакаты, наглядные пособия, инструменты и приспособления.

Тип урока - практическое занятие.

Ход урока:

1. Организационный момент

- проверка присутствующих - 2 мин.

- сообщение темы и  хода урока - 3 мин.

- Сообщение основных  правил по технике безопасности  и производственной санитарии при выполнении данного вида работ на каждом рабочем месте - 5 мин.

2. Мотивация учебной  деятельности

сообщение целей занятия  и взаимосвязь тем, устный опрос  с комментарием к ответам с  целью подготовки студентов к  предстоящей работе - 8-10 мин.

Вопросы:

1) Назвать основные  механизмы и системы ДВС.

2) Описать процесс  работы 4-хтактного бензинового двигателя.

3) Назвать способы  охлаждения и смазки ДВС.

4) Основные принципиальные  различия между карбюраторным  и дизельным двигателем.

3. Выполнение работы по плану урока - 60 мин

- Отслеживание правильного  технологического выполнения операций.

- Выдача заданий студентам,  работающим по индивидуальной  форме.

- Корректировка выполнения  работ по необходимости.

5. Подведение итогов  занятия, объявление оценок, ответ преподавателя на вопросы студентов - 5-2 мин

6. Домашнее задание:  объяснение правильности заполнения  тетради-отчета, анализ проведенной  работы - 5-2 мин

Литература: Михайловский Е.В. Устройство автомобиля, стр. 22-45

 

Заключение

Процесс разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики.

Подготовка преподавателя  к учебному занятию охватывает огромное количество элементов педагогического  мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного  количества знаний и умений, хороших личностных и профессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, а студенты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.

Для наиболее продуктивного  и сознательного диалога, в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и  оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения – это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный выбор формы обучения – это залог успешного проведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом.

Деятельность преподавателя  в среднем специальном учебном  заведении – это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Самый оптимальный способ – это подача материала в игровой форме. Это позволяет максимально заинтересовать студентов и развить в них способности к адекватному восприятию информации, анализу своей и посторонней деятельности и формированию их личности. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения – это первый шаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.

Эта цель так же преследуется очень интенсивно. При планировании занятия необходимо учитывать потребности студента как личности. Давать ему житейский опыт, развивать стремления к знаниям, к самосовершенствованию, учить не останавливаться на достигнутом, лояльно относиться к людям, с которыми работаешь, работать в коллективе, и умело управлять теми, кто он него зависит.

Подготовка к проведению занятий учитывает много аспектов: необходимо учесть темы, которые студент  уже изучил, реализовать межпредметные связи, строить новые темы на базе уже имеющихся знаний студента, учесть все особенности восприятия студентом новых знаний, уметь реализовать все основные педагогические и дидактические цели и задачи, учесть социологическую составляющую процесса обучения и многое другое. На базе анализа этих аспектов конструируется одно занятие. Затем другое, третье…

Каждый из методов  обучения отличается сочетанием деятельности преподавателя и учащихся, а также  способами их деятельности. Это не классификация методов, а их номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемов обучения.

 

Список используемой литературы

 

  1. А. Н. Джуринский, Педагогика России. История и современность — Москва, Канон+РООИ "Реабилитация", 2011 г.- 320 с. ISBN 5-8183-0105-2
  2. Батышев С.Я. «Профессиональная педагогика». М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997 год. с- 89 5-8183-0105-1
  3. Бахтина И. Активные методы обучения.//Сестринское дело, 2008, №4, с.20 ISBN 5-8183-0205-5
  4. Бордовская Н.В., Реак А.А. Пед: учебное пособие, - СПб.: Питер, 2008г. с-56 ISBN 5-8183-0307-9
  5. И. В. Андреева, О. Б. Бетина, Психология и педагогика — Санкт-Петербург, Эксмо, 2008 г.- 224 с. ISBN 5-8184-0201-7
  6. Колесникова Г.И., Специальная психология и педагогика:учеб.пособие д — Санкт-Петербург, 2010 г.- 250 с. ISBN 5-8783-0405-8
  7. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии / Мин-во образования и науки. Уральский гос. пед. ун-т. – М.:Академия, 2007. – 256 с. ISBN 5-8783-0707-7
  8. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.:Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с. ISBN 5-8484-0405-4
  9. Кругликов Г. И.  Воспитательная работа мастера профессионального обучения: Санкт-Петербург, Академия, 2010 г.- 160 с. ISBN 5-8183-0105-1
  10. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Григорий Исаакович Кругликов. – М.:Издательский центр «Академия», 2005. – 228 с. ISBN 5-8187-0605-4
  11. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Г.И. Кругликов. – 4-е изд., стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с. ISBN 5-8283-0405-6
  12. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Изд-е 2-е М.: ИКЦ «МарТ», Рост он/Д, 2005 год с – 456 ISBN 5-8586-0708-9
  13. Мартин Деррик, Cars. Автомобили — Санкт-Петербург, Фактор, 2010 г.- 304 с. ISBN 5-8183-0607-8
  14. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей редакцией В.С. Кукушкина. – М.:ИКЦ «МарТ»: - Ростов н/Д:Издательский центр «МарТ», 2006. – 336 с. ISBN 5-8183-0506-7
  15. Подласный И.П. Пед: учебник – М.: Высшее образование, 2006 г.  23 с. ISBN 5-8183-0105-2
  16. Селивончик Г.И.Лекции по дисциплине «Общая и профессиональная педагогика» 2008 год.  67 с. ISBN 5-8187-0207-3
  17. Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: Москва, Академия, 2008 г.- 256 с ISBN 5-7145-2453-4
  18. Симоненко В.Д. – Общая и профессиональная педагогика – М.: Вентана-граф, 2006 год ISBN 78 с 5-7895-0506-5
  19. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:ИНФРА-М, 2007 – 336 с.: ил. – (Профессиональное образование). ISBN 5-8163-2115-2
  20. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие для студентов ВУЗов_М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006 год 60 с ISBN 5-8136-0809-5
  21. Чернилевский Д.В., Моисеев В.Б. Инновационные технологии и дидактические средства современного профессионального образования. М.: МГИЦ, 2002 год. 56 с. ISBN 5-7574-0408-7
  22. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учебное пособие., 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург:Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с. ISBN 5-9897-0506-4

 

Приложение 1

Согласовано                                                       Утверждаю:

на МК спец.дисциплинам                                   Директор _________________

___________________    __________

«_____» __________ 20_г.           «_____» ____________ 20_г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ  ОБУЧЕНИЮ

ПО ПРОФЕССИИ: «ОПЕРАТОР ЭВМ»

НА 1308 ЧАСОВ

Пояснительная записка

Учебный план и программа  составлены на основе стандарта по профессии «Оператор ЭВМ».Федеральный  компонент Государственного стандарта  начального профессионального образования  Российской Федерации по профессии: «Оператор ЭВМ» включает документы:

1)  профессиональную  характеристику;

2)  федеральный компонент  содержания профессионального цикла  обучения.

 Программа включает  в себя основные темы, их идеи  и задачи, самостоятельной работы  учащихся.

ПРОГРАММА

Тема 1. Вводное  занятие.

Ознакомление   учащихся   с   оборудованием   компьютерного   класса, режимом работы, формами организации труда и правил. Безопасность труда    в     учебном     заведении.     Основные     правила     и     нормы электробезопасности. Заземление, отключение электросетей и ЭВМ.

Тема 2. Экскурсия  на предприятие.

Общая характеристика будущего предприятия, ее структура, основные цеха, инженерные   службы    и   другие.    Характеристика   будущего предприятия, его перспективы. Ознакомление с работой предприятия.

Тема 3. Работа с клавиатурой.

Изучение     типов     клавиатуры.     Работа     с     алфавитно-цифровой клавиатурой. Набор сплошного текста в программе  «Блокнот» со всеми правилами   набора   текста.   Набор   текста   и   его   правка.   Работа   с дополнительной клавиатурой. Набор текста ускоренным методом.

Тема 4. Работа на персональных ЭВМ.

Включение машины и системы. Настройка на конкретную работу. Ввод

даты и времени. Начальная  загрузка MS DOS. Ввод команд MS DOS с клавиатуры. Запуск программ. Работа с файловой системой. Открытие, чтение,   редактирование   файлов.   Просмотр   перемещения   файлов. Копирование, удаление файлов. Работа с каталогами, подкаталогами. Использование   ключей   форматирования.   Форматирование   дискет.

Создание директории. Установка атрибутов.

Тема 5. Работа на устройствах внешней памяти.

Включение   дисководов.   Работа   с   жесткими   и   гибкими   дисками.

Информация о работе Подготовка преподавателя к учебным занятиям в колледже