Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:55, курсовая работа
Объект исследования – система профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю Информатика и информационные технологии.
Предмет – процесс подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Цель исследования – выявление и обоснование содержания, форм, методов и средств подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности студентов 6
1.1 Сущность и структура учебной проектной деятельности по разработке программного обеспечения 6
1.2 Теоретическое обоснование программы подготовки студентов к проектной деятельности по разработке программного обеспечения 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения 15
2.1 Организация учебного проекта по разработке мультимедийного программного обеспечения 15
2.2 Организация учебного проекта по разработке информационной системы 19
Заключение 32
Список литературы 34
МИНОБРНАУКИ РОССИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»
ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
Специальность: «Профессиональное обучение (информатика, ВТ и КТ)»
Курс IV
КУРСОВАЯ РАБОТА
Шарипова Руслана Азатовича
на тему
«ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»
Руководитель:
ст. преподаватель Н.Н. Пояркова
Работа допущена к защите __________
Заведующий кафедрой __________
Дата представления __________
Дата защиты __________
Оценка
Уфа 2012
Оглавление
Актуальность: необходимость формирования умений работать над проектами обусловлено объективным усложнением внешней среды – современное информационное (постиндустриальное) общество требует от современных предприятий гибкости и мобильности организационной структуры, и в частности активного использования проектного подхода к деятельности. В соответствии с данным подходом группа сотрудников, временно объединенная для работы над конкретным проектом, становится основной бизнес-единицей компании. В этом случае появляется возможность перераспределять ресурсы между приоритетными направлениями, формировать команды в зависимости от конкретных требований, определять четкие показатели результатов работы проектных команд и отдельных сотрудников. Широкое распространение проектного подхода в организации производства делает актуальным включение в профессиональную подготовку современных специалистов такого компонента как умение работать в команде над проектом.
Объект исследования – система профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю Информатика и информационные технологии.
Предмет – процесс подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Цель исследования – выявление и обоснование содержания, форм, методов и средств подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Задачи:
– Определить сущность и структуру учебной проектной деятельности по разработке программного обеспечения;
Данная работа состоит из двух глав:
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности студентов.
В первой главе исследуются:
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Во второй главе исследуются:
Существует ряд определений понятия «проект»:
- некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта;
- определенное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов;
план, который характеризуется совокупностью исключительных условий, например, указанием цели, временными, финансовыми, кадровыми и другими ограничениями, отделен от других мероприятий, предусматривается создание специальной организации для проведения проекта;
комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения (в течение заданного периода времени и установленном бюджете) поставленных задач с четко определенными целями.
На основании приведенных определений можно выделить существенные для любого проекта признаки:
основное содержание проекта – изменения некоторого объекта;
ограничение времени, необходимого для достижения цели и, следовательно, ограничение продолжительности проекта;
жесткое определение бюджета проекта и, следовательно, ограниченность требуемых ресурсов;
новизна содержания деятельности;
комплексность решения задач;
наличие правового и организационного обеспечения проекта.
Перечисленные признаки определяют необходимые для руководителя проекта умения. Управление проектом (project management) – это относительно новая научная дисциплина, раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы и средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями. Иногда project management определяют как искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения современных методов управления и информационных технологий для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, их стоимости, срокам и качеству. Целенаправленное освоение подобного искусства можно организовать только в рамках практико-ориентированных педагогических технологий.
Таким образом, в нашей работе мы будем рассматривать организацию работы над проектом одновременно и как средство подготовки студентов к совместной деятельности по разработке программного обеспечения.
По сути, знакомство студентов с основными приемами проектного менеджмента, описанными в международных стандартах управления проектами, является обращением к опыту референтных групп, в роли которых выступают крупные коммерческие фирмы, успешно работающие на рынке информационных продуктов. Это создает у студентов дополнительную мотивацию совместной деятельности в рамках учебных проектов. Проанализировав литературу, посвященную теории управления проектам, мы выделили минимально необходимый набор терминов, используемых в проектном менеджменте, и правил, регламентирующих организацию работ над проектом.
Одним из ключевых терминов является «жизненный цикл проекта» – полный набор последовательных фаз проекта, название и число которых определяется, исходя из предметной области проекта, технологии производства работ, характерных черт организаций, вовлеченных в проект. Основными фазами проекта являются:
фаза инициации (инициализации) проекта – определение цели и задачи проекта, ключевые характеристики; данная фаза завершается принятием решения о целесообразности открытия проекта;
концептуальная фаза проекта – разработка концепции предметной стороны проекта, определение состава задач, которые надо выполнить в проекте, распределение обязанностей по решению задач; данная фаза завершается подписанием договоров и контрактов;
фаза разработки – разрабатываются технические задания, рабочие планы проекта;
фаза реализации – исполнение технических заданий, выполнение рабочих планов проекта; данная фаза завершается вводом нового продукта или услуги в эксплуатацию, подписанием акта сдачи-приемки продукта (услуги);
фаза завершения проекта – подведение итогов проекта, их анализ, выводы и рекомендации для проведения будущих проектов данного профиля.
Знакомство с понятием «жизненный цикл проекта» способствует пониманию студентами целостной структуры совместной деятельности.
Подготовке студентов к совместной деятельности по созданию электронных образовательных ресурсов способствует обучение структурной декомпозиции работ проекта – графическому представлению совокупности взаимосвязанных элементов проекта различной степени детализации. В рамках проектного менеджмента чаще всего используют два вида структурной декомпозиции работ:
декомпозиция по функциональному принципу – анализируется предметная сторона проекта, выделяются составные функциональные части создаваемого продукта;
декомпозиция по хронологическому принципу – анализируются фазы жизненного цикла проекта и соответствующие им задачи.
Обучение первому виду декомпозиции направлено на формирование у студентов целостного представления о современных электронных образовательных ресурсах. Второй вид декомпозиции может выступать в качестве средства организации совместной деятельности членов студенческих микрогрупп.
Декомпозиция работ проекта по хронологическому принципу часто проводится с помощью диаграммы Ганта (или стрелочной диаграммы, диаграммы предшествования), образец которой представлен на рис.1.
Рис.1. Декомпозиция работ проекта по хронологическому принципу
(диаграмма Ганта)
Управление проектами принято рассматривать как системный процесс, включающий в себя подпроцессы управления предметной областью проекта, управление проектом по временным параметрам, управления информационным взаимодействием и документооборотом, управления стоимостью, качеством, рисками, персоналом, взаимодействием, безопасностью и другие процессы управления.
Также немаловажно отметить, что образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: создания у учащихся образа цельного знания; соединения усилий разных преподавателей для синтеза этого знания; повышения мотивации учащихся в получении дополнительных знаний; изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпретации результатов.
Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к методичной работе и самоорганизации; желания делать свою работу качественно.
Участие в проектировании развивает: иссл
Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить учащихся проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.
Виды проектной деятельности. Доминирующая деятельность, которую осуществляет учащийся, работая над проектом, во многом определяет тип проекта. Существуют различные типы проектов, которые позволяют преподавателю решать разнообразные дидактические задачи.
Практико-ориентированный проект. Цель проекта – решение практических задач. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и т.п.
Исследовательский проект. Цель проекта – доказательство или опровержение какой – либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным образом.
Информационный проект. Цель проекта - сбор информации о каком – либо объекте или явлении для представления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Творческий проект. Цель проекта – привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблеме, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно – прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Игровой и ролевой проект. Цель – предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой – либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер – постановщик, судья, литературный персонаж).
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Преподаватель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащихся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.
Такие проекты позволяют не только получить новые знания, но и способствуют приобретению определенного социального опыта.
В соответствии с предметно-содержательной областью выделяют моно проекты и межпредметные проекты. Первые, как правило, выполняются на уроках одного предмета, хотя предусматривают подчас применение знаний из других дисциплин. Межпредметные проекты чаще всего выполняются во внеурочное время и требуют привлечения знаний по двум-трем предметам, что делает необходимой квалифицированную помощь учителей-предметников.