Подготовка студентов к проектной деятельности по разработке программного обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 22:55, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – система профессиональной подготовки студентов, обучающихся по профилю Информатика и информационные технологии.
Предмет – процесс подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.
Цель исследования – выявление и обоснование содержания, форм, методов и средств подготовки студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы организации проектной деятельности студентов 6
1.1 Сущность и структура учебной проектной деятельности по разработке программного обеспечения 6
1.2 Теоретическое обоснование программы подготовки студентов к проектной деятельности по разработке программного обеспечения 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов педвуза к проектной деятельности по разработке программного обеспечения 15
2.1 Организация учебного проекта по разработке мультимедийного программного обеспечения 15
2.2 Организация учебного проекта по разработке информационной системы 19
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 1.36 Мб (Скачать файл)

Предназначение СУБД Access

СУБД Access предназначена для разработки баз данных реляционного типа для локального их использования на персональных компьютерах и для работы с этими базами.

При проектировании базы данных, в первую очередь, необходимо определить, что именно нужно хранить.

Данная СУБД была выбрана по следующим причинам: 

простота средств реализации,

легкость освоения инструментарием разработчика (VBA),

наглядность визуализации информации.

Также «Microsoft Access» предоставляет большое количество внутренних средств по оптимизации работы проектируемого приложения.

К ним относятся:

загрузка модулей по требованию;

оптимизация дерева вызовов;

использование файлов MDE;

автоматическая поддержка компилированного состояния;

использование библиотек Windows API;

индивидуальная настройка системы;

эффективное использование индексов;

встроенный оптимизатор запросов.

Система управления базами данных (СУБД) обычно поддерживает 4 основных типа отношений между таблицами:

один-к-одному (одной записи в первой таблице соответствует одна запись во второй);

один-ко-многим (одной записи в первой таблице соответствует много записей во второй);

много-к-одному (многим записям в первой таблице соответствует одна запись во второй);

много-ко-многим (одной записи в первой таблице соответствует много записей во второй и одной записи во второй таблице соответствует много записей в первой).

Связь любого из этих типов может быть обязательной, если в данной связи должен участвовать каждый экземпляр сущности, необязательной - если не каждый экземпляр сущности должен участвовать в данной связи. При этом связь может быть обязательной с одной стороны и необязательной с другой стороны.

В СУБД Access процесс создания реляционной базы данных включает создание схемы данных. Схема данных наглядно отображает таблицы и связи между ними, а также обеспечивает использование связей при обработке данных. В схеме данных устанавливаются параметры обеспечения целостности связей в базе данных.

Таким образом, осуществляется неразрывная связь внемашинного проектирования базы данных с этапом ее создания с помощью СУБД. В схеме данных, построенной по нормализованной модели данных предметной области, могут быть установлены одно-однозначные и одно-многозначные связи. Для таких связей обеспечивается поддержание целостности взаимосвязанных данных, при которой не допускается наличия в базе данных подчиненной записи без связанной с ней главной, при первоначальной загрузке базы данных и ее корректировках. Связи, определенные в схеме данных, используются автоматически при разработке многотабличных форм, запросов, отчетов, существенно упрощая процесс их конструирования.

Взаимосвязи таблиц

При создании в Access схемы данных в ней определяются и запоминаются связи между таблицами. Это позволяет системе автоматически использовать связи, один раз определенные в схеме данных, при создании форм, запросов, отчетов на основе взаимосвязанных таблиц, а пользователь освобождается от необходимости указывать эти связи при конструировании этих объектов. Схема данных базы графически отображается в своем окне, где таблицы представлены списками полей, а связи - линиями между полями разных таблиц.

Одно-многозначные (1:М) или одно-однозначные (1:1) связи. Схема данных прежде всего ориентирована на работу с таблицами, отвечающими требованиям нормализации, между которыми могут быть установлены одно-многозначные (1:М) или одно-однозначные (1:1) связи, для которых может автоматически поддерживаться связная целостность. Поэтому схему данных целесообразно строить в соответствии с информационно-логической моделью.

При построении схемы данных Access автоматически определяет по выбранному полю связи тип отношения между таблицами. Если поле, по которому нужно установить связь, является уникальным ключом как в одной таблице, так и в другой, Access выявляет отношение один-к-одному. Если поле связи является уникальным ключом в одной таблице (главной таблицы связи), а в другой таблице (подчиненной таблице связи) является не ключевым или входит в составной ключ, то есть значения его могут повторяться, Access выявляет отношение один-ко-многим между записями главной таблицы к подчиненной. В этом случае можно задать автоматическое поддержание целостности связей.

Отношение многие-ко-многим. Отношение многие-ко-многим предполагает, что каждой записи в одной таблице соответствует несколько записей в другой. При этом каждая сторона отношения выглядит как отношение один-ко-многим.

Однако если рассматривать взаимосвязь таблиц с двух сторон, становится очевидным, что ни одна из таблиц не может быть главной и для их связывания необходима третья таблица.

Связующая таблица представляет собой промежуточную таблицу, которая служит мостом между двумя таблицами в отношении многие-ко-многим. Ее ключ состоит из ключевых полей этих таблиц, с каждой из которых она связана отношением один-ко-многим. Помимо ключевых полей, связующая таблица должна содержать хотя бы одно поле, которого нет в связываемых таблицах, но которое имеет значение для каждой из них. Таким образом, отношение многие-ко-многим складывается из отношений многие-к-одному и один-ко-многим.

Связи-объединения. Между двумя таблицами может быть установлена связь-объединение по некоторому полю связи. Для связи-объединения может быть выбран один из трех способов объединения записей:

Способ 1 - объединение только тех записей, в которых связанные поля обеих таблиц совпадают (производится по умолчанию);

Способ 2 - объединение тех записей, в которых связанные поля обеих таблиц совпадают, а также объединение всех записей из первой таблицы, для которых нет связанных во второй, с пустой записью второй таблицы;

Способ 3 - объединение тех записей, в которых связанные поля обеих таблиц совпадают, а также объединение всех записей из второй таблицы, для которых нет связанных в первой, с пустой записью первой таблицы.

Такой тип связи может быть определен, если связь характеризуется отношением 1:1 или 1:М, а также если тип отношения не может быть определен системой, то есть если не выполняются условия для этих отношений. Например, при выборе в главной таблице в качестве поля связи неключевого поля или поля, входящего в составной ключ, Access сообщает, что тип отношения не может быть определен. В этом случае между таблицами возможно установление только связи-объединения.

Связь-объединение обеспечивает объединение записей таблиц, имеющих одинаковые значения в поле связи. Причем производится объединение каждой записи из одной таблицы с каждой записью из другой таблицы при условии равенства значений в поле связи. Кроме того, если выбран второй или третий вариант в результат объединения могут быть добавлены записи из таблицы, для которых нет логически связанных записей в другой таблице. Последние два варианта часто необходимы при решении практических задач. Примером такой задачи может быть формирование записей студентов с результатами успеваемости как в случае полученной оценки по предмету, так и при отсутствии оценки. При отсутствии оценки соответствующее поле будет пустым.

Создание схемы данных

Создание схемы данных начинается в окне Базы данных (Database) с выполнения команды Сервис|Схема данных (Tools|Relationships) или нажатия кнопки Схема данных (Relationships) на панели инструментов базы данных.

Включение таблиц в схему данных. После нажатия кнопки Схема данных (Relationships) открывается окно Добавление таблицы (Show Table) , в котором можно выбрать таблицы и запросы, включаемые в схему данных. Для размещения таблицы в окне Схема данных(Relationships) надо выделить ее в окне Добавление таблицы (Show Table) и нажать кнопку Добавить (Add). Для выделения нескольких таблиц надо, удерживая клавишу , щелкнуть мышью на каждой из этих таблиц. Включив все нужные таблицы в схему данных, нажать кнопку Закрыть (Close).

В результате в окне Схема данных (Relationships) будут представлены все включенные таблицы со списком своих полей. Далее можно приступать к определению связей между ними.

Создание связей между таблицами. При определении связей в схеме данных удобно использовать информационно-логическую модель в каноническом виде, по которой легко определить главную и подчиненную таблицу каждой одно-многозначной связи, поскольку в такой модели главные объекты всегда размещены выше подчиненных. Эти связи являются основными в реляционных базах данных, т. к. одно-однозначные связи используются лишь в редких случаях, когда приходится разделять большое количество полей, определяемых одним и тем же ключом, по разным таблицам, имеющим разный регламент обслуживания.

Устанавливая в окне схемы данных связи типа 1:М между парой таблиц, надо выделить в главной таблице уникальное ключевое поле, по которому устанавливается связь. Далее, при нажатой кнопке мыши, протащить курсор в соответствующее поле подчиненной таблицы.

При создании связи по составному ключу необходимо выделить все поля, входящие в ключ главной таблицы, и перетащить их на одно из полей связи в подчиненной таблице. Для выделения всех полей, входящих в составной уникальный ключ, необходимо отмечать поля при нажатой клавише . После создания связи откроется окно Изменение связей (Edit Relationships). При этом в строке Тип отношения (Relationship Type) автоматически установится тип один-ко-многим (One-To-Many).

При составном ключе связи в окне Изменение связей (Edit Relationships) необходимо для каждого поля ключа в главной таблице ТАБЛИЦА/ЗАПРОС (Table/Query) выбрать соответствующее поле подчиненной таблицы, названной СВЯЗАННАЯ ТАБЛИЦА/ЗАПРОС (Related Table/Query).

Язык SQL (аббревиатура Structured Query Language) - это язык структурированных запросов, стандартный язык, предназначенный для создания баз данных, добавления новых и поддержки имеющихся данных, а также извлечения требуемой информации. Язык SQL с самого начала был создан, чтобы работать с данными из тех баз, которые следуют реляционной модели.

Каждому запросу MS Access можно сопоставить эквивалентную инструкцию SQL. В MS Access пользователи, знакомые с языком SQL, могут использовать его для просмотра и изменения запросов в режиме конструктора, определения свойств форм и отчетов, создания специальных запросов (запросы объединения, запросы к серверу и управляющие запросы), создания подчиненных запросов.

При создании каждого запроса MS Access автоматически составляет эквивалентную ему инструкцию SQL.

База данных представляет собой набор сведений, связанных с определенной темой или функцией, например, для того чтобы отследить количество научных статей за каждый год или за несколько лет, нужно вести контроль по их учету. Нами была создана база данных «Издательство», которое позволяет решить эту задачу. В данной базе находятся все сведения о статьях, которое позволяет узнать с помощью определенных действий всю информацию.

База данных «Издательство» имеет следующую схему:

Как мы видим, все таблицы связаны между собой. Для установления связей между двумя таблицами необходимо определить в каждой из них поля для этого связывания. Эти поля не обязательно могут иметь одинаковые имена, но должны содержать однотипные данные.

Данная база имеет пять таблиц:

Авторы;

журнал;

рубрики;

статьи;

степень.


Каждая таблица имеет свой запрос, что позволяет пользователю выполнить определенные действия.

Разработка данной базы поможет структурировать все научные статьи за несколько лет, что позволит более часто обращаться к ним. В данный момент аналогии данной базе не существует, что затруднял процесс обработки данных.

 

Заключение

Формирование проектной деятельности студентов обусловлено современными тенденциями развития общества и производства. Процесс проектирования есть один из типологических признаков современной жизни практически во всех ее аспектах. Овладение проектной деятельностью, ее качественными характеристиками - необходимое условие профессиональной подготовки выпускников педагогического вуза и будущих специалистов инженерного профиля. Проектная деятельность приобретает большую целостность, осознанность, значимость для обучаемого. В качестве учебной проектная деятельность служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения и вместе с тем способствует усовершенствованию знаний по СУБД Access, изменяя мотивацию учения, формируя ее положительную направленность. Этими составляющими определяется ее содержание, организация, функционирование. Проектная модель обучения органично дополняет традиционную модель, синтезируя в себе ее преимущества.

Проведенный теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили актуальность проблемы формирования проектной деятельности студентов в ходе изучения базы данных Access, с точки зрения ее социально-педагогической и личностной значимости в современных условиях общественного развития и его перспективах.

Проведенное исследование завершает определенный этап работы, однако не исчерпывает всех аспектов проблемы эффективного формирования проектной деятельности студентов в ходе графической подготовки. Отдельные вопросы, касающиеся отбора содержания и конструирования учебных средств, осуществления межпредметных связей и интеграции содержания дисциплин графической направленности, требуют дальнейшей проработки и уточнения.

Теоретические материалы и экспериментальная проверка исследования свидетельствуют, что цель работы достигнута, подтверждены основные положения гипотезы, в установленном объеме решены поставленные задачи.

Полученные в ходе экспериментальной работы положительные результаты свидетельствуют о возможности использования предложенной модели формирования проектной деятельности и дальнейшем развитии выделенных дидактических условий и средств.

Проведенное исследование завершает определенный этап работы, однако не исчерпывает всех аспектов проблемы эффективного формирования проектной деятельности студентов в ходе усвоения СУБД Access. Исследование позволяет представить практические рекомендации по формированию и совершенствованию процесса проектной деятельности в ходе обучения базам данных.

Информация о работе Подготовка студентов к проектной деятельности по разработке программного обеспечения