Подростки и родители: шаги навстречу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 20:36, доклад

Краткое описание

Семье принадлежит
основная роль в
формировании
нравственных начал,
жизненных принципов
ребенка. От того, как
строятся отношения в
семье, какие ценности,
интересы выдвигаются у
ее старших
представителей на
первый план, зависит,
какими вырастут дети

Вложенные файлы: 1 файл

Подростки и РОДИТЕЛИ.pptx

— 815.53 Кб (Скачать файл)

Подростки и РОДИТЕЛИ: шаги навстречу.

 

Выполнила студентка группы 316АВ Скакун С.К.

Содержание

 

    • Введение.
    • 1. Особенности подросткового возраста.
    • 2. Сфера общения подростков.
    • 3. Взаимоотношения подростков с родителями.
    • Заключение.

Введение

 

    • Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

Введение

 

    • Проблема отношений родителей и детей - сложная и парадоксальная. Сложность ее - в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической информации.

 

Особенности подросткового возраста.

 

    •  Подростковый возраст – несомненно самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Он «начинается» с изменением социальной ситуации развития, подростковый возраст является по сути кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Внешние предпосылки: изменение характера учебной деятельности, подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму

 

Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:  

 

    • «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности;
    • «доминанта дали» - установка на большие масштабы;
    • «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению;
    • «доминанта к сопротивлению» - упрямство, протест;
    • «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания. 

 

    • 1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития: необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности, постепенный переход к взрослой сексуальности.
    • 2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями, развитием способности к абстрактному мышлению, расширением временной перспективы.
    • 3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников.
    • 4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного«Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

 

Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:

 

    • подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
    • ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков —«настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
    • взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
    • интеллектуальная взрослость (стремление что-то узнать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков)

Сфера общения подростков.

 

Ведущее свойство подросткового периода (13 лет) - обращение внутрь:

    • подросток становится более интровертированным;
    • он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике;
    • начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям;
    • становится более избирательным в дружбе;
    • соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений.

Далее (14 лет) интроверсия сменяется экстраверсией:

    • подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними;
    • он очарован словом "личность", любит обсуждать и сравнивать себя с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты.

  В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее

Еще одними важными особенностями этого возраста является:  

 

    • открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств;
    • появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни;
    • постепенное врастание в различные сферы жизни.

Наиболее типичные виды конфликтных ситуаций: 
Эмоциональное отвержение.  

 

Чаще всего эмоциональное отвержение может выражаться в безразличии родителей к подростку, малом внимании к его внутренней жизни.

 

Эмоциональное потворство. 

 

Одна из особенностей, отличающих такие семьи: ребенок - центр всей жизни взрослых. Не случайно такое воспитание иначе называют еще воспитанием по типу Кумира Семьи. Требования здесь к ребенку зачастую минимальны, в лучшем случае они ограничены задачами, связанными с учением. Запреты мягки. Всегда и во всем родительский контроль уступает место любовному покровительству.

 

Авторитарный контроль.

 

 

Воспитание происходит по той же методике, что и в эмоциональном потворстве только на первый план выходит авторитет родителей. Авторитарные родители мало считаются с индивидуальностью подростка. Вместо мягкого покровительства здесь практикуется строгий контроль, жесткая регламентация поведения. Главная воспитательная линия проявляется в многочисленных вариантах родительского нажима.

Конфликты родителей со своими детьми - весьма частое явление. Основные причины их, со стороны взрослых:

 

    • Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе;
    • Непослушание дома;
    • Пренебрежение родительскими советами;
    • Расхождение в принципиальных жизненных вопросах.

 

Некоторые условия агрессивного поведения подростка:

 

    • Семья как фактор агрессивного поведения:
    • А) характер семейных взаимоотношений;
    •  С точки зрения подростков, можно выделить шесть типов позиций родителей по отношению к подросткам:
    • Автократическая - подросток подвергается тирании требований и запретов; ему практически "все нельзя"; пресекаются не только попытки самостоятельно что-то решить и тем более поступить по-своему, но даже и высказывание собственного мнения.
    • Авторитарная - самостоятельность подростка также существенно ограничена; правда, он может принимать участие в обсуждении касающихся его проблем, но право делать выводы и что-то решать принадлежит исключительно родителям.
    • Демократическая - взрослые признают, что в жизни подростка есть сферы, где он может действовать самостоятельно.
    • Позиция равенства - взрослые и подросток включены в принятие решений в равной степени.
    • Либеральная - подросток сам определяет круг своих друзей и выбирает занятия; окончательное решение всегда принимает подросток.
    • Позиция отстранения - этот тип отношений предполагает "развод" родителей с подростком, отказ участвовать в его жизни.

 

Б) стиль семейного руководства.

 

    • С точки зрения подростка, многие конфликты возникают из-за несправедливости родителей. Они не считаются с занятостью своих детей, не умеют сдерживать свое плохое настроение, незаслуженно наказывают и т.д.
    •  Для преодоления таких ситуаций необходимо найти альтернативу отношений родителей и подростка, т.е. помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Существуют определенные этапы поиска альтернативы: 
Этап 1. Определение противоречия или проблемы.

 

    • Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен как для него самого, так и для ребенка. Ребенок, как и все, обижается, если его обрывают или отвергают.
    • 2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее».

Этап 2. Поиск и выработка альтернативных решений.

 

    • Эта стадия потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того чтобы начать «мозговой штурм», родитель может предложить: «Что именно мы должны проанализировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?» или «Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи».

Этап 3. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений.  

 

    • Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребенка в обдумывание и оценивание различных решений. Родитель может сказать, например: «Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?» Решения отбрасываются, остаются только те, которые приемлемы для ребенка и родителя. Родитель должен честно выразить свои чувства по поводу решения. Это можно сделать при помощи реплики типа «Меня не очень осчастливит этот вариант».

Этап 4. Выбор альтернативы и реализация решения.

 

    • Выбор альтернативы и реализация решения произойдут легче в том случае, если пройдены остальные стадии исследования альтернатив и между родителем и ребенком произошел открытый и честный обмен мнениями.
    •  Всем участникам обсуждения должно быть ясно, что именно от них требуется и каким образом можно достичь взаимного согласия. Им следует постоянно обращаться к вопросам: «Кто?», «Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за что отвечает? Когда мы начнем и когда закончим? Как все это будет осуществляться?»

Информация о работе Подростки и родители: шаги навстречу