Подростки и РОДИТЕЛИ: шаги навстречу.
Выполнила
студентка группы 316АВ Скакун С.К.
Содержание
- Введение.
- 1. Особенности подросткового возраста.
- 2. Сфера общения подростков.
- 3. Взаимоотношения подростков с родителями.
- Заключение.
Введение
- Семье принадлежит основная
роль в формировании нравственных начал,
жизненных принципов ребенка. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.
Введение
- Проблема отношений родителей
и детей - сложная и парадоксальная. Сложность
ее - в скрытом, интимном характере человеческих
отношений, щепетильности «внешнего»
проникновения в них. А парадоксальность
в том, что, при всей ее важности, родители
ее обычно не замечают, ибо не имеют для
этого необходимой психолого-педагогической
информации.
Особенности подросткового возраста.
- Подростковый возраст – несомненно самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Он «начинается» с изменением социальной ситуации развития, подростковый возраст
является по сути кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки. Внешние предпосылки:
изменение характера учебной деятельности, подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму
Л.С. Выготский выделяет несколько групп
интересов подростка по доминантам:
- «эгоцентрическая» - интерес
к собственной личности;
- «доминанта дали» - установка
на большие масштабы;
- «доминанта усилия» - тяга к
волевому напряжению;
- «доминанта к сопротивлению»
- упрямство, протест;
- «доминанта романтики» - стремление
к риску, героизму, к неизвестному
Исследователь психологии подростков
М. Кле задачи развития в подростковом
возрасте формулирует относительно четырех
основных сфер: тела, мышления, социальной
жизни, самосознания.
- 1. Пубертатное развитие. В течение
относительно короткого периода тело
подростка претерпевает значительные
изменения. Это влечет две основные задачи развития:
необходимость реконструкции телесного образа
«Я» и построения мужской или женской идентичности,
постепенный переход к взрослой сексуальности.
- 2. Когнитивное развитие. Развитие
интеллектуальной сферы подростка характеризуется
качественными и количественными изменениями,
которые отличают его от детского способа
познания мира. Становление когнитивных
способностей отмечено двумя основными достижениями,
развитием способности к абстрактному мышлению,
расширением временной перспективы.
- 3. Преобразование социализации.
Преобладающее влияние семьи в отрочестве
постепенно заменяется влиянием группы
сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
освобождение от родительской опеки, постепенное вхождение в группу сверстников.
- 4. Становление идентичности. Становление
психосоциальной идентичности, лежащее
в основе феномена подросткового самосознания,
включает три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного«Я», включающей
детское прошлое и определяющей проекцию
себя в будущее; осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).
Т.В. Драгунова отмечает следующие проявления
в развитии взрослости у подростка:
- подражание внешним проявлениям
взрослых (стремление походить внешне,
приобрести их особенности, умения и привилегии);
- ориентация на качества взрослого
(стремление приобрести качества взрослого,
например у мальчиков —«настоящего мужчины»
— силу, смелость, волю и т.д.);
- взрослый как образец деятельности
(развитие социальной зрелости в условиях
сотрудничества взрослых и детей, что
формирует чувство ответственности, заботы
о других людях и др.);
- интеллектуальная взрослость
(стремление что-то узнать и уметь по-настоящему;
происходит становление доминирующей
направленности познавательных интересов,
поиск новых видов и форм социально значимой
деятельности, которые способны создавать
условия для самоутверждения современных
подростков)
Сфера общения подростков.
Ведущее
свойство подросткового периода (13 лет)
- обращение внутрь:
- подросток становится более интровертированным;
- он склонен к уходу в себя, самокритичен
и чувствителен к критике;
- начинает интересоваться психологией,
критически относится к родителям;
- становится более избирательным
в дружбе;
- соматические сдвиги усиливают
и без того частые колебания настроений.
Далее
(14 лет) интроверсия сменяется экстраверсией:
- подросток экспансивен, энергичен,
общителен, возрастает его уверенность
в себе, а также интерес к другим людям
и различиям между ними;
- он очарован словом "личность",
любит обсуждать и сравнивать себя с другими,
активно идентифицируется с героями кино
и литературы, узнавая в них собственные
черты.
В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность
уступает место жизнерадостности, значительно
увеличивается внутренняя самостоятельность,
эмоциональная уравновешенность, общительность,
устремленность в будущее
Еще одними важными особенностями этого
возраста является:
- открытие "Я", развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств;
- появление жизненного плана,
установки на сознательное построение
собственной жизни;
- постепенное врастание в различные сферы жизни.
Наиболее типичные виды конфликтных
ситуаций:
Эмоциональное отвержение.
Чаще
всего эмоциональное отвержение может
выражаться в безразличии родителей к
подростку, малом внимании к его внутренней
жизни.
Эмоциональное потворство.
Одна
из особенностей, отличающих такие семьи:
ребенок - центр всей жизни взрослых. Не
случайно такое воспитание иначе называют
еще воспитанием по типу Кумира Семьи.
Требования здесь к ребенку зачастую минимальны,
в лучшем случае они ограничены задачами,
связанными с учением. Запреты мягки. Всегда
и во всем родительский контроль уступает
место любовному покровительству.
Авторитарный контроль.
Воспитание
происходит по той же методике, что и в
эмоциональном потворстве только на первый
план выходит авторитет родителей. Авторитарные
родители мало считаются с индивидуальностью
подростка. Вместо мягкого покровительства
здесь практикуется строгий контроль,
жесткая регламентация поведения. Главная
воспитательная линия проявляется в многочисленных
вариантах родительского нажима.
Конфликты родителей со своими детьми
- весьма частое явление. Основные причины
их, со стороны взрослых:
- Недостаточное высокая успеваемость
и плохое поведение в школе;
- Непослушание дома;
- Пренебрежение родительскими
советами;
- Расхождение в принципиальных
жизненных вопросах.
Некоторые условия агрессивного поведения
подростка:
- Семья как фактор агрессивного
поведения:
- А) характер семейных взаимоотношений;
- С точки зрения подростков, можно
выделить шесть типов позиций родителей
по отношению к подросткам:
- Автократическая - подросток
подвергается тирании требований и запретов;
ему практически "все нельзя"; пресекаются
не только попытки самостоятельно что-то
решить и тем более поступить по-своему,
но даже и высказывание собственного мнения.
- Авторитарная - самостоятельность
подростка также существенно ограничена;
правда, он может принимать участие в обсуждении
касающихся его проблем, но право делать
выводы и что-то решать принадлежит исключительно
родителям.
- Демократическая - взрослые
признают, что в жизни подростка есть сферы,
где он может действовать самостоятельно.
- Позиция равенства - взрослые
и подросток включены в принятие решений
в равной степени.
- Либеральная - подросток сам
определяет круг своих друзей и выбирает
занятия; окончательное решение всегда
принимает подросток.
- Позиция отстранения - этот тип
отношений предполагает "развод"
родителей с подростком, отказ участвовать
в его жизни.
Б) стиль семейного руководства.
- С точки зрения подростка, многие
конфликты возникают из-за несправедливости
родителей. Они не считаются с занятостью
своих детей, не умеют сдерживать свое
плохое настроение, незаслуженно наказывают
и т.д.
- Для преодоления таких ситуаций
необходимо найти альтернативу отношений
родителей и подростка, т.е. помочь ему
в выборе наилучшего способа действия
и принятии им ответственности за выполнение
решения.
Существуют определенные этапы поиска
альтернативы:
Этап 1. Определение противоречия или проблемы.
- Родитель должен быть уверен,
что выбранный для поиска альтернативы
момент удачен как для него самого, так
и для ребенка. Ребенок, как и все, обижается,
если его обрывают или отвергают.
- 2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее».
Этап 2. Поиск и выработка
альтернативных решений.
- Эта стадия потребует от ребенка
и родителя анализа различных решений.
Для того чтобы начать «мозговой штурм»,
родитель может предложить: «Что именно
мы должны проанализировать? Какие у тебя
идеи по поводу нашей проблемы?» или «Две
головы лучше одной. Я готов держать пари,
что у нас с тобой появятся хорошие идеи».
Этап 3. Исследование,
обдумывание, оценка альтернативных решений.
- Очень важно на данном этапе,
чтобы родитель включил ребенка в обдумывание
и оценивание различных решений. Родитель
может сказать, например: «Что мы думаем
о тех решениях, к которым мы пришли?» Решения
отбрасываются, остаются только те, которые
приемлемы для ребенка и родителя. Родитель
должен честно выразить свои чувства по
поводу решения. Это можно сделать при
помощи реплики типа «Меня не очень осчастливит
этот вариант».
Этап 4. Выбор альтернативы
и реализация решения.
- Выбор альтернативы и реализация
решения произойдут легче в том случае,
если пройдены остальные стадии исследования
альтернатив и между родителем и ребенком
произошел открытый и честный обмен мнениями.
- Всем участникам
обсуждения должно быть ясно, что именно
от них требуется и каким образом можно
достичь взаимного согласия. Им следует
постоянно обращаться к вопросам: «Кто?»,
«Что?», «Где?», «Как?». Например: «Кто за
что отвечает? Когда мы начнем и когда
закончим? Как все это будет осуществляться?»