Этап 5. Выбор подходящего
момента для оценки правильности принятого
решения.
- Эта стадия, про которую нередко
забывают, на самом деле очень важна, поскольку
не все решения наилучшим образом отвечают
интересам каждого — родителя или ребенка.
Следовательно, как ребенку, так и родителю
необходимо вернуться назад и рассмотреть,
как идут дела, насколько выбранное решение
удовлетворяет каждого. Ребенок зачастую
соглашается на решение, которое в дальнейшем
оказывается трудноосуществимым. Необходимо
сверяться друг с другом, спрашивая: «Как
идет выполнение решения? Ты по-прежнему
считаешь его удовлетворительным?»
Взаимоотношения подростков с родителями
- Основная проблема, возникающая у подростков, - это проблема взаимоотношений с родителями.
Так начинается отделение подростка
от родителей, противостояние им. Ребенок
может стать грубым, резким, критиковать
родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать
В зависимости от царящей в них обстановки,
все семьи можно разделить на пять групп:
- 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопросах современной музыки, моды и т.д. А дети - к мнению близких в других, более существенных, вопросах. Подростки, воспитывающиеся в таких семьях, как правило, активны, дружелюбны, независимы.
2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера.
Родители следят за развитием детей, интересуются
их жизнью, пытаются оказать влияние в
силу собственных культурных возможностей.
В этих семьях бывают конфликты, но они
открыты и сразу же разрешаются. От родителей
здесь ничего не скрывают, им верят. В таких
семьях существует определенная дистанция
между старшими и младшими. Дети растут
обычно вежливыми, приветливыми, уступчивыми,
послушными. Редко заявляют о своей независимости.
3. Большая группа семей, где родители
уделяют достаточное внимание учебе детей,
их быту, но этим и ограничиваются.
У
этих ребят есть все необходимое для жизни:
одежда, аудио-, видеотехника и т.д. У детей
в таких семьях есть отдельная комната,
но там дорогая мебель, расставлена она
строго и нет возможности ее передвинуть,
переставить. «Развести в комнате грязь»
также запрещено. Родители пренебрегают
увлечениями детей, а это создает определенный
барьер между ними. Девиз у таких родителей:
«Не хуже других». Явно виден конфликт
между родителями и детьми. Материальное
обеспечение далеко не всегда удовлетворяет
запросы старшеклассников, многие из этих
запросов родители просто не считают достойными
внимания.
4. Существуют семьи, где за ребенком устанавливается
слежка, ему не доверяют, применяют рукоприкладство.
В
таких семьях всегда существует конфликт
между повзрослевшими детьми и родителями.
Иногда он скрытый, периодически прорывающийся
наружу. У подростков из таких семей устанавливается
стойкая враждебность к родителям, недоверие
к взрослым вообще, трудности в общении
со сверстниками, с окружающим миром.
5. Обстановка в этих семьях
критическая.
- . Здесь ненормальные отношения между детьми и родителями. Атмосфера напряженная, антисоциальная, в таких семьях пьют один или оба родителя. Влияние такой семьи пагубно - оно является причиной многих преступлений подростков.
- Из вышесказанного можно сделать
вывод, что позиция старшеклассника в
семье во многом определяется атмосферой,
господствующей в ней. Если подросток
чувствует любовь родителей, к нему внимательны,
но не навязчивы, то и этот сложный период
взросления пройдет у ребенка, скорее
всего, гладко, без срывов. И наоборот,
если подросток ощущает заброшенность,
ненужность, то появляется черствость,
эгоизм, агрессия по отношению к другим.
Причина этих конфликтов в психологии
известна давно и неоднократно описана:
- Причина этих конфликтов в психологии
известна давно и неоднократно описана:
это развитие у подростка чувство взрослости,
его стремление к самостоятельности, независимости.
В этом стремлении своеобразно сочетаются
два стремления. Во-первых, просто «голое»
утверждение своего права на определенное
равенство с взрослыми. Во-вторых, на содержание,
определяющее этот равный статус: занятия,
время, которое должно отводиться на те
или иные дела и время прихода домой, выбора
друзей, разговоров по телефону, выполнения
домашних обязанностей и т.д., и т.п. и пр.
Обычно родители считают, что это только
они сильно переживают эти разногласия,
а для подростка все, «как с гуся вода».
Но это не так. Хотя обращения по этому
поводу к психологу между детьми и чаще
всего действительно исходят от родителей,
разговоры с подростками убеждают, что
они сильно переживают возникающую конфронтацию,
домашние скандалы и т.п.
Потребность в общении со взрослыми «на
равных».
- Тот факт, что по сути дела на
протяжении всего подросткового возраста
потребность подростков в том, чтобы взрослые,
особенно родители, признали их равноправными
партнерами в общении, оказывается неудовлетворенной,
порождает многочисленные и разнообразные
конфликты подростка с родителями. Особенно
остро это проявляется в старших подростковых
классах, учащиеся которых испытывают
огромную потребность в общении со взрослыми
«на равных».
- Взрослые, видя взросление подростка,
чаще всего замечают в этом процессе только
его негативные стороны: подросток стал
«непослушным», «скрытным» и т.д. и т.п.—
и совершенно не замечают ростков позитивного,
нового. Одним из таких ростков является
развитие в подростковом возрасте стремления
помочь взрослым, поддержать, разделить
их горе или радость.
- Многие современные проблемы,
связанные с воспитанием подростков, проистекают
от того, что взрослые стараются только
что-то давать подростку, не желая, да и
не умея, ничего взять. Но ведь только через
реальные проявления доброты, сочувствия,
сопереживания эти важные и столь дефицитные
сегодня личностные качества могут развиваться.
Заключение
- Проблема взаимоотношений родителей
и детей существовала во все времена. Но
наиболее напряженные отношения присущи
именно подростковому возрасту, когда
ребенок переживает пубертатный кризис,
связанный с половым созреванием и психологическим
взрослением. В этот период подросток
стремиться быть независимым от взрослых,
освободиться от их опеки, контроля.
- Поэтому для подростка характерна
конфликтность взаимоотношений с родителями.
Но, несмотря на случающиеся конфликты,
большинство подростков все же характеризуют
отношения в семье как теплые, гибкие,
связанные с переживанием положительных
эмоций. Вообще представления о серьезной
конфликтности отношений между подростками
и родителями, по-видимому, сильно преувеличены.