Подростковая субкультура как фактор социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:51, контрольная работа

Краткое описание

Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только его включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….3
1. Понятие подростковой субкультуры……………………………………….....5
2. Специфика формирования подростковой субкультуры……………..………6
3. Влияние подростковой субкультуры на социализацию личности…….…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная педагогика.docx

— 47.03 Кб (Скачать файл)

Участвуя в жизнедеятельности  группы сверстников, каждый из которых  является носителем определенной информации о культуре, подросток продолжает приобретение культурных ценностей.

В группах подростки реализуют  чрезвычайно важное для формирующейся  личности чувство принадлежности: чтобы  быть вполне «своим», нужно и выглядеть  «как все», и разделять общие увлечения. Для них мода — это средство самовыражения. Подростковый стиль  претендует на уникальность и экспериментальность, всячески подчеркивая свое отличие  от стиля «взрослого». Мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат подростку средствами продемонстрировать, кто он такой, и  распознать «своих». Наконец, это возможность  приобретения статуса в своей  среде: поскольку нормы и ценности подростковой субкультуры являются групповыми, овладение ими становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Таким образом, общие свойства функционирования групп в подростковой среде не меняется. Они по-разному проявляются  в конкретных социальных условиях, но во всех случаях оказывают большое  влияние на идентификацию подростков. Социальные требования преобразуются  в личные качества и черты характера. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости [3].

Субкультуры в большей или меньшей  степени наследуют элементы культуры более широких социальных групп, усваиваемые в процессе первичной  социализации, а также приобщаются  к общей доминантной культуре благодаря средствам массовой информации. Таким образом, субкультуры могут  формировать смешанную систему  ценностей, отличную от культуры отцов  и доминантной культуры, выступать  в роли продолжателя одной из них  либо находиться в оппозиции к  ним.

Условием возникновения субкультур является также существование определенных систем ценностей, поведения, отличных от признанной системы норм.

Современное общество состоит из множества  социальных групп, имеющих определенные культурные различия. Из-за культурных отличий люди могут придерживаться, по меньшей мере, двух систем ценностей. Матца и Сайкс полагают, что  наряду с респектабельными ценностями существует система «подпольных» ценностей, которые обычно санкционированы  во время досуга и дифференцированы от рабочего времени. В этом случае социальный субъект может придерживаться не только ценностей порядка работы, но и ценностей авантюрных.

Такая дифференциация системы ценностей  становиться возможной лишь в  современном обществе, характеризуемом  возросшей степенью автономизации, индивидуализации и рефлективности культуры.

По мнению Фишера, субкультурилизация является результатом урбанизации. Он считает, что динамическое разнообразие городской популяции ведет к  сложной структурной дифференциации, имеющей следствием социальное отчуждение, социальную дезорганизацию, девиантное поведение и аномию.

Современные западные теории молодежной культуры, особенно в Великобритании, подвержены влиянию марксизма, отсюда субкультурный анализ постоянно  соседствует с анализом классовой  культуры, ее традиций, ценностей. Членство в субкультуре обязательно включает в себя членство в классовой культуре. На первый взгляд, такой подход правомерен, но и результативен. Во всяком случае, нельзя игнорировать огромный пласт  структурно-функциональной методологии.

Структурно-функциональный анализ культуры и субкультур связан с принадлежностью  к социальному классу, способу  производства, а также последующими социальными отношениями. Общество состоит из взаимосвязанных субсистем, и система образования готовит  молодых людей к их месту в  социально-экономической системе, которая, в свою очередь, сама отражает систему  стратификации.

Традиционно различают по классовому признаку два типа молодежных субкультур – это молодежные субкультуры  рабочего класса и молодежные субкультуры  среднего класса, высший класс не учитывается  по причине своей малочисленности  и закрытости.

Молодежные субкультуры рабочего класса базируются на культуре ближайшего окружения. Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни.

Среднеклассовые молодежные субкультуры  более разнообразны, члены этих субкультур вовлечены в них на протяжении большого промежутка времени, эти субкультуры  более интернациональны по своему духу. Вместе с тем, несмотря на классовые  корни молодежных субкультур, в индивидуальном членстве существуют исключения [2].

Принадлежность к какой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности, в то же время предоставляет поле для  игры, возможность выразить свое отношение  к жизни, поэкспериментировать со своим  имиджем. Разумеется, в первую очередь  нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.

На самом деле эти группы охватывают лишь незначительный процент. Остальные  подростки держаться мене заметно. Однако и они не плавают по волнам взрослой культуры. Большинство подростов  заимствуют идеи и образы, предлагаемые киноиндустрией или музыкальной  средой, и модифицируют их по своему вкусу или соответственно вкусам своей компании. На основе моды, причесок, музыки, форм общения они создают  собственную субкультуру с размытыми  границами.

Течения в молодежной культуре развиваются  в тесном взаимодействии со средствами массовой информации, кино и телевиденьем, журналами и книгами. Средства массовой информации поставляют образы, по которым  молодые люди создают свой собственный  имидж. В то же время и СМИ подхватывают идеи, генерируемые подростками, и превышают  их массовое явление. Но в тоже время  СМИ оказывают негативное влияние  на социализацию детей и подростков, ведя открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании. Изменились репертуар детских театров и  кино, политика книгоиздания. В детской  и молодежной среде культивируются образцы псевдоморали и безнравственной  культуры. Вот почему необходимо бороться с причинами, а не последствиями  негативных процессов, порождающих  попадание детей в трудную жизненную ситуацию [4].

Таким образом, новым течениям и  стилям обеспечивается привлекательность  в среде молодежи. В поиске собственной  идентичности подростки проявляют  бесконечную изобретательность.

О подрастающем поколении обычно судят  по их поведению: как они разговаривают, общаются друг с другом, с взрослыми. Пару лет назад на молодежном жаргоне  непонимание обозначалась словосочетанием  «не сечет», а теперь – «не  фильтрует» или «не въезжает». Нечто  модное и интересное раньше называли «клевым», а теперь «крутым». «Крутым» может быть автомобиль, песня, фильм, новая куртка могут быть прикольными. Если родители пытаются урезонить подростка, борясь за чистоту родного языка, тот, лишь снисходительно улыбается  им в ответ. Он может объяснить  «предкам» некоторые нюансы современной  лексики, от чего родители почувствовали  себя просто «ископаемыми». По сути, смысл  подросткового жаргона состоит  в том, чтобы провоцировать взрослых [9, с. 85].

Хорошо подвешенный язык весьма ценится в подростковой группе. Чем  остроумнее словообразование или строй  речи, тем лучше. Наряду с модой  и музыкой стиль разговора  является средством создания имиджа. Употребление тех или иных выражений  помогает подростку обособиться  не только от взрослых, но и ровесников, не принадлежавших к его компании. Тот, кто играет языком, может показать товарищам свои мыслительные и творческие способности, остроумие, чувство юмора.

Таким образом, по сленгу молодого человека можно судить о его интересах  и ценностях.

Порой музыкальное фанатство создает иллюзию избавления от всех проблем сразу. Тут и любовь к сверхчеловеку, и бегство от реальности и одиночества, и яркая жизнь, созданная бурной фантазией поклонников. Влюбленные в кумира подростки становятся очень эгоцентричными. Услышав в его песнях близкие для себя слова, юноша или девушка с благоговением приходят к выводу, что наконец-то нашелся человек, способный их понять. Страсть к кумирам вспыхивает рано. Ученики начальной школы рядом с плакатами, изображениями животных, наклеивают на стены своей комнаты портреты знаменитых футболистов и поп-звезд. Новые персонажи для подражания – экстравагантные звезды, непобедимые герои приключенческих фильмов или актрисы, вызывающие преклонение. Разумеется, родители не списаны со счетов, однако теперь круг образцов для подражания расширяется, и родители на фоне других несколько меркнут.

В большинстве случае подросток  не только находит в своем кумире «спасителя», но и в какой-то степени  идентифицирует себя с объектом любви. Одеваясь в его одежды, копируя  манеру говорить, не слишком уверенный  в себе молодой человек обретает те качества, которые особенно ценит  или приписывает своему идеалу.

Поведение современной молодежи обусловлено  множеством социальных факторов, например, ситуацией нестабильности. Это может  быть проиллюстированно на примере  рассмотрения таких регуляторов  социального поведения, как ценности.

Социальные ценности выступают  как некоторые идеальные цели, выработанные обществом. Система ценностей  общества непостоянна и определяется множеством факторов, в том числе  экономических, политических, идеологических. Наша социальная ситуация уже больше десятилетия может быть охарактеризована как нестабильная. Эта нестабильность выражается, в частности, в ломке  старых стереотипов, норм и ценностей, в неопределенности будущего, невозможности  выбора и решения некоторых несущих  проблем.

Несомненно, все это отражается на процессе социализации подростков, на особенностях их поведения и самопознания. Помимо этого, ситуация социальной нестабильности затрудняет осуществление жизненного выбора и планирования будущего. Для  подростков такое положение наиболее опасно, поэтому не дает твердой  основы для самоопределения –  планирования своей профессиональной деятельности, становления личной социальной идентичности. И все-таки ситуация не безнадежна. В отличие от взрослых молодые люди более активно приспосабливаются  к новым обстоятельствам, вырабатывают свои ценности

[11, с. 127].

Таким образом, современная субкультура предоставляет подростку возможность активно прокладывать себе путь во взрослую жизнь, который лишь немногие преодолеют без ошибок, заблуждений, страха или внутренней борьбы. Принадлежность к какой-либо группе укрепляет социальные позиции подростка, прибавляет ему уверенности, в то же время предоставляет поле для игры, возможность выразить свое отношение к жизни, поэкспериментировать со своим имиджем. Разумеется, в первую очередь нам бросаются в глаза заметным знакам отличия. Из-за этого в сознании взрослых они начинают олицетворять всю молодежь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, наше общество не однородно. Каждый человек – это особенный микромир, со своими интересами, проблемами, заботами. Но при этом у многих из нас похожие интересы и запросы.  Порой, чтобы их удовлетворить, необходимо объединиться с другими людьми, ведь вместе легче достигнуть цели. Таков социальный механизм образования субкультур – объединений людей по интересам, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её.  И молодежные субкультуры (которые часто основываются на увлечениях различными жанрами музыки, спортом, литературой и др.) - не исключение.

Субкультуры возникают, потому что необходимы: они дают возможность, особенно молодежи и подросткам, проявить себя творчески, определить свое место в жизни, найти друзей. Молодежные субкультуры нужны для социализации личности – это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. Например, выбирая определённое направление, подростки усваивают первые нормы поведения, законы общения, социальные роли, которые, запретить нельзя. Это не уничтожит субкультуры, а лишь позволит противостоять запретам, изменяя характер и мировоззрение подростков.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Андреева Т.В. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2 / Под ред. А.А. Реана, Л.А. Коростылевой. - СПб. : Изд-во СПб ГУ, 2000. с. 203-216.
  2. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента к характеру и типологии личности. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

256  с.

  1. Василькова Ю. В. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Василькова Ю. В. - М. : Академия, 2000. - 440 с.
  2. Волков Ю. Г., Добреньков В. И. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. – Ростов - Н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
  3. Воронов В., Черничкина Е. Что нужно знать о молодежной субкультуре / Воспитание школьников. - 2001. - № 4. - 20-25 с.
  4. Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. М. : Социальный проект, 2003. - 192 с.
  5. Жимбаева Ц. Ч. Подростковая субкультура: Специфика идентичности. - М. : КРАСАНД, 2010. - 160 с.
  6. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед.училищ. - М. : Просвещение, 1980. - 352 с.
  7. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России / Социс: Социологические исследования. 2002. - №10 - 79-87 с.
  8. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: учебник. - М. : Гардарики, 2008. - 269 с.
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.



Информация о работе Подростковая субкультура как фактор социализации личности