Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 19:40, доклад

Краткое описание

В настоящее время многие педагогические коллективы ДОУ испытывают проблемы в планировании, а следовательно, и в организации деятельности в формате федеральных государственных требований. Научные коллективы спешно «подгоняют» свои программы и автономные (к сожалению) пособия под ФГТ.

Вложенные файлы: 1 файл

Реализуем ФГТ.docx

— 40.21 Кб (Скачать файл)

Реализуем ФГТ

ПОДХОДЫ  К ПЛАНИРОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

 В КОНТЕКСТЕ ФГТ

     В настоящее время многие педагогические коллективы ДОУ испытывают проблемы в планировании, а следовательно, и в организации деятельности в формате федеральных государственных требований. Научные коллективы спешно «подгоняют» свои программы и автономные (к сожалению) пособия под ФГТ. Технология методического обеспечения существующих программ по «предметному» принципу на деле не помогает педагогам комплексно-тематически организовать образовательный процесс и объединять в единое целое содержание заведомо не связанных между собой методических пособий. Надо признать, в «предметных» пособиях каждый автор предлагает свое видение интегрирования изложенного материала с другими образовательными областями. Но на практике это выливается не в рациональное сочетание образовательных областей, а в сумму мероприятий, предлагаемых автономными пособиями, что увеличивает содержание образовательной деятельности и делает его практически невыполнимым. К этому же результату приводит и наличие большого количества (до 40 в некоторых программах) рабочих (индивидуальных) тетрадей.

        В прогимназии № 14 «Журавушка» имеются первые положительные результаты по планированию и организации работы с дошкольниками в контексте с ФГТ. Предлагаем нашему вниманию концептуальные идеи, положенные нами в основу построения педагогического процесса.

       Деятельностный подход. В ФГТ он упоминается вскользь. Однако, исходя из достижений педагогической науки, мы считаем его первоосновой и весь педагогический процесс строим от него, а не от темы для изучения, и тем более не от форм организации детской деятельности. Интегрирование образовательных областей и комплексно-тематическая организация педагогического процесса делают деятельностный подход логически завершенным, обогащают актуальным содержанием разные виды детской деятельности.

        Итак, в основу ежедневного планирования кладется дело. Делом мы называем мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем зрительно воспринимаемый результат — выставка, игра (дидактическая, сюжетно-ролевая, режиссерская), спектакль, концерт, альбом и т.п. Лучше, если это будет социально значимая деятельность. Например, «Подарок долго болеющему ребенку из группы» в виде коллективного панно, детских пожеланий, приветов, звукового письма, который потом воспитатель передаст заболевшему воспитаннику. Тема и цель дела могут быть подсказаны календарем знаменательных дат(например, приближается День матери), планом образовательного учреждения («Конкурс на лучшего чтеца»), групповым календарем («День рождения ребенка»). Темой планирования могут стать групповые события («Праздник группы», «Новоселье игрушек», «Открытие нового уголка»). Инициатива в выборе дел может идти от воспитателя («Подарки на память малышам от будущих школьников») и детей (они часто предлагают настольный театр, кукольный спектакль, сюжетно-ролевую игру, опыты и эксперименты). Делами могут стать:

— оформление и пополнение игровым и дидактическим оборудованием групповых уголков;

— выставки рисунков или поделок, приуроченные к общественным событиям;

— конкурсы (на личное и групповое первенство) рисунков, поделок, певцов, знатоков, математиков, строителей и т.п.;

— праздники (находок, ветерка, мяча, скакалки, кубиков, карандашей, фантиков, шишек, осенних листочков, молока, измерений и пр.);

— театрализованные постановки, кукольные спектакли, концерты, которые можно заснять на видеокамеру и потом просматривать с детьми;

— тематические дни (вежливости, сказок, игрушек, улыбки, цветов и т.п.).

          Большинство детских дел предполагают сопутствующее изучение определенной темы в традиционном ее понимании, например, изготовляя макет тундры для мини-музея природы, дети в разных видах деятельности получают представления из соответствующего раздела по окружающему миру. Реализация данного дела и изучение темы осуществляются с помощью разных видов детской деятельности: ручного труда, изобразительной, поисковой деятельности, восприятия художественной литературы.

          Часто дела соподчиняются сезону, общественным событиям. Разнообразная тематика органично накладывается на дела, например, подарки малышам могут быть по темам «Игрушки», «Домашние животные», «Времена года» и т.п.

          Работа в группе строится так, что каждый день завершается очередное дело. Претворение дел в жизнь может потребовать длительного времени (до 2-х недель), а может завершиться за короткий период (1—2 дня). В младшем дошкольном возрасте планируются только краткосрочные дела. С возрастом длительность времени, необходимого на реализацию задуманных дел, может постепенно увеличиваться. Параллельно может реализовываться несколько дел. Поскольку в ходе каждого дела формируется новая группа лидеров из числа детей, практически все они могут ежедневно заниматься по интересам.

           На этапе обсуждения с детьми и выбора предстоящих дел их символичное изображение помещается на специальном стенде «Наши дела» в порядке реализации, чтобы дети могли проявлять инициативу, вносить свои предложения, распределять время, планировать свою деятельность.

           Смена дел. Виды детской деятельности должны сменять друг друга как в рамках реализации одного дела (приложение 1), так и в контексте других дел (приложение 2). С целью максимального разнообразия детской деятельности в помощь педагогам мы разработали таблицу «Рекомендуемые формы работы» (приложение 3).

        Значительные, крупные дела (события) логично поделить на более мелкие. Например, при подготовке к утреннику можно организовать праздничную выставку, приготовить подарки и пригласительные билеты, оформить тематический уголок в группе, организовать конкурсы чтецов, певцов, изготовить настольные игры или тематический альбом, организовать сюжетно-ролевую или режиссерскую игру.

        К некоторым делам дети периодически возвращаются. Так, «Азбуку для малышей» они в течение года дополняют сюжетными модульными страничками по мере освоения звуков и букв. По ходу исследования сезонных явлений пополняются альбомы «Времена года», «Дикие животные».

         Выбранная нами форма календарного планирования структурно строится из 10 образовательных областей, которые в процессе реализации дела объединяются одной темой, целью (приложение 1).

         Направление любого дела определяет ведущая образовательная область (ОО), от которой строится интегрирование разных видов детской деятельности. Например, дело «Пополнение альбома "Труд взрослых"» может строиться от образовательных областей «Социализация» (тогда будет рассматриваться значение труда для людей, общества, проигрывание ролей — людей разных профессий), «Художественное творчество» (акцент делается на изображении труда взрослых), «Труд», «Познание». И рассмотренных случаях интегрирование образовательных областей согласно ФГТ будет происходить в новом контексте, и итог дела тоже будет несколько иным.

         В каждом деле предусматриваются все образовательные области, это гарантирует смену видов детской деятельности, а следовательно, и профилактику утомления.

          Мы не отказались от занятий как формы непосредственно образовательной деятельности. В прогимназии № 14 «Журавушка» занятия уже несколько лет проходят с применением техноногии интегрирования детских видов деятельности, социоигровых технологий. Перспективный план занятий на неделю позволяет нам скоординировать деятельность всех специалистов, работающих в группе, распределить между группами время посещения музыкального и спортивного залов, кабинетов. В перспективном плане указываются задачи по развитию видов детской деятельности на данный период времени. Нам необходимы программы пошагового (не поквартального!) развития детских видов деятельности в формате тех программ, которые мы реализуем. Далее в календарном плане в зависимости от особенностей учреждения, группы и детей, а также актуальных событий в обществе подбирается тема занятия, созвучная реализуемым групповым делам.

         Например, на конкретную неделю по аппликации во второй младшей группе стоит задача «формирование навыков наклеивания квадратов гранью к нарисованной линии». В зависимости от дела дня и темы дети будут приклеивать окошечки к вагончику (сюжетно-ролевая игра «Поезд»), «зажигать» огоньки в домике (настольный театр «Теремок»), сушить платочки на веревочке (сюжетно-ролевая игра «Семья»), вешать разноцветные флажки («Готовимся к празднику»).

          Так как мы проживаем в законодательном пространстве Республики Татарстан, то выделили в календарном плане работы региональный компонент, где мы решаем задачи так называемого национального образо-вания, актуальные в нашей республике.

          В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности мы реализуем прогрессивные достижения педагогической-науки, выполняем ФГТ, снижаем нагрузку на воспитателя до достаточного минимума, учитываем интересы конкретных детей и конкретной группы, простор для профессионального творчества воспитателя.

 

Календарный план работы воспитателя

подготовительной  к школе группы на 20_/_уч. г.

 

Дата: «_»________                                                                       Дело « Визитка группы»

 

Цели:

— помочь детям увидеть и оценить в себе и товарищах положительные качества;

— создавать ситуации для делового общения со взрослыми и сверстниками. Пояснение: выбираем детей, проявивших способности или яркую индивидуальность в разных видах детской деятельности.

Итог дела: в приемной оформляется визитка группы, где каждый ребенок представлен как личность через фотографии, рисунки, выдержки из интервью и т.п. Например, подпись под фотографией Дениса: «Самый меткий в группе: попадает мячом в цель с 10 шагов. Любит кататься с папой на машине. Мечтает получить на день рождения котенка».

Образовательные области и задачи

Организация работы (комплекс мероприятий)

1

2

Физическая культура: развивать игровую деятельность в подвижных играх с правилами

** Комплекс утренней гимнастики  «Танцуй, пока молодой».

* Физкультурное занятие  «Мы — спортсмены» (спортивная площадка).

*** Подвижные игры: «Самый  меткий», «Самый ловкий», «Самый  быстрый».

*** Пальчиковая гимнастика  «Дружат в нашей группе девочки  и мальчики...»

Здоровье: активизировать позитивный опыт детей в области сохранения и укрепления здоровья

* Беседа «Как мы летом  закалялись».

***** Фотостенд «Вот какие мы закаленные!»

Безопасность:

— формировать основы безопасности жизнедеятельности на улицах города;

— обратить внимание на возможные источники опасности в ходе создания коллективной работы

** Конкурс на лучшего  знатока правил дорожного движения  в рамках игры- соревнования «Лучший знаток родного города».

*** Инструкция по безопасному  использованию оборудования для ручного труда

Социализация: создавать ситуацию, формирующую чувство эмпатии к товарищам

** Игра-соревнование «Лучший  знаток родного города».

**** Сюжетно-ролевая игра  «Бюро добрых услуг».

*** Акция добрых дел  «Играем с малышами»

Труд: формировать желание устанавливать взаимоотношения со сверстниками в процессе трудовой деятельности

*** Ручной труд — «Подарок (сюрприз) другу».

*** Самообслуживание —  выбор напарника для дежурства по столовой, уголку природы.

** Хозяйственно-бытовой труд: сюжетно- ролевая игра «Бюро добрых услуг» — мытье игрушек, ремонт книг в книжном уголке

Коммуникация: развивать свободное общение со взрослыми и детьми в части уг лубления представлений о себе и сверстниках-друзьях

** Игра-соревнование «Кто  похвалит друга лучше всех?».

*** Игры-интервью: «Что я  люблю», «Что я не люблю»

Познание:

закреплять представление  об образовании числа 6;

формировать интерес к  особенностям жизни диких животных ранней осенью

** Познавательная беседа  «Что такое «визитка».

* Игры-соревнования: «Лучший  математик» (занятие по курсу «Раз ступенька. ..»), «Лучший знаток природы» (занятие по курсу «Здравствуй, мир!»)

Чтение художественной литературы: обогащать образовательный процесс примерами из детской художественной литературы

** В.Ю. Драгунский: «Что  я люблю», «.. .И чего не люблю»

Художественное  творчество: расширять кругозор в области изобразительного искусства (изобразительные средства выразительности)

*** Оформление коллективного  панно «Наша группа».

*** Рисование: «Что я  люблю», «Мое любимое дерево», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Моя самая заветная мечта».

**** Визитки для сюжетно-ролевой  игры «Бюро добрых услуг»

Музыка: расширять кругозор детей в области музыкального искусства (вокальные возможности голоса)

* Конкурс на самый звонкий  голос, на самый музыкальный  слух.

** Разучивание и инсценировка  песни «Если с другом вышел  в путь...». 

** Концерт для малышей

Региональный  компонент: формировать базовые национальные ценности

*** Игра «Самый вежливый» на татарском языке

Работа с родителями

Анкетирование «Ваши отзывы и пожелания»


 

Условные обозначения:

 

* — непосредственно образовательная  деятельность; ** — образовательная  деятельность в процессе режимных  моментов (фронтально и многочисленными группами);

*** — образовательная  деятельность в процессе режимных  моментов (малыми группами и индивидуально); **** — самостоятельная деятельность  детей; 

***** — сотрудничество  с семьей по реализации программы.

 

Перспективный план работы

подготовительной  к школе группы на сентябрь 20_г.

Дата

Дело (ведущая  образовательная область, от которой  строится интегрирование разных видов  детской деятельности)

Ответственный

1

2

3

 

* День знаний («Познание»)

1-й воспитатель

 

Выставка рисунков «Ах, лето!» («Художественное творчество»)

2-й воспитатель

 

Акция «Книга — лучший друг» («Чтение художественной литературы»)

1-й воспитатель

 

Праздник мяча («Физическая  культура»)

2-й воспитатель

 

* Неделя безопасного поведения  на дорогах («Безопасность»)

1-й воспитатель

 

Международный день грамотности («Коммуникация»)

2-й воспитатель

 

Международный день красоты («Художественное творчество»)

1-й воспитатель

 

День чистюль и чистоты («Здоровье»)

2-й воспитатель

 

День танкиста («Социализация»)

1-й воспитатель

 

Сюжетно-ролевая игра «Школа» («Социализация»)

2-й воспитатель

 

Пополняем математический уголок («Познание»)

1-й воспитатель

 

Спектакль для малышей  «Теремок» («Художественное творчество»)

2-й воспитатель

 

Встречи по-гулливерски (по-лилипутски) («Познание»)

1-й воспитатель

 

Праздник леса («Познание»)

2-й воспитатель

 

Международный день мира («Социализация»)

1-й воспитатель

 

* Визитка группы («Коммуникация»)

2-й воспитатель

 

День открытых дверей («Социализация»)

1-й воспитатель

 

Пополняем групповой автопарк («Социализация»)

2-й воспитатель

 

Подарок заболевшему другу («Коммуникация»)

1-й воспитатель

 

Экологическая акция «Поможем птицам зимой» («Труд»)

2-й воспитатель

 

Открытое занятие для  родителей по обучению грамоте («Коммуникация»)

— II —

 

Родительское собрание по теме « »

1-й воспитатель

 

Оформление альбома «Труд  взрослых» («Труд»)

1-й воспитатель

 

День бабушек и дедушек («Социализация»)

  1. й воспитатель,
  2. й воспитатель

Информация о работе Подходы к планированию и организации работы в контексте ФГТ