Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:32, реферат
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Введение
Компетентностный подход
Под результатами образования
при компетентностном подходе
понимают наборы компетенций,
выражающие, что именно студент
будет знать, понимать и
Выражение результатов
Определение результатов
В связи с этим усложняется
квалиметрическое
Введение нового стандарта с
сентября 2011 года обостряет необходимость
в рамках обеспечения и
- методологию
разработки и внедрения
- модернизацию
системы итоговой
В данной работе
1 Структура фондов оценочных средств
В соответствии с требованиями ФГОС НПО или СПО образовательным учреждением создаются фонды оценочных средств (ФОС) для каждой основной профессиональной образовательной программе по специальности СПО или профессии НПО.
ФОС включают оценочные материалы, которые классифицируются по видам контроля:
текущий контроль, осуществляемый преподавателем в процессе изучения обучающимися учебного материала (входной контроль; контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ и т.п.);
промежуточная аттестация,
осуществляемая аттестационной/ экзаменационной
комиссией после изучения теоретического
материала учебной дисциплины/
государственная (итоговая) аттестация, проводимая государственной аттестационной комиссией.
Содержательная принадлежность оценочных средств отражает иерархию содержательной вложенности по требованиям ФГОС и основной профессиональной образовательной программы СПО/НПО: цикл – учебная дисциплина (междисциплинарный курс) ФГОС – раздел – тема.
По компетентностному признаку оценочные средства относятся к определенному виду профессиональной деятельности и профессиональной компетенции по ФГОС НПО/СПО.
В ФОС должна предусматриваться классификация оценочных средств по объектам контроля и оценки: компетенции; способности (по основному показателю оценки результата подготовки); практический опыт (по основному показателю оценки результата подготовки); продуктивные умения; репродуктивные умения и знания.
Оценочные средства распределяются на виды по их функциональной принадлежности по кодификатору оценочных средств:
Тип оценочного средства |
Функциональная принадлежность оценочного средства |
Код оценочного средства |
Проектное задание |
Выполнение проекта (курсовой, исследовательский, обучающий, сервисный, социальный, творческий, рекламно-презентационный т.п.) |
1 |
Реферативное задание |
выполнение реферата |
2 |
Расчетное задание |
Контрольная работа, индивидуальное домашнее задание, лабораторная работа, практические занятия |
3 |
Поисковое задание |
4 | |
Аналитическое задание |
5 | |
Графическое задание |
6 | |
Задание на программирование |
7 | |
Тест |
Тестирование, письменный экзамен |
8 |
Экзаменационное задание |
Письменный/устный экзамен |
9 |
Практическое задание |
Лабораторная работа, практические занятия, практический экзамен, учебная/производственная (преддипломная) практика |
10 |
Ролевое задание |
Деловая игра |
11 |
Исследовательское задание |
Исследовательская работа |
12 |
Задание на ВКР дипломный проект |
Выпускная квалификационная работа СПО |
13 |
Задание на ВКР дипломная работа |
Выпускная квалификационная работа СПО |
14 |
Задание на ВКР письменная экзаменационная работа |
Выпускная квалификационная работа НПО |
15 |
Задание на ВКР выпускная практическая квалификационная работа |
Выпускная квалификационная работа НПО |
16 |
1.1 Оценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные средства
текущего контроля и
Контрольные задания включают одну или несколько задач (вопросов) в виде краткую формулировку действий (деятельности), которые следует выполнить, или описание результата, который нужно получить.
Показатели выполнения представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности.
Критерии оценки – правила
определения численной или
По сложности контрольные задания разделяются на простые и комплексные контрольные задания.
Простые (элементарные) контрольные задания предполагают решение в одно или два действие. К ним можно отнести:
тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме, или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
простые ситуационные задачи с коротким ответом или простым действием;
несложные задания по воспроизведению текста, решения или мануального действия.
Комплексные контрольные задания требуют многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях. Это задания в открытой форме, требующие поэтапного решения и развернутого ответа, в т.ч. тестовые, и задания на индивидуальное или коллективное выполнение проектов, на выполнение лабораторных работ или практических действий на тренажерах, станках, манекенах и т.п.
Комплексные контрольные задания могут применяться для проверки комплексных умений, способностей или компетенций обучающегося.
В структуре оценочного средства могут содержаться простые и комплексные контрольные задания, которые могут быть скомпонованы в в виде задания на выполнение выпускной квалификационной работы, проекта, экзаменационном билете или в тесте (батарее тестовых заданий), и т.п.
Ответы на вопросы и решение простых контрольных заданий предполагают выполнение аттестуемым простых действий по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала (литера В), либо по применению информации для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов (литера П).
Решение комплексных контрольных заданий требует от аттестуемого выполнения сложных действий:
по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию принципов организации целого и т.п. (анализ – литера А);
по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию продукта/гипотезы, системного объяснения/решения и иной новой информации, объясняющей явление или событие, предсказывающей что-либо и т.п. (синтез – литера С);
по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка – литера О).
Категория действий аттестуемого |
Литера категории действий |
Конкретизация объектов контроля по характеру действий аттестуемого |
Альтернативные глаголы дескрипторов задач/вопросов на выполнение аттестуемым контролируемых действий |
осознанное воспроизведение информации |
В |
простые действия по изложению знаний понятий, определений, терминов, законов, формул и т.п. с пониманием смысла изученного материала |
Определить, описать, выявить, обозначить, перечислить, подобрать (пару), назвать, кратко обрисовать, отобрать, изложить, различить, объяснить, расширить, обобщить, дать примеры, заключить, перефразировать, переписать |
применение информации |
П |
простые действия, характеризующие элементарные умения применять информацию для решения задач; применение (фактов, правил, теорий, приемов, методов) в конкретных ситуациях, соблюдение принципов и законов |
изменить, вычислить, продемонстрировать, узнать, манипулировать, видоизменить, действовать, подготовить, получить (какой-то результат), связать, показать, решить, использовать, превратить, защитить |
анализ |
А |
сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения разделять информацию на взаимозависимые части, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого |
Анализировать, изобразить, дифференцировать, распознавать, разъединять, выявлять, иллюстрировать, намечать, указывать, устанавливать (связь), отобрать, отделять, подразделять, классифицировать |
синтез |
С |
сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения интерпретировать результаты, осуществлять творческое преобразование информации из разных источников, создавать продукт, гипотезу, объяснение, решение и иную новую информацию, объясняющую явление или событие, предсказывающую что-либо и т.п. |
Категоризировать, соединять, составлять, собирать, создавать, разрабатывать, изобретать, переписывать, подытоживать, рассказывать, сочинять, систематизировать, изготавливать, управлять, формализовать, формулировать, находить решение, описывать, делать выводы |
оценка |
О |
сложные действия (деятельность), характеризующие комплексные умения, оценивать значение объекта/явления для конкретной цели, определять и высказывать суждение о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения |
Оценить, сравнить, сделать вывод, противопоставить, критиковать, проводить, различать, объяснять, обосновывать, истолковывать, устанавливать связь, подытоживать, поддерживать |
Простые контрольные задания, в основном, состоят из задач/вопросов типа В и П.
Комплексные контрольные задания, как правило, состоят из задач и вопросов типов А, С и О.
В определенных случаях, когда знания и умения проверяются в комплексе, комплексные контрольные задания могут включать в себя задачи и вопросы типа В и П. При этом количество задач/вопросов типа А, С и О в них должно быть не менее 60%.
Общее количество задач/вопросов
в контрольном задании
Критерии оценки необходимы для определения численного эквивалента за неправильно или правильно выполненное (решенное) контрольное задание.
Для простых контрольных заданий это, как правило, бинарный признак правильности ответа (решения): дихотомическая оценка – 1 (правильно/ да), 0 – (неправильно/ нет).
Для комплексных контрольных заданий используются либо бинарная либо политомическая оценка ответов или решений. Политомическая оценка предполагает выставление балльной оценки (по возрастающей) за каждое промежуточные правильные ответы, решения или правильно выполненное действие.
Для оценки знаний, умений и компетенций в ФОС создаются комплексы оценочных средств (КОС) для каждого профессионального модуля и учебной дисциплины.
КОС должны иметь паспорт примерного состава:
цель аттестации по учебной дисциплине или профессиональному модулю;
специфическая выборка аттестуемых (контингент);
перечень пользователей результатов аттестации;
состав и назначение КОС;
документы, определяющие содержание КОС;
содержательно-компетентностная матрица КОС;
система оценивания результатов аттестации (критерии и порядок оценивания).
Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений СПО и НПО включают задание на выполнение, основные показатели оценки результатов и критерии оценки результатов выполнения и защиты выпускной квалификационной работы.
Задание на выполнение выпускной квалификационной работы имеет общую тему ВКР и перечень задач/вопросов в виде кратких формулировок действий (деятельности), которые следует выполнить и/или описаний результата, который нужно получить.
Основные показатели оценки результатов входят в состав программ профессиональных модулей и представляют собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата (продукта) деятельности аттестуемого как составляющие общих и профессиональных компетенций ФГОС СПО/ НПО. Показатели оценки результатов могут отражать как комплексный результат деятельности (характеризующий целостный опыт деятельности), так и элементарный результат выполнения отдельный действий и/или операций.
Информация о работе Подходы к формированию фонда оценочных средст ВПО, НПО/СПО