Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:32, реферат
В связи с этим усложняется квалиметрическое сопровождение ФГОС в рамках компетентностного подхода, требующего диагностирования не только профессиональных компетенций, но и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств.
Введение нового стандарта с сентября 2011 года обостряет необходимость в рамках обеспечения и оценивания качества подготовки выпускников в компетентностном формате проанализировать:
- методологию разработки и внедрения современной системы средств и технологий для аттестации студентов (как элемента системы мониторинга качества образования в учреждениях начального и среднего профессионального образования);
- модернизацию системы итоговой государственной аттестации (оценочные средства и технологии аттестации) выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования.
Дескриптор показателя оценки результатов формулируется с помощью отглагольных существительных, стоящих вначале предложения. Формулировка дескриптора должна быть:
- ясной и понятной: использование доступных понятий, учет понимания их значений в контексте деятельности; простые предложения и стиль изложения; логичность (последовательность, непротиворечивость);
- четкой и конкретной, способствующей однозначному пониманию качественных и количественных характеристик результата деятельности.
Критерии оценки – правила определения численной и/или вербальной оценки при сравнении результатов (процесса или продукта) действий, демонстрируемых (полученных) аттестуемым с эталонными (заданными, планируемыми) параметрами по показателям оценки результата.
Оценочные средства для государственной (итоговой) аттестации должны обеспечивать поэтапную и интегральную оценку компетенций выпускников образовательных учреждений СПО и НПО.
2 Виды аттестационных работ
2.1 Дипломные проекты и дипломные работы
По направленности дипломные проекты и дипломные работы разделяют на исследовательские, обучающие, сервисные, социальные, творческие, рекламно-презентационные, конструкторские и др.
Задание на выполнение дипломного проекта или дипломной работы должно включать тему, краткое описание планируемого результата, исходных данных: условий и ресурсного обеспечения, необходимых для выполнения работ.
Достижение показателей оценки результатов выполнения и защиты дипломного проекта или дипломной работы оценивается государственной аттестационной комиссией в контексте актуальности, практической значимости, новизны, исполнительского уровня, технического, информационного и финансового обеспечения.
Критерии оценки результатов выполнения и защиты дипломного проекта или дипломной работы должны быть простыми для понимания, однозначными и непротиворечивыми. Допускается применение дихотомических и политомических систем оценивания знаний, умений и способностей выпускников.
2.2Выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа
Задание на выполнение письменной экзаменационной работы и выпускной практической квалификационной работы содержит краткое описание: действий (деятельности) аттестуемого и/или планируемого результата работ; условий, используемых материалов, инструментов и приборов (аппаратов) и, при необходимости, проект наряда-допуска на проведение работ установленного образца, определенных нормативными документами.
Выполнение аттестуемым письменной экзаменационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями оценки в части описания разработанного процесса выполнения выпускной практической квалификационной работы, используемого оборудования, инструментов, приборов и приспособлений, параметров и режимов ведения процесса.
Выполнение и защита аттестуемым выпускной практической квалификационной работы оценивается по основным показателям оценки результатов в соответствии с определенными критериями оценки, отражающими исполнительский уровень аттестуемого по выполнению задания и/или качество результата (продукта).
Критерии оценки результатов выполнения письменной экзаменационной работы должны однозначно определять условие допуска аттестуемого до выполнения выпускной практической квалификационной работы.
Критерии оценки результатов выполнения выпускной практической квалификационной работы должны быть простыми для понимания, однозначными и непротиворечивыми на основе применения дихотомической системы оценивания знаний и умений выпускников (знает/не знает; умеет/не умеет, выполняет/ не выполняет).
3 Разработка и экспертиза оценочных средств для государственной (итоговой) аттестации
Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются Программой государственной (итоговой) аттестации профессиональной образовательной организации на основании Порядка проведения о государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам НПО или СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей и отвечать современным требованиям развития науки, техники, производства, экономики, культуры и образования.
Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями профессиональных образовательных организаций совместно со специалистами предприятий или организаций, заинтересованных в трудоустройстве выпускников.
Обучающемуся предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей тематики с обоснованием целесообразности ее разработки. При подготовке выпускной квалификационной работы каждому студенту назначаются руководитель и консультанты.
Перечень тем выпускных квалификационных работ рассматривается на заседании методической комиссии профессиональной образовательной организации и утверждается ее руководителем.
По утвержденным темам ведущие специалисты образовательных учреждений – руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания на выполнение выпускных квалификационных работ для каждого студента. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
Задания на выпускную квалификационную работу (ВКР):
разрабатываются ведущими специалистами профессиональной образовательной организации;
подписываются руководителем работы и рассматриваются методической комиссией профессиональной образовательной организации;
проходят экспертизу у работодателей;
согласовываются с работодателями и утверждаются заместителем руководителя по учебной работе;
выдаются студенту не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Сопровождаются консультацией,
в ходе которой разъясняются назначение
и задачи, структура и объем
работы, принципы разработки и оформления,
примерное распределение
Разработанные задания на ВКР, основные показатели оценки результатов выполнения и защиты ВКР и критерии оценивания (оценочные средства ГИА) проходят предварительную экспертизу на соответствие требованиями ФГОС СПО/НПО и обсуждение в методической комиссии образовательного учреждения.
По результатам экспертизы и обсуждения оценочные средства ГИА корректируются и проверяются разработчиками, после чего направляются на согласование с работодателями.
Процедура согласования с работодателями оценочных средств ГИА включает их предварительную экспертизу.
Ведущие специалисты от работодателей проводят экспертизу оценочных средств ГИА на соответствие требованиям профессиональных стандартов и/или квалификационных требований, и с целью определения актуальности, уровня, обоснованности и выполнимости выпускных квалификационных работ.
Оценочные средства ГИА, прошедшие экспертизу, направляются на процедуру согласования на предварительное заседание государственной аттестационной комиссии. После согласования оценочные средства, получившие положительное заключение, утверждаются руководителем образовательного учреждения. На титульном листе задания на ВКР ведущим специалистом из числа работодателей, либо председателем государственной аттестационной комиссии подписывается гриф «согласовано», а руководителем образовательного учреждения - гриф «утверждаю».
Оценочные средства ГИА, не получившие положительного заключения по результатам экспертизы работодателя, направляются в образовательное учреждение с соответствующими замечаниями и предложениями.
Утвержденные оценочные средства НИА доводятся до сведения выпускников не позднее чем за две недели до начала производственной (преддипломной) практики.
Литература:
1. Алексеев Н.А.
Личностно ориентированное
2.Байденко В.И., Оскарссон
Б. Базовые навыки (ключевые
компетенции) как
3.Болотов В.А., Сериков
В.В. Компетентностная модель: от
идеи к образовательной
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Зеер Э. Ф., 2003. - 480 с.
5.Зеер Э.Ф. Ключевые квалификации и компетенции в личностно – ориентированном профессиональном образовании. // Образование и наука. 2000. №3(5). С.90 – 102.
6. Зимняя И.А. Ключевые
компетентности как
7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34 – 42.
8. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года.// Директор школы, № 1, 2002. С. 108 – 115.
9. Карпова Г.А. Педагогическая диагностика учебной мотивации школьников ( Методические рекомендации ). Екатеринбург: УрГППУ, 2000. – 39 с.
11. Ковалева Г.С. Оценки знаний и умений. Международная программа PISA. // Педагогическая диагностика, 2002, №1. с. 119 – 141.
12.Максимов Н.И., Савельева
Г.П. Анализ и обобщение
13. Новые исследования
[Текст] : сборник / Акад. проф. образования,
2005. - 120 с. Российская школа: от
PISA-2000 к PISA-2003 [Текст] / [А. Л. Венгер,
Г. Р. Калимуллина, А. Г.
14. Новое в оценке
образовательных результатов [
15. Пузанков Д.В.
и др. Проблема оценивания
16. Стратегия модернизации
содержания общего образования:
17. Профессиональная
педагогика: категории, понятия,
дефиниции [Текст] : сб. науч. тр. Вып.
4 / Федер. агентство по
18.Хуторской А.В.
Общепредметное содержание
19. Чапаев Н.К., Вайнштейн М.Л. Интеграция образования и производства: методология, теория, опыт. – Челябинск: ИРПО, 2007. 405 с.
Информация о работе Подходы к формированию фонда оценочных средст ВПО, НПО/СПО