Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:48, реферат
Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЯ…………………………………………..4
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА…………………………………9
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу.
В результате исследований обнаружено, что общеобразовательная деятельность мотивируется познавательными интересами более 40% студентов первого курса. У значительной части 50% обучающихся нет интереса к содержательной стороне профессиональных знаний. Теоретические познавательные интересы, как самоцель, наблюдаются среди студентов лишь в 3% случаев.
Мысль о том, что обучающийся должен быть активен в обучении, известна в педагогике с давних времен. Еще Сократ побуждал своих учеников к активному усвоению знаний путем постановки наводящих вопросов (отсюда сократический метод проведения беседы). С тех пор педагоги часто возвращались к проблеме активности обучающихся. В современной педагогике общеобразовательной школы многие исследователи посвятили свои работы этой проблеме (А. М. Арсеньев, Н. К Гончаров, М. А. Данилов, И. Я. Лернер, М. И. Махмудов, Н. А. Половникова, М. Н. Скаткин и другие).
Однако данная проблема исследована еще недостаточно. Неразработанность проблемы активизации, развития творческой активности студентов является одной из главных причин того, что в периодической печати, методических пособиях, официальных документах указывалось на недостатки обучения студентов.
Особое значение в решении проблемы активизации учебной деятельности студентов приобретает дальнейшее совершенствование форм и методов обучения в направлении активизации познавательной деятельности студентов. Психологов, педагогов и преподавателей постоянно волновал вопрос о том, какими путями, методами достигается усвоение знаний, как развивать творческую активность обучающихся. Поэтому в процессе развития педагогики и практики обучения исследователи кропотливо отбирали и проверяли наиболее эффективные формы, методы, приемы и средства обучения.
Однако это не значит, что все занятия проходили и проводятся лишь на уровне пассивной деятельности студента. Общеизвестно, что преподаватели обладают глубокими знаниями по специальности, многие имеют большую практику обучения, воспитания молодежи. Следует добавить, что большинство преподавателей являются хорошими лекторами, мастерами педагогического дела. В настоящее время в каждом учебном коллективе имеются преподаватели, прекрасно владеющие мастерством преподавания. Безусловно, все это — результат длительной, целеустремленной работы каждого преподавателя. Эффективные способы и приемы ими отбираются, накапливаются в процессе длительных поисков, часто методом проб и ошибок.
Ученые-педагоги, критически анализируя формы и методы обучения, отмечают, что методика обучения часто опирается на воспроизводящую деятельность студента, на запоминание определенного круга фактического материала. Конечно, есть студенты, которые в учебной работе проявляют высокую активность и, участвуя в научной работе, развивают свои творческие способности. Они не ограничиваются слушанием и конспектированием лекции или чтением лишь страниц названного учебника. Их аудиторная и внеаудиторная учебная работа характеризуется самостоятельным изучением конспекта лекций, чтением дополнительной литературы, умением самостоятельно мыслить, поиском новых способов решения задачи. Эти студенты стремятся глубже понять не только содержание материала, но и способы добывания новых знаний, сами принимают активное участие в научном поиске. Однако, к сожалению, имеется немало студентов, которые занимаются только на «удовлетворительно». Они порой добросовестно посещают лекции, выполняют практические задания, но при этом не проявляют особой активности и творчества
1.1. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЯ
Анализ теоретических исследований познавательной деятельности и различных аспектов ее управления показывает, что данная проблема является одной из актуальных на сегодняшний день. Ей посвящены как фундаментальные исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Е. И. Машбица,П. И. Пидкасистого, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина и других, так и многочисленные диссертационные исследования Е. Л. Адониной, В. В. Дрозиной, И. А. Кулаковой, Е. В. Ларикова, А. Н. Рыбловой, Е. В. Рябовой, Е. В. Солонина, Д. В. Фроликова, Н. В. Шамониной, Н. Б. Шашкиной и других.
Анализ данных работ
позволяет выделить основные
особенности познавательной
Опираясь на педагогический опыт исследования данного вопроса, необходимо обозначить границы познавательной деятельности как одной из основных видов деятельности человека, взаимосвязанных с другими видами деятельности.
Понятие деятельности является центральным понятием психолого- педагогических теорий. Любая деятельность осуществляется в рамках решения некоторой задачи. То есть поставленная цель побуждает соответствующую деятельность. Согласно теории Л. С. Выготского, любая деятельность есть системный и многоуровневый процесс .
В исследованиях П. Я. Гальперина деятельность описана как совокупность действий, осуществляющихся с помощью операций и состоящих из трех фаз: ориентировочной, исполнительной и контрольно-коррекционной. В ходе первой фазы продумываются последствия принятого решения о начале деятельности, во время второй фазы происходят сами действия как совокупность операций и в заключительной фазе анализируется степень достижения цели и принимается соответствующее решение.
В трактовке, предложенной А. Н. Леонтьевым , деятельность представлена как действия, побуждаемые определенным мотивом и имеющие определенную цель, состоящие из ряда операций и имеющие результат, ограниченный рамками конкретных условий. Таким образом, упрощенно структуру деятельности можно представить в виде ряда следующих этапов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Цикл деятельности (по А.Н.Леонтьеву)
Необходимо отметить, что данное представление является по существу условным, имеет нечеткие границы. Так, деятельность, утратившая свой мотив, превращается в действие другой деятельности, а действие, не имеющее собственной цели, становится операцией другого действия. Обратный процесс перехода операций в действие, а действия в деятельность также возможен. В ходе реальной деятельности с ее многообразием целей и мотивов указанные процессы зачастую происходят одновременно. Поэтому естественным будет вывод о необходимости организации и управления деятельностью.
Перечисленные выше подходы к трактовке понятия деятельности позволяют не только уяснить данное понятие, но и определиться с дальнейшим изучением вопросов управления познавательной деятельностью студентов.
Таким образом, будем понимать под деятельностью процесс, направленный на решение поставленной задачи в ходе достижения определенной цели, возникающей под влиянием потребностей и мотивов и учитывающей условия окружающей среды.
Изучая деятельность, Б. Г. Ананьев выделяет следующие ее основные виды: труд, познание и взаимодействие. Условия деятельности, способы действий, мотивы, характер определяют ее дополнительные особенности и позволяют в каждом из основных видов выделять подвиды деятельности. Так, познавательная деятельность, протекающая в условиях обучения, носит учебный характер и может быть названа учебной или учебно-познавательной деятельностью.
Е. И. Машбиц делает акцент на анализе функциональной структуры деятельности. По его мнению, помимо потребностей, мотивов и целей необходимо обращать внимание на объект деятельности, условия среды, контроль и оценку результата деятельности.
В трудах В. Д. Шадрикова деятельность описывается как замкнутый контур управления: деятельность побуждается мотивом, имеет цель, программу, информационную основу, возникает в результате принятия решения и опирается на профессиональные качества личности человека.
В многочисленных психолого-педагогических трудах можно встретить понятия «учебно-познавательная деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность». Иногда они рассматриваются совместно, некоторые исследователи предлагают употреблять их как равнозначные, подчеркивая общность их результатов. Стоит отметить, что перечисленные виды деятельности находятся в рамках одного из трех основных видов деятельности вообще – деятельности познания. В дальнейшем будет показано, что несмотря на их исходную общность основные отличия этих видов деятельности можно найти в условиях, мотивах, целях и действиях.
При рассмотрении трудов, посвященных исследованию учебной деятельности, можно выявить различные подходы. В одних центральное место отводится способам осуществления учебной деятельности в рамках реализации ее компонен. Другие подходы на первое место выдвигают саму структуру деятельности, то есть ее компоненты и связи между ними. В иных случаях функциональная и поэлементная структуры имеют одинаковую важность в трактовке обозначенных выше понятий.
В исследованиях П. И. Пидкасистого сутью учебной деятельности названо усвоение конкретных знаний, навыков и способов действий в отношении усвоенного содержания. По его мнению, учение носит двусторонний характер: для учителя оно выступает как организация деятельности учащегося и управления ею в рамках того содержания, которое предопределяется общими задачами образования; для учащегося предметом учения являются действия, выполняемые им для достижения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом.
В трудах Л. Б. Ительсона и Г. И. Щукиной отмечается, что учебная деятельность одновременно включает в себя взаимосвязанную деятельность обучающего и обучаемого. Обучающий создает условия для деятельности обучаемого, активизирует ее, направляет, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию.
Функциональный аспект учебной деятельности подчеркивает В. И. Андреев: «Учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества».
В современных исследованиях показано, что процесс учебной деятельности неразрывно связан с развитием индивидуальности субъекта деятельности и совершенствованием его личности. При этом происходит процесс превращения обучаемого в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Эта позиция согласуется с особенностями применения в обучении технологий e-Learning, так как при данном типе обучения личности обучаемого отводится центральное место.
Познавательная деятельность более обобщенное понятие, чем учебная деятельность. Этому выводу способствуют мнения многих исследователей о том, что осуществление учебной деятельности неотделимо от осуществления познавательной деятельности, тогда как процесс познания осуществляется не только в целях учения, но и с целью научных исследований.
Так, в трудах В. В. Давыдова деятельность человека, получающего образование, названа деятельностью, осуществляемой особыми способами. Ученый отмечает, что обучение является разновидностью познавательного процесса, протекающего в специфических условиях. По сравнению с научным познанием его особенностью являются облегченные условия для овладения новыми знаниями. Изучение явлений действительности имеет ускоренный темп, строится с учетом возрастных особенностей и обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемого в различных формах. В то же время процесс познания трактуется как взаимодействие личности познающего с другими объектами и явлениями реальной действительности, в роли которых может выступать не только реальная личность педагога. Такой подход актуален при изучении вопросов управления познавательной деятельностью студентов, так как в процессе обучения в информационной среде e-Learning студенты вовлечены именно в познавательный процесс.
В трудах А. Н. Леонтьева познавательная деятельность человека определяется как своеобразный сплав информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково- исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации. А. Н. Леонтьев в познавательной деятельности человека выделяет два аспекта: информационный (восприятие, хранение, преобразование и использование информации) и мотивационный (активность и направленность мысли, определяемые интересами и ценностями ориентации личности).
Информация о работе Познавательная деятельность студентов в процессе обучения в вузе