Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 19:48, реферат
Среди современных проблем педагогики требующих первостепенного внимания,— вопросы развития познавательной активности, творческих способностей студентов является проблемой сложной и многоаспектной.
Наблюдения показывают, что многие студенты учатся далеко не в полную меру своих возможностей. Объясняется это частично тем, что преподаватели не всегда применяют формы и методы обучения, способствующие повышению активной познавательной работы студентов. Хотя сами студенты (особенно студенты первых курсов) не проявляют должного внимания учебному процессу.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЗНАНИЯ…………………………………………..4
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА…………………………………9
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ……………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….30
Т. И. Шамова считает управление целенаправленным взаимодействием управляющей и управляемой подсистем в рамках достижения определенной цели или запланированного результата.
Итак, под управлением будем понимать деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Реформы, происходящие в обществе, изменение экономической и политической ситуации, переход к новым методам управления, возникновение новых теорий явились причиной того, что в отечественной науке об управлении в настоящее время начался очередной этап интенсивного обновления, породивший разные точки зрения и различную терминологию. Так, В. А. Трапезников главным в управлении считает его корректирующее воздействие на динамическую систему. С. И. Архангельский, Л. Б. Ительсон, Н. Ф. Талызина видят основным моментом направленность на достижение определенных целей. Е. И. Машбиц и его последователи считают наиболее важным момент принятия решения на основе всех значимых факторов и данных обратной связи.
Нет единой точки зрения и по поводу использования терминов «управление» и «менеджмент».Одни авторы (М. М. Поташник, В. П. Симонов) считают их равнозначными, другие (П. И. Третьяков, Т. И. Шамова) не разделяют это мнение.
Необходимо отметить, что понятие «менеджмент» имеет иностранное происхождение (англ. management, от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус. руководить) и так же как и понятие «управление» может иметь несколько значений: Менеджмент в максимально широком смысле означает разработку (моделирование), создание и максимально эффективное использование социально- экономических систем различных уровней, а в узком смысле – управление социально-экономическими системами.
Термин «менеджмент» вопреки словарю не является точным синонимом русскому термину «управление». Существенным отличием управления и менеджмента является то, что «управление» как более объемное понятие употребляется во всех сферах деятельности, в то время как «менеджмент» употребляется на различных уровнях социальной деятельности. Менеджмент – это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения, в том числе в образовательной сфере.
Так, В. П. Симонов использует понятие «педагогический менеджмент» и раскрывает его сущность как «… комплекс принципов, методов, организационных форм и технических приемов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности».
В свою очередь Т. И. Шамова считает, что употреблять понятие «менеджмент» необходимо только в случаях управления бизнесом, так как конечной целью менеджмента является получение прибыли. Однако она не исключает возможности вливания достижений менеджмента, касающихся поведенческой стороны деятельности субъекта управления, в управление образовательным процессом.
Вместе с тем в трудах самих иностранных ученых, отмечается, что для организаций, не имеющих непосредственное отношение к бизнесу, как правило, не употребляют термин «менеджмент» и не называют субъект управления «менеджером».
Познавательная деятельность, рассматриваемая как деятельность вообще, может управляться исходя из общих принципов управления деятельностью. Вместе с тем нельзя не учитывать того, что у этой деятельности есть специфические особенности. Значит, взяв за основу общие подходы к управлению, их необходимо скорректировать в связи с особенностями самой познавательной деятельности, субъекта управления – личности педагога и объекта управления – личности студента. Необходимо рассмотреть особенности информационной обучающей среды, созданной с применением технологий e-Learning и выяснить, каким образом данные особенности могут повлиять на управление.
Из общей теории управления известно, что оно носит циклический характер. Каждая фаза цикла управления может состоять из следующих этапов (рисунок 2).
Рисунок 2 – Цикличность процесса управления
Во-первых, необходимо осознать стоящую перед субъектом управления проблему, то есть поставить управленческую задачу (задачи). Таким образом, первый этап – целеполагающий.
Во-вторых, необходимо в соответствии с поставленной целью изучить объект управления, то есть получить о нем максимальное количество данных, которые помогут оценить состояние объекта, а затем сформулировать суть и характер возможных управляющих воздействий. Таким образом, второй этап – диагностический.
В-третьих, при наличии соответствующей информации об объекте управления составляется научно-обоснованное мнение о будущем состоянии объекта управления, то есть формируется прогноз, следовательно, третий этап – прогнозный. В будущем он может стать основой для выработки управленческого решения и последующего планирования.
В-четвертых, принимается соответствующее управленческое решение. Управленческое решение – это процесс подготовки и выбора из некоторой совокупности одного или нескольких взаимосвязанных методов воздействия на объект управления в целях его изменения или стабилизации. Методологическую основу процесса выбора из возможных альтернатив составляет теория принятия решений. При этом управленческое решение понимается в двух аспектах: широком и узком. В широком аспекте управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач. В узком смысле под управленческим решением понимают выбор альтернативы, акт, направленный на разрешение проблемной ситуации.
В-пятых, на основании прогноза и принятого управленческого решения производится планирование и организация. Суть планирования в установлении определенной последовательности и способов выполнения каждой из задач, распределение всех ресурсов и прочих видов обеспечения, установление порядка взаимодействия, позволяющего достичь управленческой цели. Суть организации – непосредственная систематическая координация выполняемых задач и формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.
В-шестых, контролирующий этап, один из самых важных, здесь происходит контроль над тем, как управляющие воздействия повлияли на состояние объекта управления. Вид контролирующего мероприятия определяется спецификой объекта управления и поставленных управленческих задач.
На последнем этапе – аналитическом – подводятся итоги, делается вывод об успешности управляющих воздействий, правильности управленческого решения, анализируется состояние объекта. А затем цикл управления повторяется.
Как показывают исследования, в реальной управленческой практике во время управляющего воздействия происходит взаимодействие, основными формами которого являются общение и деятельность. Таким образом, суть управления – взаимодействие, предполагающее взаимное изменение субъекта и объекта управления через реализацию субъек – объектных и субъект-субъектных отношений и также изменение самого процесса взаимодействия как смены его состояний.
Во взглядах на управление познавательной деятельностью исследователи придерживаются во многом похожих точек зрения, но есть и различия. Как правило, они связаны со степенью переносимости общей модели управления на иные объекты и процессы, характерные для системы образования и существующие в других средах. При этом управление познавательной деятельностью рассматривается как одна из сторон педагогического управления. Так, в трудах В. П. Беспалько, Ю. Н. Кулюткина, В. А. Якунина речь идет о педагогическом управлении как о процессе взаимодействия преподавателя и учащихся, который ориентирован на создание условий, обеспечивающих достижение образовательных целей. Например, В. П. Беспалько пишет об управлении познавательной деятельностью как о целенаправленном воздействии на учащегося, состоящем в контроле качества усвоения знаний, умений и навыков и коррекции ошибок.
По мнению Ю. А. Конаржевского, управление познавательной деятельностью, происходящее в рамках учебно-познавательного процесса, представляет собой целесообразную деятельность, направленную на его упорядочение и совершенствование.
В исследовании Л. В. Верзуновой управление учебно – познавательной деятельностью студентов рассматривается как процесс активного взаимодействия преподавателя и студента, в ходе которого создаются условия для достижения образовательных целей и результатом которого являются изменения в субъектах этого взаимодействия.
В трудах Л. В. Шкериной управление познавательной деятельностью определяется как «…воздействие на студента как на объект (субъект) этой деятельности, основанное на объективном анализе ее результатов и направленное на достижение целей предметной подготовки».
Многие исследователи подчеркивают специфические особенности управления познавательной деятельностью, говоря о том, что в деятельности преподавателя должны присутствовать управленческие функции. Так, в исследованиях В. П. Симонова утверждается, что каждый преподаватель является менеджером образовательного процесса на своем управленческом уровне. Результативность познавательной деятельности зависит от того, насколько эффективно выполняются функции управления, характерные для образовательного учреждения.
Н. В. Кузьмина выделяет пять основных функциональных компонентов, которые она считает основой управления. К ним она относит: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты. В качестве исходного и системообразующего фактора она предлагает рассматривать гностический компонент, так как он связан с получением информации обо всех аспектах функционирования педагогической системы. Результатом управления учебной деятельностью студентов должен стать переход студентов с одного уровня познавательной деятельности на другой, более высокий уровень.
При конкретизации этапов управления применительно к познавательной деятельности студентов С. И. Архангельский выделяет следующие этапы: изучение объекта управления, выработка стратегии управления, реализация принятой программы, контролирующие воздействия
Современные исследователи, развивая данную теорию, детализируют выделенные этапы следующим образом:
1) постановка цели;
2) создание модели;
3) определение содержания обучения;
4) разработка оптимальных учебных программ;
5) реализация этих учебных программ;
6) контроль, включающий диагностику и прогнозирование результатов
Многие ученые уделяют внимание исследованию видов управления познавательной деятельностью. Так, по мнению Н. Ф. Талызиной , все виды управления могут быть поделены на разомкнутое и цикличное управление. Первый вид управления происходит без обратной связи, а следовательно без регуляции хода управляемого процесса со стороны управляющей системы. Второй вид управления более эффективен, так как предполагает и то, и другое. В свою очередь цикличное управление может происходить по принципу «черного ящика», когда обратная связь, а значит и регуляция процесса осуществляются только с учетом выхода конечного продукта процесса (путь же, ведущий к результату, остается неизвестным). Другой способ цикличного управления – по принципу «белого (прозрачного) ящика» предполагает, что обратная связь несет сведения о процессе получения конечного продукта. При решении вопроса о выборе вида и принципа управления необходимо учитывать ряд факторов: сложность управляемого процесса, степень изученности его закономерностей и другие.
В рамках обозначенных видов выдвигаются различные типы управления, основанные на соответствующих педагогических принципах. Так, идеи сотрудничества в процессе управления образовательным процессом высказываются в трудах Р. Х. Шакурова. Сотрудничество предполагает, что участники процесса оказывают взаимное содействие, поэтому в управлении познавательной деятельностью должна быть педагогическая поддержка обучаемых в ходе решения задач и достижения поставленной цели.
П. И. Третьяков также считает необходимым применять в образовательных учреждениях нового типа педагогику сотрудничества. Он подчеркивает инновационный характер деятельности современного образовательного учреждения. По его мнению, преобладающими будут процессы принятия решений по ситуации, то есть по конкретным результатам. Переход к ситуационному управлению образовательным процессом и учреждением в целом может означать радикальное изменение подходов к управлению образовательным процессом, прежде всего деятельностью его участников.
Суть ситуационного управления в том, что эффективность различных методов управления может зависеть от конкретной ситуации. Поскольку в окружающей среде и в самом образовательном учреждении существует достаточное количество влияющих факторов, ни один из существующих подходов к управлению не может считаться самым оптимальным. Тот метод управления будет более эффективен, который наилучшим образом будет соответствовать конкретной ситуации, то есть тому набору обстоятельств, который существует в образовательном учреждении в данный момент времени.
К. Я. Вазина в своих работах основной целью управления видит непрерывное развитие коллектива и личности в нем. При этом управление рассматривается на двух уровнях: директора образовательного учреждения и педагога. В управленческой работе необходимо признавать неповторимость и уникальность личности человека, право его на свободу и творчество, а также умело сочетать как централизованные, так и децентрализованные способы управлении в зависимости от ситуации.
По мнению Н. Ф. Талызиной, в случае обучения и воспитания объектом управления является человеческая личность, различные виды психической деятельности человека. Между воздействием, оказываемым на человека, и внешней реакцией нет однозначной связи. Учитывая, что главная задача обучения – формирование рациональных приемов познавательной деятельности, нужно искать пути контроля познавательной деятельности в целом, а не только ее результатов. Поэтому к обучению и воспитанию применяется цикличное управление по принципу «белого ящика». В соответствии с общей теорией управления и учетом специфики познавательной деятельности Н. Ф. Талызина предлагает следующую модель ее управления:
Информация о работе Познавательная деятельность студентов в процессе обучения в вузе