Познавательная самостоятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:18, реферат

Краткое описание

Современный уклад нашей жизни, современное производство требуют от человека не просто определенного уровня знаний, они стимулируют приобщение к образовательной деятельности, направленной на беспрерывное обновление, совершенствование, расширение имеющихся знаний. Важнейшее требование жизни к современной общеобразовательной школе состоит в том, чтобы она на основе учета индивидуальных особенностей учащегося, способствуя формированию школьника как творческой личности, способной без посторонней помощи ставить задачи и находить их решения, сделала все возможное для обеспечения готовности выпускника к быстрому восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 83.28 Кб (Скачать файл)

Оргдеятельность делится на: 1) умение максимально реализовывать намеченное, оно затрагивает успешное продвижение обучаемых по дистанции от замысла к воплощению; 2) умение планировать и организовывать познавательную деятельность, это умение предполагает способность независимо от воли других людей выдвижение целей обучения и обеспечения условий для их достижений.

Проанализировав различные точки зрения на структуру познавательной самостоятельности, можно выделить следующие компоненты:

1) когнитивный, включающий набор знаний умений и навыков, которые являются необходимыми на каждом конкретном этапе обучения и определяют дальнейшие возможности обучаемого в ведении познавательной деятельности и развитии самостоятельности;

2) мотивационный, содержащий набор познавательных мотивов, которые направлены на формирование познавательной самостоятельности;

3) эмоционально-волевой, представляющий готовность к приложению волевых усилий в ведении познавательной деятельности. Условно структуру познавательной самостоятельности можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Каждый из них выполняет определенную роль в познавательной деятельности обучаемого, влияя тем самым на успешное формирование познавательной самостоятельности. Для формирования познавательной самостоятельности необходимы умения и навыки самостоятельной работы, способности обучаемого преодолевать возникающие затруднений при самостоятельной работе и устойчивое стремление к новому познанию. Когнитивный компонент направлен на создание основы знаний и умений, необходимых для познавательной деятельности, мотивационный побуждает обучаемого к овладению знаниями, эмоционально-волевой стимулирует развитие познавательных мотивов, что в свою очередь повышает готовность к совершению волевых усилий в познавании. Все эти три компоненты взаимосвязаны между собой и их выделение в структуре познавательной самостоятельности отвечает требованиям, предъявляемым к личности современного учащегося.

 

 

Рис. 1

Структура познавательной самостоятельности 

 

______________________________________________

Процесс формирования познавательной самостоятельности школьника будет эффективным, если:

  • учитывается своеобразие возраста, который является сензитивным

периодом для формирования познавательной самостоятельности (мы считаем, что младший школьный возраст входит в этот промежуток активного формирования);

  • обеспечивается необходимая мотивация учащихся в процессе обучения;
  • создаются условия для разностороннего развития личности;
  • моделируется Я-концепция личности и самосознание, включающие адекватную самооценку и развитую внутреннюю позицию школьника с системой нравственно-оценочных суждений;
  • активизируется произвольное и социальное внимание, креативность, творческое воображение и критическое мышление, восприятие времени и пространства; способность к активному самоконтролю и самоанализу, контрольно-оценочная самостоятельность;
  • выявляются психолого-педагогические условия развития познавательной самостоятельности школьников [Л.М. Стригун].

На основе изучения психолого-педагогической литературы, анализа работы и экспериментального исследования учебного процесса были выделены следующие условия формирования познавательной самостоятельности школьников:

– активность школьников в  обучении, так как познавательная самостоятельность формируется  и развивается в процессе активной деятельности учащегося;

–  дифференцированный подход, осуществление которого позволяет учителю организовать познавательную деятельность с учетом особенностей школьника, предоставляет ученику возможность освоения того содержания образования и на том уровне, который в наибольшей степени отвечает его возможностям, потребностям и интересам;

– личностно-ориентированный  подход, при реализации которого учитываются не просто особенности субъекта учения, а используется иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» собственно личностных функций ученика и обращение к его субъективному опыту;

– целостный подход, что  требует осуществления взаимосвязи  и целостности процессов обучения и воспитания[Л.М. Стригун].

 

_______________________________________________

Критерии познавательной самостоятельности младших школьников:

  • осознание познавательной потребности;
  • четко выраженная мотивация к самостоятельному поиску информации;
  • готовность и стремление к преодолению сложностей в процессе поиска информации;
  • способность к поиску информации и проявлению творчества с использованием освоенного операционного инструментария[Курашов, И.В.]

Воронцова О.Р., Катержина С. Ф. [уууО. Р. Воронцова, С. Ф. Катержина]  в своей статье выдвигают следующие критерии познавательной самостоятельности:

1) наличие познавательного  интереса, о котором можно судить  по следующим показателям:

− степень участия в  обсуждаемых проблемах на занятиях;

− полнота ответов;

− самостоятельность суждений;

− вопросы учителю, их характер и направленность;

− отношение к дополнительным заданиям;

− характер читательских запросов;

− направленность использования  свободного времени и т. д.;

2) сформированность приемов познавательной деятельности;

3) определенный уровень  самостоятельности в изучении наук;

4) достижение достаточно  высокого уровня познавательного общения между учениками и учителем;

5) высокое качество знаний  и их соответствие требованиям государственного образовательного стандарта.

____________________________

В качестве показателей сформированности познавательной самостоятельности у младших школьников выделяя низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий уровни [43] .

На низком уровне познавательная потребность не осознана; познавательные мотивы проявляются как внешние, неустойчивые; преобладают копирующие действия по заданному образцу, элементы творчества отсутствуют; сила воли не проявляется.

Уровень ниже среднего характеризуется четко выраженной потребностью в помощи педагога при выполнении заданий; неуверенными самостоятельными действиями; присутствуют элементы творчества; крайне редко проявляются самоконтроль и сила воли.

Средний уровень отличается проявлением (чаще всего) одного устойчивого мотива (проявляют желание узнать новое, руководствуясь чувством долга перед взрослыми – учителями, родителями); действия носят осознанный характер; в стандартной ситуации знания применяются свободно; присутствуют элементы творчества; частично осуществляется самоконтроль или взаимоконтроль; чаще возникает желание самостоятельно преодолевать сложности.

 На уровне выше среднего четко выражена познавательная потребность; усложнены мотивация (чаще обращаются к учителю за дополнительными сведениями, построение алгоритма самостоятельных действий; наличие оригинальности мышления, элементов творчества; реализация различных средств поиска информации; готовность к самоконтролю и взаимоконтролю, отсутствует адекватное оценивание своих ошибок, часто проявляются устойчивые волевые действия.

Высокий уровень характерен наличием устойчивой мотивации; вариативностью действий, готовностью сотрудничать с другими; высокой ответственностью за результаты индивидуального и коллективного труда; способностью к самостоятельному алгоритмизированию действий, адекватному корректированию ошибок и недочетов, к творческому подходу к процессу выполнения работы, свободному преодолению трудностей.

_____________________________

Основным условием достижения и закрепления уровня является профессиональная компетентность педагога, обеспечивающая самостоятельную активность учащихся, использование дискуссий и столкновений различных точек зрения, а также включение познавательной активности в число основных личностных ценностей.

Барьерами развития познавательной самостоятельности являются личностные особенности школьников – низкая самооценка собственных интеллектуальных возможностей, комплекс негативных переживаний, связанных со школой, и т.п.

Каждый уровень познавательной самостоятельности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной самостоятельности. Условия, необходимые для развития познавательной самостоятельности на каждом этапе, также включаются в состав условий, необходимых для обеспечения познавательной активности более высокого уровня, но занимают при этом все более и более подчиненное положение [АннаПрихожан(Статья)].

______________________________________________

 

Интересным и соответствующим  основным принципам обучения является система воспитания познавательной самостоятельности, предложенная Н.А. Половниковой [Н.А.Половникова 54] Эта система состоит из этапов учебной работы, направленных на формирование трёх уровней познавательной самостоятельности обучаемых.

         Первоначальный этап – доведение образцов основных форм познавательной деятельности до учащихся. Усвоение образцов основных форм познавательной деятельности означает выход на первый уровень развития рассматриваемого качества – приобретение копирующей самостоятельности.

Основной этап – формирование основных методов познавательной деятельности. Овладев основными методами, обучаемый приобретает общий подход к решению познавательных задач соответствующего типа и выходит на второй уровень познавательной самостоятельности – приобретает воспроизводяще - выборочную самостоятельность.

Высший этап - системы учебной работы по развитию познавательной самостоятельности обучаемых предполагает главной задачей преподавателя упражнения для обучающихся в творческом применении усвоенных способов, приёмов и умений познавательной деятельности и их дальнейшее совершенствование. Овладев этой способностью, обучающийся приобретает творческую самостоятельность. Умения, приёмы и способы познавательной деятельности, характерные для одного предмета, являются частными методами. Но, при дальнейшем их общении, они слагаются в общие методы учебной деятельности. Это в основном и характеризует самостоятельность обучаемого в познании, его умственное развитие.

___________________________________________________________

 

 

Рассматривая пути формирования познавательной самостоятельности, ученые предлагают разные варианты: Е.А. Голант, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин делают акцент на организации самостоятельной работы, решении учебных задач; В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Б. Эльконин – на формировании приемов познавательной деятельности; П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина – на использовании обобщенных знаний, составляющих ориентировочную основу деятельности; И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый – на введении в содержание обучения методологических знаний; Л.И. Рувинский – на осуществлении самоконтроля учебной деятельности

 

Разные исследователи предлагают различные пути формирования и развития познавательной самостоятельности  обучаемых:

1) организация самостоятельной  работы, решение учебных задач;

2) формирование умений применять  основные формы и методы познавательной  деятельности;

3) использование обобщённых знаний, составляющих ориентировочную основу  деятельности;

4) введение в содержание обучения  методологических знаний;

5) осуществление самоконтроля  учебной деятельности и др.

 

 

 

В качестве важного и эффективного средства развития познавательной самостоятельности  обучающихся всегда рассматривалась самостоятельная работа. В дидактической литературе  встречается много видов самостоятельной работы. Многие авторы (Буряк В.К., Жарова Л.В., Есипов Б.П., Пидкасистый П.И., Стрекозин В.П. и др.) пытались классифицировать самостоятельную работу по разным основаниям. ВИДЫ САМ РАБОТ


Информация о работе Познавательная самостоятельность