Познавательное развитие ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:51, реферат

Краткое описание

Введение
Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

Содержание

Введение 3
Развитие восприятия в раннем возрасте 4
Развитие мышления в раннем возрасте 7
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет 9
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 12
Развитие речи в развитии мышления ребенка 14
Заключение 15
Список литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат1.docx

— 40.96 Кб (Скачать файл)

Большое место в развитии мышления детей раннего возраста занимает развитие обобщений – мысленного объединения предметов или действий, обладающих общими признаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательное  развитие детей от 2 до 7 лет.

 

Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы  детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:

  • Накопление информации об окружающем мире; 
        
  • Упорядочивание и систематизация представлений о мире.

И то, и другое всегда имеет  место в развитии ребенка. Но интенсивность, степень выраженности и содержательная направленность этих процессов на каждом возрастном этапе разные. В возрастном интервале 2-7 лет помещаются два периода “накопления информации ”-2-4 года и 5-6 лет; и два периода “упорядочивания информации ”- 4-5 лет и в 6-7 лет. Периоды “накопления” и “упорядочивания” информации отличаются друг от друга. Эти различия определяются возрастными особенностями психического и физиологического развития ребенка. 
 
    2-4 года. Первый период – “накопления” информации.

Объектом познания детей  является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем  пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это “единичное” они интенсивно и активно познают по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. Накопление происходит благодаря:

  • Личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях; 
        
  • Наблюдениям ребенка за реальными явлениями, предметами;

Собственному манипулированию  ребенка с реальными предметами и его активным действиям в  своем ближайшем окружении.

К трехлетнему возрасту, дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что? ); знают различные качества и свойства (Какой? ). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни? ) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.

В поисках новых впечатлений  и ответов на волнующие вопросы  дети начинают раздвигать рамки той  среды, где прожили предыдущую жизнь (квартира, группа, участок и т. п.) Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает огромное количество предметов и явлений нашего мира. Однако накопленные представления практически не связаны между собой в сознании детей. 
 
    4-5 лет. Второй период – “упорядочение” информации.

В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно  отличную от предыдущей. Это вызвано  физиологическими (миелинизация нервных  окончаний головного мозга и  пр.) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.

В возрасте 4-5 лет можно  выделить 4 основных направления познавательной активности детей:

  • знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
  • Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
  • Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
  • Формирование положительного отношения к окружающему миру.

Достигнутый к четырем  годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще  один очень важный шаг в познавательном развитии–дети 4-5 лет активно стремятся  упорядочить накопленные представления  об окружающем мире. Это–сложное занятие  для маленького ребенка, но очень  приятное и интересное. Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы” полученных сведений о мире, навести в них “смысловой” порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка. Видны и индивидуальные различия в том, что больше влечет, притягивает ребенка в окружающем мире. Так, например, два малыша с увлечением роются в земле. Один– чтобы пополнить свою “коллекцию” красивыми камешками и стеклышками, а другой – в поисках жучков. Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. 
 
    5-6 лет. Третий период – “накопление” информации.

В 5-6 лет ребенок смело  “пересекает пространство и время”, ему все интересно, его все  манит и привлекает. Он с одинаковым рвением пытается освоить как  то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, так и то, что пока не в состоянии глубоко  и правильно осознать. Однако имеющиеся у ребенка старшего дошкольного возраста возможности упорядочивания информации пока еще не позволяют ему полностью переработать поток поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными разрозненными фактами и сведениями, многие из которых дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных процессов. У детей 5-6 лет наблюдается: 
    

  • Стремление расширить свой кругозор;
  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;
  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Для того чтобы удовлетворить  свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются  различные средства и способы  познания:

  • Действия и собственный практический опыт (этим он овладел достаточно хорошо);
  • Слово, т. е. рассказы взрослых (этот ему уже знаком, продолжается процесс его совершенствованию);
  • Книги, телевизор и пр. как новые источники знаний.

Уровень интеллектуальных умений ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление закономерностей) помогают ему более осознанно  и глубоко воспринимать, постигать  и разбираться в имеющихся  и поступающих сведениях о  нашем мире. В отличие от возрастного периода 2-4 года, где так же шло накопление информации, содержания, интересующие детей 5-ти лет, касается не ближайшего окружения, а отдельного, большого мира. 
 
    Познавательное развитие детей 6-7 лет.

Накопленные к шести годам  сведения о мире требуют от ребенка  определенных умений упорядочивания накопленных  и поступающих сведений. В этом ему помогут взрослые, которые  направят процесс познания детей 6-7 лет на: Установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира; Содержательное упорядочивание информации. 
Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей–одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

 

Развитие обобщений в  предметных действиях ребенка

 
Обобщение предметов по их функции  первоначально происходит главным  образом в процессе овладения  орудийными действиями. Во-первых, эти  действия являются значительно более  определенными и постоянными, чем  все другие виды действий, поэтому  они легче выделяются и фиксируются  в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия становятся первыми носителями детских  обобщений – усвоив способ действия с тем или иным предметом (ложкой, палкой, карандашом), ребенок пытается использовать это орудие в разнообразных  ситуациях, выделяя его обобщенное значение. В-третьих, в орудийных  операциях гораздо рельефнее  выражена связь между различными предметами, а именно связь орудия с предметами, на которые направлено его действие. Тем самым создаются  благоприятные предпосылки для  выделения этой связи и ориентировки на нее.

Мышление, как внутренняя психическая  функция, вначале отстает от практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается  внутри этой практической деятельности: ребенок «мыслит», действуя одним  предметом на другой, соотнося размеры  и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий. Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка – это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно эти чисто физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов. В исследовании Н.Х. Швачкина изучались первые обобщения по присущим игрушкам свойствам и признакам. Работа проводилась двумя способами. При первом способе детям давали игрушки по их названиям и указывали их названия. После того как дети узнавали игрушки по их названиям, в эксперимент вводились такие же игрушки, но другого цвета и размера. При этом выяснялось, сумеют ли дети перенести (обобщить) названия первых игрушек на другие, отличающиеся только несущественными признаками. При другом способе детям предлагается комплект игрушек, и они усваивали не только их названия, но и их назначение путем овладения действиями с ним (совком дети насыпали песок, ведром зачерпывали воду и т.д.). После того как названия и способы действий с предметами усваивались, в игру также вводились такие же игрушки, но другого размера или цвета, а также выяснялись возможности обобщения. Оказалось, что вначале большинство детей после ознакомления с игрушками не смогли перенести названия на игрушки, окрашенные в другие цвета: красное и зеленое или большое и маленькое ведро были для них разными предметами. Но после того как эти игрушки включались в практические действия, дети без труда производили обобщение и могли абстрагироваться от несущественных различий предметов. Н.Х. Швачкин указывает на то, что быстрое абстрагирование от случайных признаков имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудий своей деятельности. В таком быстром абстрагировании от случайных признаков и в выделении способа действия в качестве основного и существенного признака и заключается основное преимущество второго способа формирования обобщений. На основе исследования Швачкина выделяют три основные ступени:

1 ступень – характерны ранние  наглядные обобщения, при которых  предметы группируются по наиболее  ярким, выделяющимся признакам  (чаще всего цвет или размер). На этой стадии ребенок еще  не владеет предметными действиями.

2 ступень – ребенок на основе  своих действий начинает выделять  отдельные предметы, объединяя их  зрительные и осязательные образы  в единое представление. При  этом все признаки предметов  (и случайные, и существенные) для него равнозначны, ребенок  не отделяет еще основные, устойчивые  признаки от вторичных, изменчивых.

3 ступень – начитают формироваться  общие понятия. Ребенок вычленяет  из всех признаков предметов  существенные и постоянные, к  которым относятся, прежде всего, общественная функция предмета и способ действия с ним. Т.о., при усвоении предметных действий, главным образом орудийных, в предметах выделяются наиболее общие и постоянные признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

С.Л. Новоселова предлагает термин «функционально-предметное образование», который отражает жесткую  связь между действием и предметом  как средством (орудием) его осуществления. Эта жесткая связь имеет два  плана – внешний и внутренний. Во внешнем плане она представлена способом действия посредством предмета, т.е. орудийным действием. Во внутреннем плане фиксируется связь между  орудием и результатом деятельности ребенка; функционально-предметное образование, будучи отраженным в сознании ребенка, обусловливает появление качественного  нового уровня обобщения. Не только функционально-предметное образование становится носителем  общественного опыта, но и сам  предмет, с которым действует  ребенок. За каждым предметом закрепляется специализированный, общественно-выработанный способ его использования (ложкой –  едят, расческой - причесываются и  т.д.). Предмет как бы воплощает  в себе возможность определенного  действия с ним или посредством  его. Это означает, что предмет, неразрывно связанный с отраженной в нем  функцией, может стать и становится знаком определенного рода действий или системы действий. На этом новом, качественно более высоком уровне возникает обобщение опыта в  функционально-знаковой форме.

 

Развитие речи в развитии мышления ребенка

 
Уровень развития мышления и обобщения  ребенка определяется не только его  предметными действиями, но и развитием  его речи.

Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую  революцию в психической жизни  ребенка. Речь перестраивает все  психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания  и т.д. Овладению речью позволяет  ребенку управлять собой и  своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и  осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка  от ситуационной связанности и позволяет  строить свой внутренний мир. В отличие  от любого другого сигнала вокализации, слово – это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая  языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и конечно, общения. Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что обобщение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения.

Информация о работе Познавательное развитие ребенка