Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 05:51, реферат
Введение
Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Иными словами, сюда относится:
Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.
Введение 3
Развитие восприятия в раннем возрасте 4
Развитие мышления в раннем возрасте 7
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет 9
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка 12
Развитие речи в развитии мышления ребенка 14
Заключение 15
Список литературы 16
Большое место в развитии мышления
детей раннего возраста занимает
развитие обобщений – мысленного
объединения предметов или
Познавательное развитие детей от 2 до 7 лет.
Представляется, что развитие и обогащение познавательной сферы детей от 2 до 7 лет - сложный путь, который включает в себя:
И то, и другое всегда имеет
место в развитии ребенка. Но интенсивность,
степень выраженности и содержательная
направленность этих процессов на каждом
возрастном этапе разные. В возрастном
интервале 2-7 лет помещаются два периода
“накопления информации ”-2-4 года и 5-6
лет; и два периода “упорядочивания информации
”- 4-5 лет и в 6-7 лет. Периоды “накопления”
и “упорядочивания” информации отличаются
друг от друга. Эти различия определяются
возрастными особенностями психического
и физиологического развития ребенка.
2-4 года. Первый период
– “накопления” информации.
Объектом познания детей является богатое, многообразное, предметное содержание их ближайшего окружения. Все, с чем они сталкиваются на своем пути познания (предметы, явления, события), воспринимаются ими как единственное в своем роде, как единичное. Это “единичное” они интенсивно и активно познают по принципу: “Что вижу, с чем действую, то и познаю”. Накопление происходит благодаря:
Собственному манипулированию ребенка с реальными предметами и его активным действиям в своем ближайшем окружении.
К трехлетнему возрасту, дети накапливают довольно много представлений об окружающей действительности. Они хорошо ориентируются в своей группе и на своем участке, знают наименование окружающих его предметов и объектов (Кто? Что? ); знают различные качества и свойства (Какой? ). Но эти представления еще непрочно закреплены в сознании детей, и они пока слабо ориентируются в более сложных и скрытых от непосредственного взгляда характеристиках предметов и явлений. (Кому они нужны? Как используются в жизни? ) Именно в этих вопросах малышам и предстоит разобраться на протяжении 4-го года жизни.
В поисках новых впечатлений
и ответов на волнующие вопросы
дети начинают раздвигать рамки той
среды, где прожили предыдущую жизнь
(квартира, группа, участок и т. п.)
Так постепенно к 4-м годам ребенок постигает
огромное количество предметов и явлений
нашего мира. Однако накопленные представления
практически не связаны между собой в
сознании детей.
4-5 лет. Второй период
– “упорядочение” информации.
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими (миелинизация нервных окончаний головного мозга и пр.) и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
Достигнутый к четырем
годам уровень психического развития
позволяет ребенку сделать еще
один очень важный шаг в познавательном
развитии–дети 4-5 лет активно стремятся
упорядочить накопленные
5-6 лет. Третий период
– “накопление” информации.
В 5-6 лет ребенок смело
“пересекает пространство и время”,
ему все интересно, его все
манит и привлекает. Он с одинаковым
рвением пытается освоить как
то, что поддается осмыслению на
данном возрастном этапе, так и то,
что пока не в состоянии глубоко
и правильно осознать. Однако имеющиеся
у ребенка старшего дошкольного возраста
возможности упорядочивания информации
пока еще не позволяют ему полностью переработать
поток поступающих сведений о большом
мире. Несоответствие между познавательными
потребностями ребенка и его возможностями
переработать информацию может привести
к перегрузке сознания различными разрозненными
фактами и сведениями, многие из которых
дети 5-6 лет не в состоянии осмыслить и
понять. Это наносит вред процессу создания
в сознании ребенка элементарной целостности
мира, часто ведет к угасанию познавательных
процессов. У детей 5-6 лет наблюдается:
Для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания, потребности, в арсенале 5-летию ребенка имеются различные средства и способы познания:
Уровень интеллектуальных умений
ребенка 5-6 лет (анализ, сравнение, обобщение,
классификация, установление закономерностей)
помогают ему более осознанно
и глубоко воспринимать, постигать
и разбираться в имеющихся
и поступающих сведениях о
нашем мире. В отличие от возрастного
периода 2-4 года, где так же шло накопление
информации, содержания, интересующие
детей 5-ти лет, касается не ближайшего
окружения, а отдельного, большого мира.
Познавательное
развитие детей 6-7 лет.
Накопленные к шести годам
сведения о мире требуют от ребенка
определенных умений упорядочивания накопленных
и поступающих сведений. В этом
ему помогут взрослые, которые
направят процесс познания детей 6-7
лет на: Установление причинно-следственных
взаимосвязей нашего мира; Содержательное
упорядочивание информации.
Для работы с детьми 6-7 лет необходимо
обратить их внимание на следующую характерную
сторону причинно-следственных связей–одно
и то же следствие может иметь несколько
причин. Например, гибель растущего цветка
может быть вызвана:
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка
Обобщение предметов по их функции
первоначально происходит главным
образом в процессе овладения
орудийными действиями. Во-первых, эти
действия являются значительно более
определенными и постоянными, чем
все другие виды действий, поэтому
они легче выделяются и фиксируются
в сознании ребенка. Во-вторых, предметы-орудия
становятся первыми носителями детских
обобщений – усвоив способ действия
с тем или иным предметом (ложкой,
палкой, карандашом), ребенок пытается
использовать это орудие в разнообразных
ситуациях, выделяя его обобщенное
значение. В-третьих, в орудийных
операциях гораздо рельефнее
выражена связь между различными
предметами, а именно связь орудия
с предметами, на которые направлено
его действие. Тем самым создаются
благоприятные предпосылки для
выделения этой связи и ориентировки
на нее.
Мышление, как внутренняя психическая функция, вначале отстает от практической деятельности ребенка. В раннем возрасте оно существует и развивается внутри этой практической деятельности: ребенок «мыслит», действуя одним предметом на другой, соотнося размеры и свойства разных предметов, устанавливая последовательность предметных действий и формируя образ своих действий. Овладение предметными действиями оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Как известно, обобщение предметов обычно происходит по их функциональному значению, а не по внешним, физическим признакам. Например, чашка – это предмет, из которого можно пить, независимо от ее цвета, размера, формы, веса и пр. Но именно эти чисто физические признаки являются более очевидными для ребенка при непосредственном восприятии и поэтому именно они являются первым основанием для классификации и обобщения предметов. В исследовании Н.Х. Швачкина изучались первые обобщения по присущим игрушкам свойствам и признакам. Работа проводилась двумя способами. При первом способе детям давали игрушки по их названиям и указывали их названия. После того как дети узнавали игрушки по их названиям, в эксперимент вводились такие же игрушки, но другого цвета и размера. При этом выяснялось, сумеют ли дети перенести (обобщить) названия первых игрушек на другие, отличающиеся только несущественными признаками. При другом способе детям предлагается комплект игрушек, и они усваивали не только их названия, но и их назначение путем овладения действиями с ним (совком дети насыпали песок, ведром зачерпывали воду и т.д.). После того как названия и способы действий с предметами усваивались, в игру также вводились такие же игрушки, но другого размера или цвета, а также выяснялись возможности обобщения. Оказалось, что вначале большинство детей после ознакомления с игрушками не смогли перенести названия на игрушки, окрашенные в другие цвета: красное и зеленое или большое и маленькое ведро были для них разными предметами. Но после того как эти игрушки включались в практические действия, дети без труда производили обобщение и могли абстрагироваться от несущественных различий предметов. Н.Х. Швачкин указывает на то, что быстрое абстрагирование от случайных признаков имело место только там, где дети в процессе игры применяли предметы в качестве орудий своей деятельности. В таком быстром абстрагировании от случайных признаков и в выделении способа действия в качестве основного и существенного признака и заключается основное преимущество второго способа формирования обобщений. На основе исследования Швачкина выделяют три основные ступени:
1 ступень – характерны ранние
наглядные обобщения, при
2 ступень – ребенок на основе
своих действий начинает
3 ступень – начитают
С.Л. Новоселова предлагает термин «функционально-предметное
образование», который отражает жесткую
связь между действием и
Развитие речи в развитии мышления ребенка
Уровень развития мышления и обобщения
ребенка определяется не только его
предметными действиями, но и развитием
его речи.
Овладению речью, которое происходит в раннем возрасте, производит целую революцию в психической жизни ребенка. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Овладению речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуационной связанности и позволяет строить свой внутренний мир. В отличие от любого другого сигнала вокализации, слово – это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятия. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и конечно, общения. Ребенок овладевает речью в общении со взрослыми. Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное на передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений. А это предполагает уже не просто говорение, но обязательно обобщение. Оказывается, что обобщение необходимо предполагает обобщение и развитие словесного значения.