Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:37, контрольная работа
Многосторонность научных подходов к сущности моделирования и отсутствие обобщенной методической основы его развития у дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов ДОУ о возможности применения модели, фрагментарное, не всегда целесообразное ее использование в работе с детьми. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе воспитания и обучения указывают на необходимость дополнительного изучения педагогических условий развития моделирования, разработки форм самостоятельного и совместного со взрослым детского моделирования в процессе освоения свойств и отношений предметов.
Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста………………………..5
2. Способы познания свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………..10
3. Сущность метода моделирования……………………………………………….15
4. Особенности освоения модели и моделирования детьми дошкольного возраста как средством познания свойств и отношений предметов………………………17
Заключение ………………………………………………………………………….23
Приложение: Обследование детей старшей группы по разделу «Первые шаги в математику»………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………….29
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я
Р А Б О Т А
по дисциплине: «Теория и методика математического развития ребенка»
на тему: «Познание
свойств и отношений предметов
детьми дошкольного возраста через
использование моделей и
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста………………………..5
2. Способы познания свойств и отношений
предметов детьми дошкольного возраста.
…………………………………………………………………………….
3. Сущность метода моделирования……………………………………………
4. Особенности освоения модели и моделирования детьми дошкольного возраста как средством познания свойств и отношений предметов………………………17
Заключение ………………………………………………………………………….
Приложение: Обследование
детей старшей группы по разделу «Первые шаги в математику»…………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Математическое
образование в дошкольные годы
связано с формированием
Для
математического развития
Элементарные
математические представления
Проблема совершенствования
познавательной деятельности детей, поиска
эффективных средств ее развития,
являясь уже традиционной, актуальна
и для современной психолого-
В психолого-педагогических
исследованиях изучены
Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей и активное участие в процессе моделирования.
Сложность в решении вопросов применения модели в обучении продиктованы неоднозначным пониманием сущности моделирования в современных исследованиях (как метода, средства обучения, знаково-символической деятельности, интеллектуальной способности); различиями в подходах к соотношению реального и идеального.
Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должной мере предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоения действительности. Большинство программ и технологий предусматривают лишь фрагментарное использование моделей, развитие обособленных, необобщенных умений моделировать на конкретном ограниченном содержании.
Следует отметить, что недостаточно полно изучены соотношение реального и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоения модели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенности освоения модели как средства знаково-символической деятельности. Недостаточно представлена в работах связь освоения модели как средства познания свойств и отношений предметов и средства знаково-символической деятельности.
Многосторонность научных подходов к сущности моделирования и отсутствие обобщенной методической основы его развития у дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов ДОУ о возможности применения модели, фрагментарное, не всегда целесообразное ее использование в работе с детьми. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе воспитания и обучения указывают на необходимость дополнительного изучения педагогических условий развития моделирования, разработки форм самостоятельного и совместного со взрослым детского моделирования в процессе освоения свойств и отношений предметов.
Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается сразу после рождения и заканчивается с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.
Умственное и психическое развитие ребенка невозможно без познавательной деятельности. Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.
Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.
Знакомство с окружающим миром особенно быстрыми темпами происходит на первом году жизни ребенка. Только родившись, малыш познает, что такое свет и звук. С двухнедельного возраста он способен на несколько секунд фиксировать взгляд на лице или предмете, а чуть позже он начинает узнавать родные лица, наблюдать за игрушками, трогать их. Задание родителей на этом этапе – обеспечить кроху новыми впечатлениями, помочь ему развиваться и познавать окружающее. Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Например, к году у малыша уже достаточно сформированы элементарные представления об окружающем мире и даже самом себе. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в свойствах предметов, у него развиваются первичные формы мышления и зарождаются интеллектуальные способности. Закладываются предпосылки логико-математического развития. Познавательная активность возрастает.
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.
В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами.
От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.
Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).
Ведущее значение в развитии
сенсорных процессов ребенка-
Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.
В этом возрасте ребенок
начинает использовать символические
представления предметов и
Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.
Символическая функция (качественно новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних опорах - игровые, изобразительные и другие символы.
Мышление младшего дошкольника отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.
В младшем дошкольном
возрасте у ребенка начинают формироваться
представления о пространстве, времени,
числе. В силу особенностей мышления
ребенка его представления
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Восприятие ребенка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.
Благодаря различным видам деятельности, и прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.
Ориентировка в старшем
дошкольном возрасте представлена как
самостоятельная деятельность, которая
развивается чрезвычайно