Познание свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста через использование моделей и моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 15:37, контрольная работа

Краткое описание

Многосторонность научных подходов к сущности моделирования и отсутствие обобщенной методической основы его развития у дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов ДОУ о возможности применения модели, фрагментарное, не всегда целесообразное ее использование в работе с детьми. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе воспитания и обучения указывают на необходимость дополнительного изучения педагогических условий развития моделирования, разработки форм самостоятельного и совместного со взрослым детского моделирования в процессе освоения свойств и отношений предметов.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста………………………..5
2. Способы познания свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………..10
3. Сущность метода моделирования……………………………………………….15
4. Особенности освоения модели и моделирования детьми дошкольного возраста как средством познания свойств и отношений предметов………………………17
Заключение ………………………………………………………………………….23
Приложение: Обследование детей старшей группы по разделу «Первые шаги в математику»………………………………………………………………………….25
Список используемой литературы………………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

контр по матем. предст..doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я

Р А Б О Т А

по дисциплине: «Теория и методика математического развития ребенка»

 

на тему: «Познание  свойств и отношений предметов  детьми дошкольного возраста через  использование моделей и моделирования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………. 3

1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста………………………..5

2. Способы познания свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста. ……………………………………………………………………………..10

3. Сущность метода моделирования……………………………………………….15

4. Особенности освоения модели и моделирования детьми дошкольного возраста как средством познания свойств и отношений предметов………………………17

Заключение ………………………………………………………………………….23

Приложение: Обследование детей старшей группы по разделу «Первые шаги в математику»………………………………………………………………………….25

Список используемой литературы………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Математическое  образование в дошкольные годы  связано с формированием элементарных  математических представлений, с сенсорным и умственным развитием. Своевременному и полноценному освоению математического содержания способствует расширение кругозора, речевое развитие, интерес к окружающему и появление любознательности, инициативности, самостоятельности и многих других качеств.

       Для  математического развития чрезвычайно  важным является именно оперирование  полученными знаниями и навыками  в игровой, продуктивной, познавательной  деятельности, в житейских ситуациях.  Это актуализирует сложившиеся  представления, т. е. делает их значимыми, необходимыми, полезными самому ребенку.

       Элементарные  математические представления и  способы действий, с помощью которых  они могут познавать и оперировать  этими представлениями, составляют  систему знаний для дошкольников.

Проблема совершенствования  познавательной деятельности детей, поиска эффективных средств ее развития, являясь уже традиционной, актуальна  и для современной психолого-педагогической науки (Венгер Л.А., Гальперин П.Я., Давыдов  В.В., Логинова В., Поддьяков Н.Н., Салмина H.T., Сапогова Е.Е., Суворова О.В., Ульенкова У.В.).

В психолого-педагогических исследованиях изучены структура  и генезис познания (Ананьев Б.Г., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Давыдов В.В., Рубинштейн); условия познавательного развития дошкольников (Логинова В.И., Крулехт M.B., Маневцова Л.М., Михайлова З.А. и др.); особенности становления отдельных компонентов и форм познания; разработаны методические основы их обогащения и формирования (Кондратьева Н.Н., Михайлова ЗА, Носова ЕА, Чуприкова Н.И.).

Одним из эффективных  средств, обеспечивающих успешность познания является использование детьми моделей  и активное участие в процессе моделирования.

Сложность в решении  вопросов применения модели в обучении продиктованы неоднозначным пониманием сущности моделирования в современных исследованиях (как метода, средства обучения, знаково-символической деятельности, интеллектуальной способности); различиями в подходах к соотношению реального и идеального.

Существующая практика дошкольного воспитания не всегда в должной мере предоставляет дошкольникам разнообразные средства освоения действительности. Большинство программ и технологий предусматривают лишь фрагментарное использование моделей, развитие обособленных, необобщенных умений моделировать на конкретном ограниченном содержании.

Следует отметить, что  недостаточно полно изучены соотношение реального и идеального в процессе познания, влияние стихийного опыта освоения модели на развитие умений использовать модель в деятельности, особенности освоения модели как средства знаково-символической деятельности. Недостаточно представлена в работах связь освоения модели как средства познания свойств и отношений предметов и средства знаково-символической деятельности.

Многосторонность научных  подходов к сущности моделирования и отсутствие обобщенной методической основы его развития у дошкольников определяют невысокий уровень представлений педагогов ДОУ о возможности применения модели, фрагментарное, не всегда целесообразное ее использование в работе с детьми. Данное состояние практики, а также, изменение подходов к взаимодействию взрослого и ребенка в процессе воспитания и обучения указывают на необходимость дополнительного изучения педагогических условий развития моделирования, разработки форм самостоятельного и совместного со взрослым детского моделирования в процессе освоения свойств и отношений предметов.

 

 

 

 

 

  1. Познавательное развитие детей дошкольного возраста

Познавательное развитие – непрерывный процесс. Он начинается  сразу после рождения и заканчивается  с последним вздохом. Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует, запоминает.

Умственное и психическое  развитие ребенка невозможно без  познавательной деятельности. Каждому  возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Все, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. Полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт. 

Познавательное развитие ребёнка можно разделить на два этапа: получение новой информации и формирование к ней личного отношения малыша.

Знакомство с окружающим миром особенно быстрыми темпами  происходит на первом году жизни ребенка. Только родившись, малыш познает, что такое свет и звук. С двухнедельного возраста он способен на несколько секунд фиксировать взгляд на лице или предмете, а чуть позже он начинает узнавать родные лица, наблюдать за игрушками, трогать их.  Задание родителей на этом этапе – обеспечить кроху новыми впечатлениями, помочь ему развиваться и познавать окружающее. Каждое новое умение дает ребенку возможность новых открытий и, чем старше юный исследователь, тем интенсивнее происходит развитие познавательных способностей. Например, к году у малыша уже достаточно сформированы элементарные представления об окружающем мире и даже самом себе. В этом возрасте ребенок начинает ориентироваться в свойствах предметов, у него развиваются первичные формы мышления и зарождаются интеллектуальные способности. Закладываются предпосылки логико-математического развития. Познавательная активность возрастает.

В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире.

В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно  новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь  в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др.), учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др. Восприятие постепенно вычленяется из предметного действия и начинает развиваться как самостоятельный, целенаправленный процесс со своими специфическими задачами и способами.

От манипуляции с  предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Зрительное восприятие становится в дошкольном возрасте одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. Умение рассматривать предметы формируется в младшем дошкольном возрасте.

Рассматривая новые  предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым  зрительным ознакомлением, а переходит  к осязательному, слуховому и  обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (цветов спектра, геометрических форм и др.).

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка-дошкольника  приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым  выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствует осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется  в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Однако в начале дошкольного возраста память имеет непроизвольный характер: ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

В этом возрасте ребенок  начинает использовать символические  представления предметов и событий. Благодаря этому он становится более свободным и независимым от поля восприятия и непосредственных контактов с окружающими предметами. Маленький ребенок умеет представлять объекты с помощью телесных движений (подражание, отсроченное во времени), ребенок постарше использует образы памяти (когда ищет спрятанный объект, то хорошо знает, что ищет). Однако наиболее высокая форма представления - это символы. С помощью символов можно представить как конкретные, так и абстрактные предметы.

Ребенок начинает думать о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами, создавать фантастические представления об объектах, которые никогда не встречались в его опыте; у него формируется умение мысленно воспроизводить скрытые части предмета на основе видимых его частей и оперировать образами этих скрытых частей.

Символическая функция (качественно  новое достижение в умственном развитии ребенка младшего дошкольного возраста) знаменует собой зарождение внутреннего  плана мышления, который в этом возрасте еще нуждается во внешних  опорах - игровые, изобразительные и другие символы.

Мышление младшего дошкольника  отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально  все, что существует. Поэтому ему  трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Ему свойственны анимистические представления: все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета и, ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит. В этом возрасте дети еще с трудом соотносят цель и те условия, в которых она дана. Они легко теряют основную цель.

В младшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться  представления о пространстве, времени, числе. В силу особенностей мышления ребенка его представления также  своеобразны и качественно отличны  от представлений более старших  детей.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Восприятие ребенка  теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам  изобразительной деятельности и  конструированию, ребенок отделяет свойства предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребенка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности, и у ребенка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Таким образом, ребенок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется.

Благодаря различным  видам деятельности, и прежде всего  игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из репродуктивного, воспроизводящего, оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы.

Ориентировка в старшем  дошкольном возрасте представлена как  самостоятельная деятельность, которая  развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные  способы ориентации, такие, как экспериментирование  с новым материалом и моделирование.

Информация о работе Познание свойств и отношений предметов детьми дошкольного возраста через использование моделей и моделирования