Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:11, статья
В статье сосредоточено внимание на взаимосвязи формирования новой образовательной парадигмы и поликультурной подготовки будущих преподавателей, а также на стратегических законодательных и образовательных документах Украинского государства, в которых декларируются принципы многоэтничности и поликультурности. Указано на необходимость подготовки будущих учителей в соответствии с национально-культурными и европейскими ценностями.
Павленко Е.А. Поликультурная
подготовка будущих преподавателей
в условиях новой образовательной
парадигмы /Е.А. Павленко: материалы IХ
международной научно-
УДК 378.1
Е. А. ПАВЛЕНКО
канд. пед. наук, доцент,
действительный член АПСС
Украина, г. Кривой Рог
Е.А. PAVLENKO
associate professor,
candidate of pedagogical science,
actual member of Association of
professor of the Slavik countries
ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Аннотация. В статье сосредоточено внимание на взаимосвязи формирования новой образовательной парадигмы и поликультурной подготовки будущих преподавателей, а также на стратегических законодательных и образовательных документах Украинского государства, в которых декларируются принципы многоэтничности и поликультурности. Указано на необходимость подготовки будущих учителей в соответствии с национально-культурными и европейскими ценностями.
Summary. Pavlenko Е. А. «Multicultural preparing of future teachers in conditions of new educational paradigm» Article\s attention is concentrated at connection of forming new educational paradigm and multicultural preparing of future teachers; also at strategic legislative and educational documents of Ukraine’s state, in which principles of multiculturalism and multi-ethnicity are declared. Necessity of future teacher’s preparing in appliance with national cultural standards and European valuables is specified.
Постановка проблемы. В соответствии со Стратегией интеграции Украины в Европейский Союз наряду с другими направлениями европейской интеграции (политическим, экономическим, правовым) особое место в реализации интеграционных процессов занимает культурно-образовательное направление. Культурно-образовательное направление предусматривает внедрение европейских норм и стандартов в образование и науку на основе согласования положений системы высшего образования; расширения собственных достижений в области образования в Европейском Союзе.
Реалии современности требуют поликультурной воспитанности социально детерминированной личности. В связи с этим, реагируя на смены целей образования, педагогическая наука поддерживает разработку и перспективы гуманистической парадигмы образования. Становление новой образовательной парадигмы в украинском социуме происходит в условиях глобализации, роста влияния этнокультурного фактора, перехода к информационному обществу. Сложной и фундаментальной остается проблема сохранения и развития духовных приоритетов, формирования личности в рамках системы образования, что создает предпосылки для модернизации педагогического образования, подготовки будущих учителей, поиска путей приобретения индивидом личностных и социальных качеств в соответствии с национально-культурными и европейскими ценностями.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научных источников позволяет говорить о парадигмальной образовательной революции. Значительный вклад в обоснование необходимости новых парадигмальных основ системы образования привнесли философские исследования культуры. Это работы В. Бескина, В. Чудновского, В. Библер, В. Воловик, П. Гуревич, Е. Ильенкова, А. Касьян и др. В работах М. Бубер, В. Зинченко, С. Кайдакова, В. Конева, Е. Шиянова и др. отражены аспекты придания образованию онтологического экзистенционального измерения в рамках современной культуры, что принципиально изменяет методологию образовательной практики в рамках нового философского видения социальной сущности образования,
Анализ научной литературы говорит о том, что в научных работах затрагиваются такие проблемы, как смена ценностных ориентаций молодежи в процессе обучения, становление их духовного мира, взаимосвязь этих процессов с общим развитием украинского общества. В частности это статьи В. Вашкевича, Д. Дзвинчука, В. Малимона.
Необходимо отметить, что в современных условиях, когда осуществляется разработка, обоснование новой парадигмы образования, значительное место, в связи с этим, отводится проблеме профессиональной подготовки будущего учителя. Анализ работ, в которых рассматривается проблема профессиональной подготовки будущего учителя, свидетельствует о том, что она достаточно разработана. Однако, учитывая то, что современное украинское общество является многонациональным, вопросы подготовки педагогов к профессиональной деятельности в поликультурной среде, в которой будет осуществлять свою деятельность работник образования, остаются еще недостаточно исследованными. Так, о недостаточной подготовке учителей к деятельности в поликультурной среде отмечают исследователи В. Дорохова, А. Ткачук, Л. Волык. Они обращают внимание на необходимость выше указанной подготовки будущих учителей в стенах вуза, так как это определено потребностями современной и будущей поликультурной школы. К. Аджиева также указывает на неудовлетворительное состояние формирования толерантной сознательности и поведения педагога. Исследовательница предлагает определить новые подходы к проектированию содержания профессиональной деятельности учителя, где бы особенное значение уделялось формированию толерантности, в том числе и в сфере межэтнических отношений. Она убеждена, что понимание, принятие другого человека - необходимый компонент общей культуры человека.
Таким образом, теоретический анализ работ ученых, которые относятся к проблеме подготовки будущих учителей к поликультурной деятельности, еще не нашли достаточного отражения в педагогической теории и практике, что требует дальнейшего поиска.
Изложение основного материала. В условиях многонациональной среды Украины система образования должна быть направлена на формирование личности, которая готова к межкультурному взаимодействию, что предусматривает восприятие культурного плюрализма, способность ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, формирование мировоззренческих позиций и собственной системы культурных ценностей, духовную гибкость, позитивное отношение и уважение к Человеку независимо от национального происхождения. В связи с этим, выдвигаются качественно новые требования к подготовке педагогических кадров, которые будут работать в поликультурной среде. Именно педагог является тем проводником культурного наследия этносов, наций, сообществ, который призван приобщать будущее поколение к многоаспектным культурным ценностям, традициям, воспитывать молодое поколение в духе взаимоуважения, взаимопонимания, толерантности.
По-сути, проблемы жизнедеятельности в поликультурной среде, межкультурного взаимодействия, толерантности всегда были актуальны, но особенно данные проблемы актуализировались в связи глобализацией образования, поиском новой образовательной парадигмы.
Мы также приобщились к данной проблеме, что отражено в авторских научных работах (см. автор. раб. – 3; 4; 5). Нами было определено, что кризис образования приобрел глобальные масштабы, и связан со сменой роли образования в современном мире. Осознание кризиса образования началось еще с конца 60-х годов прошлого столетия после выхода в свет известной книги Ф. Кумбса. Встреченный сначала с непониманием, ныне термин «кризис образования» используется во всех странах. Мировой кризис образования, кроме девальвации традиционных социальных ценностей и поиска нового мировоззрения, характеризуется растущей разницей в уровне и качестве образования между богатыми и бедными странами, а также, в рамках страны, между социальными слоями. Продолжительность «кризиса», который, согласно Ф. Кумбсу, начался с конца сороковых годов прошлого столетия и тянется до сегодняшних дней, позволяет высказать утверждение, что то, что принято определять этим термином, является не каким-то «переходным процессом», а имеет, к сожалению, устойчивое состояние.
Кризис образовательной
Если раньше кризис образования имел институциональный характер, требовал приспособления школы и вуза к конкретным общественным потребностям, то ныне кризис образования имеет личностный характер. У человека теперь должны быть сформированы не только способность к определенным видам деятельности, а и способность освобождаться от уже усвоенных, овладевая новыми (даже в рамках одной профессии), и, самое главное, человек должен сформироваться как личность с выраженной индивидуальностью и уметь оставаться самим собою, несмотря на все социальные неблагополучия и проблемы. Это резко повышает значение общечеловеческих ценностей, которые в известном смысле противостоят групповым ценностям (классовым, национальным, клановым, профессиональным и т.п.), и в условиях движения человечества к мировой цивилизации выступают все более значимыми при разработке педагогических идеалов и целей. Человечество сегодня являет единое целое. Изолированное развитие какой-либо страны или народа теперь не только не целесообразно, а и просто невозможно. Не противостояние миру, а единение с ним - вот главный вектор развития любой страны. Обеспечить переход к новому этапу развития человечества интеллектуальной энергией и моральными ориентирами поможет только образование.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить об актуальности и перспективности проблемы поликультурности, которая обусловлена определенными факторами. Это: утверждение во всех сферах жизнедеятельности человека и общества общих цивилизационных тенденций сближения наций, народов, государств на основе создания единого экономического, образовательного, культурного, информационного пространства в условиях евроинтеграционных процессов и одновременно сохранение, и усиление этнокультурного компонента украинского общества. В связи с этим усиливается внимание к поликультурной подготовке будущих педагогов. Современные тенденции поликультурной подготовки будущих педагогов исследуют как отечественные (Н. Авшенюк, И. Бех, В. Болгарина, А. Дубовик, И. Лощенова, О. Сухомлинская и др.), так и зарубежные исследователи (П. Вебер, А. Джуринский, В. Миттер, А. Перотти, Т. Рюлькер и др.).
Отечественные и зарубежные исследователи (А. Перотти, Л. Пуховская, С. Черепанова) отмечают усиление международной составляющей развития отдельных элементов образования - национальных и региональных образовательных систем. Это не означает утрату ими своей самобытности. Речь идет о том, что в процессе межкультурного взаимодействия происходит формирование новой международной образовательной среды, где в наиболее эффективных формах могли бы реализоваться национальные интересы действующих в ней участников и осуществляться общие поиски решения проблем, которые имеют жизненно-важное значение для человеческой цивилизации в целом [6, с. 8-9].
Как указывает профессор Л. В. Кондрашова: «Возникают новые требования к личности, человеку-труженику, который должен обладать способностью понимания возникших ситуаций, синтезировать новые знания, владеть способами творческой деятельности, быть готовым к диалогу различных культур, к самоопределению и самореализации в системе отношений «Человек – мир» [2, с. 6].
Считаем необходимым уделить внимание и указать на то, что в стратегических законодательных и образовательных документах нашего государства (Конституции Украины, законах «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании», Национальной доктрине развития образования и др.) декларируются принципы многоэтничности и поликультурности. Ставятся задачи, направленные на развитие фундаментальной подготовки будущего учителя на основе усвоения духовной сокровищницы украинского народа, онтологических, гностических и аксиологических компонентов целостной поликультурной картины мира. В связи с этим особенное значение приобретает развитие духовности будущего учителя, что предусматривает формирование у него духовных потребностей, усвоения универсальных духовных ценностей, ориентированных на гуманистические и демократические идеи. Этот процесс связан с формированием поликультурного мировоззрения, что обуславливает такую организацию жизни и профессиональной деятельности, в которой педагог должен быть открытым к восприятию культур других народов. Национальное при этом приобретает признаки фундаментальности, поскольку поликультурное социальное, в частности и образовательное пространство, должно функционировать как целостная система полилога культур, как на общегосударственном уровне, так и ее отдельных регионов. Вместе с этим отметим, что за годы независимости Украинского государства были созданы благоприятные условия для возрождения системы образования национальных меньшинств, что также требует усовершенствования профессионального педагогического образования с учетом поликультурных особенностей.
Выводы. Приоритетной задачей современного образования является разработка и формирование новой парадигмы, которая должна быть ориентирована на личностные интересы и на тенденции современного общественного развития. Развитие Украинского государства на современном этапе определяется относительно общего контекста европейской интеграции с ориентацией на фундаментальные общечеловеческие ценности. Одной из стратегических задач модернизации высшего образования в Украине, в контексте требований единого европейского образовательного пространства, является развитие образовательных систем, в том числе профессионально-педагогических систем подготовки будущих учителей. В контексте таких изменений педагогическое образование рассматривается не только, как отдельная уникальная сфера подготовки новой генерации учителей, а и как исключительно важный ресурс развития интеллектуального потенциала нации. От личностных качеств учителя и уровня его подготовки зависит не только качество школьного образования, а и уровень духовной культуры общества, утверждения демократических ценностей и процессов, которые происходят в стране. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей должна быть наполнена культурными смыслами и быть поликультурной по своему содержанию.