Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:07, реферат
Целью данной работы является определить основные направления модернизации политической системы Китая.
Задачи работы: 1) Рассмотреть понятие теории модернизации,
основные критерии теории модернизации и этапы ее развития. 2) Выявить теоретические предпосылки модернизации политической системы КНР, изучить ее эволюцию.
2.2 Программа модернизации Дэн Сяопина
Дэн Сяопин - китайский политик и реформатор, деятель Коммунистической партии Китая. Дэн никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.
Дэн Сяопина в ходе развернувшегося в
1975 г. "всестороннего упорядочения"
важнейших сфер жизни страны поставил
задачи по созданию эффективной системы
управления, включавшей реформирование
системы взаимоотношений центра и мест,
упрощение административного аппарата,
"восстановление и оздоровление"
нормативной базы и в первую очередь внедрение
"системы ответственности" и принципа
распределения по труду.
В полной мере приступить к осуществлению
программы модернизации Дэн Сяопину удалось
только после обеспечения необходимых
для этого политических условий, связанных
с отстранением от власти "банды четырех".
На состоявшемся в декабре 1978 г. третьем
пленуме ЦК КПК 11-го созыва было принято
решение об отказе от политической установки
на ведение "классовой борьбы" в качестве
главной задачи и о переносе центра тяжести
партийной работы на осуществление социалистической
модернизации.
После пленума
Дэн Сяопином был выдвинут ряд ключевых
теоретических и программных положений
стратегии реформ, прежде всего о необходимости
реформирования производственных отношений
и надстройки, препятствующих ускоренному
развитию производительных сил. Согласно
этим положениям, реформирование экономической
системы должно было начаться в деревне
и сопровождаться отвечающим задачам
модернизации реформированием политической
системы. Реформа, по Дэн Сяопину, означает
не отказ от созданной в КНР социалистической
системы, а совершенствование экономической
и политической систем социализма. Отвергая
догматический подход, Дэн Сяопин подчеркивал,
что и план, и рынок - это лишь инструменты
экономической политики, которые могут
использоваться и при социализме, и при
капитализме.
На XII съезде
КПК в 1982 г. Дэн Сяопин выдвинул развернутое
изложение курса на строительство социализма
с китайской спецификой, в котором ставилась
задача создания материальной основы
модернизации путем учетверения совокупного
объема промышленности и сельского хозяйства,
предлагалось активно использовать рыночные
отношения в деле развития экономики,
делался акцент на независимости и самостоятельности
как главной внешнеполитической гарантии
нормального хода реформ, и на учете китайской
специфики как отправной точки при определении
стратегии модернизации.
На третьем
пленуме ЦК КПК 12-го созыва в 1984 г. тезис
об использовании рыночных отношений
при социализме получил дальнейшее развитие:
экономика КНР стала теперь определяться
как плановая товарная экономика на основе
общественной собственности и принято
решение о переносе центра тяжести реформы
из деревни в город. Оценивая значение
пленума как фактически всестороннюю
реформу, затрагивающую все основные сферы
жизни общества, Дэн Сяопин на первое место
ставил необходимость реформирования
политической системы, направленной на
искоренение бюрократизма и порождаемой
им коррупции. При этом подчеркивалось,
что реформа политической системы не имеет
ничего общего с политической либерализацией
по западному образцу. Исходя из того,
что главным внутренним условием нормального
хода модернизации является стабильность,
он отводил Компартии Китая особую роль
в политической жизни страны, видя в ней
единственную силу, способную разрешать
порождаемые реформой противоречия и
тем самым обеспечивать необходимую стабильность.
На XIII съезде КПК в 1987 г. было выдвинуто
принципиальное положение о том, что КНР
находится на начальной стадии социализма
в силу обусловленной объективными историческими
обстоятельствами социально-экономической
отсталости страны, преодоление которой
потребует длительного времени.
После анализа
кризисной ситуации, охватившей в 1989 г.
весь социалистический мир, включая и
КНР, Дэн Сяопин во время инспекционной
поездки на юг Китая в начале 1992 г. делает
выводы о необходимости дальнейшего ускорения
реформ и развития на основе расширения
сферы действия рыночных отношений. Проводимый
с конца 70-х годов курс он предложил поддерживать
практически на протяжении всего периода
социалистической модернизации . Развивая
реформу, руководство КНР во главе с Дэн
Сяопином совершило на третьем пленуме
ЦК КПК 14-го созыва в 1993 г. теоретический
"прорыв", объявив о соединении рыночной
экономики с социализмом.
Вместе с тем
была активизирована идеологическая работа,
которая в соответствии с решениями шестого
пленума ЦК КПК 14-го созыва (1996 г.) была
направлена на пропаганду теории Дэн Сяопина
о строительстве социализма с китайской
спецификой, воспитание китайского народа
в духе "государственного патриотизма",
тесно связанного с "коллективизмом
и социализмом", а также на борьбу с
"зарубежными враждебными силами",
пытающимися "вестернизировать"
Китай.
Окончательное завершение в виде сложившейся
теоретической системы курс Дэн Сяопина
на осуществление социалистической модернизации
получил на XV съезде КПК в 1997 г., на котором
теория Дэн Сяопина была официально объявлена
идейно-теоретической платформой партии.
В развитие идей Дэн Сяопина о всемерном
использовании в интересах экономического
строительства рыночных отношений на
съезде было принято решение об акционировании
государственных крупных и средних предприятий
в интересах повышения их экономической
эффективности при сохранении ведущей
роли общественной собственности путем
закрепления за государством контрольных
пакетов акций реформируемых предприятий.
В выступлении на съезде Цзян Цзэминь
призвал поощрять развитие индивидуального
и частного капитала, который рассматривается
в качестве важной составляющей части
социалистической рыночной экономики.
Решения съезда были отражены в виде соответствующих
изменений в Уставе КПК и впоследствии,
на мартовской 1999 г. сессии ВСНП, в Конституции
КНР.
Дэн Сяопин
во всем следовал принципу "исходить
из практики. Ключевым вопросом политики
модернизации страны он считал подъем
производительных сил, основным методом
руководства у него по сути являлся учет
материальных интересов, реализуемых
через механизм рыночных отношений. Отсюда
- широкое внедрение семейного подряда
в деревне вместо народных коммун, основанных
на внеэкономическом принуждении, многообразие
форм собственности в экономике города
и деревни, внедрение принципа распределения
по труду, выдвижение установки на целесообразность
достижения зажиточности первоначально
частью населения и регионов, отход от
ненужной зацентрализованности сферы
управления, курс на всемерное развитие
науки и техники как первой производительной
силы, широкая экономическая, внешнеполитическая
и культурная интеграция с внешним миром.
Дэн Сяопин разработал основные принципы современного «китайского пути к социализму», которых и сегодня продолжает придерживаться китайское руководство. Они достаточно просты:
• ориентация на национальные традиции и особенности Китая при строительстве социализма;
• борьба с догматизмом: практика — критерий истины;
• первоочередное внимание к развитию науки и техники;
• ориентация на длительный характер общественных реформ (что связано с экономической и культурной отсталостью страны);
• особый акцент на развитии экономики и производительных сил;
• использование рыночной экономики при общих социалистических принципах управления;
• создание специальных экономических зон как средства привлечения иностранного капитала и передовых технологий;
• принцип политической открытости для внешнего мира. Современные китайские политики подчеркивают, что главная задача китайского социализма — модернизация при сохранении жизнестойкости одной из древнейших цивилизаций на земле. Китай лишь использует социалистические методы, рассматривая их не как социальную модель общества, а как своеобразную форму, ускоряющую модернизацию страны. Вот почему политическая культура этой страны так и не стала «социалистической» (в привычном марксистском значении, где ее формирует «ведущая и направляющая» роль пролетариата во главе с компартией), оставшись глубоко традиционной.
2.3 . Логика китайской модернизации
Модернизация Китая, начало которой положили “опиумные" войны, и в дальнейшем оказалась решающим образом связана с внешними факторами, определявшими ее стратегические цели и параметры преобразовательных импульсов. Исчезновение вызванного классовой идентичностью
противостояния двух систем вывело на арену исторического процесса глобализацию, превратившуюся в конце ХХ в. в важнейший фактор мирового развития. Изменившийся характер внешних условий был зафиксирован КПК, охарактеризовавшей теорию Дэн Сяопина как соединение марксизма не только с практикой Китая, но и спецификой современной эпохи, “вскрывшее сущность социализма”.
В этих условиях КПК необходимо было вновь определить характер
внешнего влияния, учитывая уже не борьбу капитализма и социализма,
а тенденции мирового развития, особенно взаимоотношения Восток-
Запад. Расширение сферы противостояния за счет культуры способствовало поискам идентичности в реконструкции национальной традиции, стихийно воспроизводившейся большинством элементов общественной жизни. В социализме, таким образом, было найдено не оптимистическое продолжение европейского развития, а цивилизационная перспектива Востока.
В начале XXI в. в Китае сложилась общественная система, которая,
структурно отличаясь от западной, стремится быть адекватной требованиям современного мира. Основные контуры этой системы изначально
были присущи социализму – авангардная партия подходила для мобилизационного развития и была близка традициям бюрократического
управления, а предлагаемая ею централизованная плановая экономика
соответствовала задачам текущего развития. Однако в процессе функционирования этой системы вскрылись недостатки: высокая социально-
политическая активность, мобилизуемая в ходе массовых общественных кампаний, дестабилизировала ситуацию, сдерживая экономический
рост, а повышению темпов с помощью рыночных механизмов мешали идеологические принципы.
Стихийное возрождение конфуцианских норм, на определенном
этапе поддержанное властью, ослабило социальное напряжение, а предпринятые КПК внутренние преобразования преодолели революционный
радикализм и инерцию партийного догматизма, превратив партию в
признанный институт государственного управления. В итоге, китайская
цивилизация восстановила традиционный принцип регулирования общественной жизни – не через авторитет силы, а через силу авторитета и
традиции.
Целью Китая на нынешнем этапе является уже не соответствие
конкретному примеру или теоретически обоснованной модели, а поиск новой стратегии развития, формирующей новую идентичность. Опыт
социалистического строительства, интегрировавшего западную индустриальную культуру в национальные традиции и создавшего феномен
мобилизационности, стал основой для такого движения. Проводимая
КПК политика модернизации стала приобретать новые черты, превращаясь из единовременного акта приведения реформируемого организма
в соответствие определенным критериям в тип развития, стремящийся к
постоянно повышающейся планке мирового уровня – “соответствию
времени”.
Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа, которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные процессы и состояния развивающихся обществ.
Правомерным считаем сделать вывод о том, что стратегия модернизации политической системы КНР на первоначальном этапе строительства социализма опирается на концепцию социалистической демократии с китайскими характеристиками. Она органично вписывается в общую теорию строительства социализма с китайскими характеристиками и является развитием идей о народовластии.
Модернизация политической системы в условиях Китая не предполагает насильственного слома существующего тоталитарного режима, который по всем партийным и государственным документам определяется как строй социалистической демократии с китайскими характеристиками. Однако такое определение имеет свое научное обоснование: критерием эффективности социалистической демократии в Китае признается общественно-политическая практика, основанная на строгом учете существующих реалий. Именно в рамках общественно-политической практики на сегодняшний день в КНР достигнуты важные результаты синтеза китайской и западной политической традиции
Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интернет: http://read.virmk.ru/DISSER/
2. Интернет: http://www.tellur.ru/~
3. Интернет: www.referats.info/bank-
4. . Интернет: Материал из Википедии — свободной энциклопедии URL
http://ru.wikipedia.org
5. Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. – М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. С. 6.
6. Купряшин Г.Л. Политическое развитие. // Кентавр. 1994. № 2. С. 119.
7. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.,
ПИМ. 2005. (22,7 а.л.)
8. Сосковец Л.И. Социально-политическая система КНР: учебное пособие/ C.42