Политическая модернизация Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 18:07, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определить основные направления модернизации политической системы Китая.
Задачи работы: 1) Рассмотреть понятие теории модернизации,
основные критерии теории модернизации и этапы ее развития. 2) Выявить теоретические предпосылки модернизации политической системы КНР, изучить ее эволюцию.

Вложенные файлы: 1 файл

modernizaciya_politicheskoi_sistemy_kitaya.docx

— 55.67 Кб (Скачать файл)

 

2.2  Программа модернизации Дэн Сяопина

 

Дэн Сяопин - китайский политик и реформатор, деятель Коммунистической партии Китая. Дэн никогда не занимал пост руководителя страны, но был фактическим руководителем Китая с конца 1970-х до начала 1990-х гг.

  Дэн Сяопина в ходе развернувшегося в 1975 г. "всестороннего упорядочения" важнейших сфер жизни страны поставил задачи по созданию эффективной системы управления, включавшей реформирование системы взаимоотношений центра и мест, упрощение административного аппарата, "восстановление и оздоровление" нормативной базы и в первую очередь внедрение "системы ответственности" и принципа распределения по труду.  
В полной мере приступить к осуществлению программы модернизации Дэн Сяопину удалось только после обеспечения необходимых для этого политических условий, связанных с отстранением от власти "банды четырех". На состоявшемся в декабре 1978 г. третьем пленуме ЦК КПК 11-го созыва было принято решение об отказе от политической установки на ведение "классовой борьбы" в качестве главной задачи и о переносе центра тяжести партийной работы на осуществление социалистической модернизации.  
         После пленума Дэн Сяопином был выдвинут ряд ключевых теоретических и программных положений стратегии реформ, прежде всего о необходимости реформирования производственных отношений и надстройки, препятствующих ускоренному развитию производительных сил. Согласно этим положениям, реформирование экономической системы должно было начаться в деревне и сопровождаться отвечающим задачам модернизации реформированием политической системы. Реформа, по Дэн Сяопину, означает не отказ от созданной в КНР социалистической системы, а совершенствование экономической и политической систем социализма. Отвергая догматический подход, Дэн Сяопин подчеркивал, что и план, и рынок - это лишь инструменты экономической политики, которые могут использоваться и при социализме, и при капитализме.  
         На XII съезде КПК в 1982 г. Дэн Сяопин выдвинул развернутое изложение курса на строительство социализма с китайской спецификой, в котором ставилась задача создания материальной основы модернизации путем учетверения совокупного объема промышленности и сельского хозяйства, предлагалось активно использовать рыночные отношения в деле развития экономики, делался акцент на независимости и самостоятельности как главной внешнеполитической гарантии нормального хода реформ, и на учете китайской специфики как отправной точки при определении стратегии модернизации.  
         На третьем пленуме ЦК КПК 12-го созыва в 1984 г. тезис об использовании рыночных отношений при социализме получил дальнейшее развитие: экономика КНР стала теперь определяться как плановая товарная экономика на основе общественной собственности и принято решение о переносе центра тяжести реформы из деревни в город. Оценивая значение пленума как фактически всестороннюю реформу, затрагивающую все основные сферы жизни общества, Дэн Сяопин на первое место ставил необходимость реформирования политической системы, направленной на искоренение бюрократизма и порождаемой им коррупции. При этом подчеркивалось, что реформа политической системы не имеет ничего общего с политической либерализацией по западному образцу. Исходя из того, что главным внутренним условием нормального хода модернизации является стабильность, он отводил Компартии Китая особую роль в политической жизни страны, видя в ней единственную силу, способную разрешать порождаемые реформой противоречия и тем самым обеспечивать необходимую стабильность.  
На XIII съезде КПК в 1987 г. было выдвинуто принципиальное положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма в силу обусловленной объективными историческими обстоятельствами социально-экономической отсталости страны, преодоление которой потребует длительного времени.  
         После анализа кризисной ситуации, охватившей в 1989 г. весь социалистический мир, включая и КНР, Дэн Сяопин во время инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г. делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений. Проводимый с конца 70-х годов курс он предложил поддерживать практически на протяжении всего периода социалистической модернизации . Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на третьем пленуме ЦК КПК 14-го созыва в 1993 г. теоретический "прорыв", объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.  
         Вместе с тем была активизирована идеологическая работа, которая в соответствии с решениями шестого пленума ЦК КПК 14-го созыва (1996 г.) была направлена на пропаганду теории Дэн Сяопина о строительстве социализма с китайской спецификой, воспитание китайского народа в духе "государственного патриотизма", тесно связанного с "коллективизмом и социализмом", а также на борьбу с "зарубежными враждебными силами", пытающимися "вестернизировать" Китай.  
Окончательное завершение в виде сложившейся теоретической системы курс Дэн Сяопина на осуществление социалистической модернизации получил на XV съезде КПК в 1997 г., на котором теория Дэн Сяопина была официально объявлена идейно-теоретической платформой партии. В развитие идей Дэн Сяопина о всемерном использовании в интересах экономического строительства рыночных отношений на съезде было принято решение об акционировании государственных крупных и средних предприятий в интересах повышения их экономической эффективности при сохранении ведущей роли общественной собственности путем закрепления за государством контрольных пакетов акций реформируемых предприятий. В выступлении на съезде Цзян Цзэминь призвал поощрять развитие индивидуального и частного капитала, который рассматривается в качестве важной составляющей части социалистической рыночной экономики. Решения съезда были отражены в виде соответствующих изменений в Уставе КПК и впоследствии, на мартовской 1999 г. сессии ВСНП, в Конституции КНР.  
          Дэн Сяопин во всем следовал принципу "исходить из практики. Ключевым вопросом политики модернизации страны он считал подъем производительных сил, основным методом руководства у него по сути являлся учет материальных интересов, реализуемых через механизм рыночных отношений. Отсюда - широкое внедрение семейного подряда в деревне вместо народных коммун, основанных на внеэкономическом принуждении, многообразие форм собственности в экономике города и деревни, внедрение принципа распределения по труду, выдвижение установки на целесообразность достижения зажиточности первоначально частью населения и регионов, отход от ненужной зацентрализованности сферы управления, курс на всемерное развитие науки и техники как первой производительной силы, широкая экономическая, внешнеполитическая и культурная интеграция с внешним миром. 

Дэн Сяопин разработал основные принципы современного «китайского пути к социализму», которых и сегодня продолжает придерживаться китайское руководство. Они достаточно просты:

 

• ориентация на национальные традиции и особенности Китая при строительстве социализма;

 

• борьба с догматизмом: практика — критерий истины;

 

• первоочередное внимание к развитию науки и техники;

 

• ориентация на длительный характер общественных реформ (что связано с экономической и культурной отсталостью страны);

 

• особый акцент на развитии экономики и производительных сил;

 

 

• использование рыночной экономики при общих социалистических принципах управления;

 

• создание специальных экономических зон как средства привлечения иностранного капитала и передовых технологий;

 

• принцип политической открытости для внешнего мира. Современные китайские политики подчеркивают, что главная задача китайского социализма — модернизация при сохранении жизнестойкости одной из древнейших цивилизаций на земле. Китай лишь использует социалистические методы, рассматривая их не как социальную модель общества, а как своеобразную форму, ускоряющую модернизацию страны. Вот почему политическая культура этой страны так и не стала «социалистической» (в привычном марксистском значении, где ее формирует «ведущая и направляющая» роль пролетариата во главе с компартией), оставшись глубоко традиционной.

 

  2.3 . Логика китайской модернизации

 

  Модернизация Китая, начало которой положили “опиумные" войны, и в дальнейшем оказалась решающим образом связана с внешними факторами, определявшими ее стратегические цели и параметры преобразовательных импульсов. Исчезновение вызванного классовой идентичностью

противостояния двух систем вывело на арену исторического процесса глобализацию, превратившуюся в конце ХХ в. в важнейший фактор мирового развития. Изменившийся характер внешних условий был зафиксирован КПК, охарактеризовавшей теорию Дэн Сяопина как соединение марксизма не только с практикой Китая, но и спецификой современной эпохи, “вскрывшее сущность социализма”.

  В этих условиях КПК необходимо было вновь определить характер

внешнего влияния, учитывая уже не борьбу капитализма и социализма,

а тенденции мирового развития, особенно взаимоотношения Восток-

Запад. Расширение сферы противостояния за счет культуры способствовало поискам идентичности в реконструкции национальной традиции, стихийно воспроизводившейся большинством элементов общественной жизни. В социализме, таким образом, было найдено не оптимистическое продолжение европейского развития, а цивилизационная перспектива Востока.

            В начале XXI в. в Китае сложилась общественная система, которая,

структурно отличаясь от западной, стремится быть адекватной требованиям современного мира. Основные контуры этой системы изначально

были присущи социализму – авангардная партия подходила для мобилизационного развития и была близка традициям бюрократического

управления, а предлагаемая ею централизованная плановая экономика

соответствовала задачам текущего развития. Однако в процессе функционирования этой системы вскрылись недостатки: высокая социально-

политическая активность, мобилизуемая в ходе массовых общественных кампаний, дестабилизировала ситуацию, сдерживая экономический

рост, а повышению темпов с помощью рыночных механизмов мешали идеологические принципы.

            Стихийное возрождение конфуцианских норм, на определенном

этапе поддержанное властью, ослабило социальное напряжение, а предпринятые КПК внутренние преобразования преодолели революционный

радикализм и инерцию партийного догматизма, превратив партию в

признанный институт государственного управления. В итоге, китайская

цивилизация восстановила традиционный принцип регулирования общественной жизни – не через авторитет силы, а через силу авторитета и

традиции.

            Целью Китая на нынешнем этапе является уже не соответствие

конкретному примеру или теоретически обоснованной модели, а поиск новой стратегии развития, формирующей новую идентичность. Опыт

социалистического строительства, интегрировавшего западную индустриальную культуру в национальные традиции и создавшего феномен

мобилизационности, стал основой для такого движения. Проводимая

КПК политика модернизации стала приобретать новые черты, превращаясь из единовременного акта приведения реформируемого организма

в соответствие определенным критериям в тип развития, стремящийся к

постоянно повышающейся планке мирового уровня – “соответствию

времени”.

 

 

Заключение

            Рассматривая теорию политической модернизации, следует признать, что сегодня она представляет самостоятельное направление теоретического исследования, обладающее специфической логикой политологического анализа, которая позволяет адекватно описывать и анализировать сложные переходные процессы и состояния развивающихся обществ.

  Правомерным считаем сделать вывод о том, что стратегия модернизации политической системы КНР на первоначальном этапе строительства социализма опирается на концепцию социалистической демократии с китайскими характеристиками. Она органично вписывается в общую теорию строительства социализма с китайскими характеристиками и является развитием идей о народовластии.

  Модернизация политической системы в условиях Китая не предполагает насильственного слома существующего тоталитарного режима, который по всем партийным и государственным документам определяется как строй социалистической демократии с китайскими характеристиками. Однако такое определение имеет свое научное обоснование: критерием эффективности социалистической демократии в Китае признается общественно-политическая практика, основанная на строгом учете существующих реалий. Именно в рамках общественно-политической практики на сегодняшний день в КНР достигнуты важные результаты синтеза китайской и западной политической традиции

   Опыт в области модернизации политической системы КНР в целом и его итоги на сегодняшний день, очевидно, не имеют аналога в мировой истории и свидетельствуют о наличии огромных созидательных возможностях развивающихся стран, как в области демократизации политической системы, так и в сфере экономического строительства, пока еще не реализованных в полной мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Интернет: http://read.virmk.ru/DISSER/diser_doc/2006/KITAI/ViniggadovAV_2.htm

2. Интернет: http://www.tellur.ru/~historia/archive/07/

3. Интернет: www.referats.info/bank-referatov.php?work_table

4. . Интернет: Материал из Википедии — свободной энциклопедии URL

http://ru.wikipedia.org

5. Купряшин Г.Л. Политическая модернизация. – М.: Общество «Знание» РСФСР, 1991. С. 6.

6. Купряшин Г.Л. Политическое развитие. // Кентавр. 1994. № 2. С. 119.

7. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности. М.,

ПИМ. 2005. (22,7 а.л.)

8. Сосковец Л.И. Социально-политическая  система КНР: учебное пособие/ C.42

 

 


Информация о работе Политическая модернизация Китая