Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:27, практическая работа
Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности
При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Такому уроку свойственно следующее:
1. принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
2. управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
3. интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
4. оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
5. поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
6. неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. в функции учителя компьютер представляет собой:
источник учебной информации;
наглядное пособие;
тренажер;
средство диагностики и контроля.
2. в функции рабочего инструмента:
средство подготовки текстов, их хранение;
графический редактор;
средство подготовки выступлений;
вычислительная машина больших возможностей.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.
2. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.). Использование компьютерной технологии при изучении химии в средней школе открывает широкие возможности для создания и использования сложного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке или при выполнении лабораторной работы. Кроме того, при повторении пройденного материала ученик самостоятельно воспроизводит все демонстрационные эксперименты, которые учитель показывал на уроке. При этом он может прервать эксперимент, остановить его или повторить ту часть, которая плохо усвоилась. Такой подход развивает инициативу и способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
3. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
4. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
5. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
6. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.
Преимущества использования ИКТ
1. индивидуализация обучения;
2. интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. рост объема выполненных на уроке заданий;
4. расширение информационных потоков при использовании Internet.
5. повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности;
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
5. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
6. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
7. Не хватает компьютерного времени на всех.
8. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Немного истории
Первые документ-камеры появились в конце 70-х годов прошлого века. Так, в 1974 году Josef Wolf, основатель австрийской компании Wolf Audio Visuals (позднее преобразованной в ныне всемирно известную WolfVision GmbH), представил оригинальное устройство под названием Video Overhead (видео оверхед проектор) – прообраз современных документ камер. Первоначально они выпускались поштучно как индивидуальные разработки по различным специальным заказам. На фотографии представлена одна из таких разработок тех лет, получившая название Videolupe (видеолупа). Лишь в 1988 на выставке Photokina впервые на всеобщее обозрение было представлено новое устройство WolfVision Visualizer (буквально - Визуалайзер), вызвавшее большой интерес и получившее множество наград. И с конца 1989 года начинается их серийное производство под именем WolfVision Visualizer VZ-10.
В это же время независимые разработки вела ныне не менее известная и титулованная японская компания Elmo. С момента своего основания в 1921 году она специализировалась на кино- и оверхед проекторах (кодоскопах), в 1984 реализовала собственную телевизионнную CCD камеру, и к 1988 «объединила» последнюю с оверхед проектором и выпустила собственный Visualizer EV-308. Публике он также был представлен на Photokina 1988. Таким образом, в 2013 году мы празднуем 25-летний юбилей появления документ-камеры как нового презентационного устройства!
С тех пор эти устройства под самыми различными названиями: Visual Presenter, Digital Video Overhead Projector, Visualizer и, наконец, Document Camera – стали входить в нашу жизнь, сначала робко, но с годами все более уверенно. В настоящее время за ними закрепилось устойчивое название «Документ камера», а ряды производителей и широта представленных моделей многократно умножились. Первые подобные устройства были громоздки, выглядели неуклюже, стоили безумно дорого, а умели по современным меркам до смешного мало. Впрочем, это типичная история развития, она повторялась со многими другими электронными «девайсами», будь то цветные телевизоры, персональные компьютеры или мобильные телефоны – все они прошли путь от предметов роскоши до бытового «ширпортреба».
Использование документ-камеры в современной школе
Образование – одно из самых важных направлений использования документ-камер. Сейчас много говорят о важности мотивации в обучении. И если взрослых можно стимулировать материальными поощрениями, то с детьми все проще и одновременно сложнее: им или интересно, или нет. Если интересно – информация усваивается, если нет – сколько ни заставляй ребенка сидеть за книжками, сколько ни пугай контрольными, знания выветриваются из головы сразу же после получения оценки. И наоборот: если материал понятен и увлекателен, зубрежка не нужна. Наглядные и интерактивные уроки всегда эффективны.
Способов сделать урок наглядным и интересным сегодня великое множество. Использование документ-камер – один из наиболее эффективных. Для учителя это устройство объединяет в себе возможности кодоскопа, видеокамеры, сканера, микроскопа, веб-камеры. Соединяясь с компьютером посредством USB, камера становится составной частью рабочего места преподавателя. Рассматривая применение данного интерактивного устройства в образовательном процессе, можно отметить следующие его достоинства:
Опыт общения с учителями школ, в которых уже активно применяются современные средства обучения, подтверждает: документ-камера – это действительно необходимый инструмент современного образовательного процесса. При этом устройство довольно простое в освоении. Как показывает практика, от момента, когда учитель спрашивает, что это такое и как с этим работать, до момента, когда он самостоятельно управляет устройством, проходит всего пара часов. Хотя некоторые технические детали (использование встроенных эффектов, сохранение и обработка изображений на компьютере), конечно, постигаются уже в процессе работы, когда появляется потребность расширить область применения.
Какими бывают документ-камеры
В конструкции почти любой документ камеры можно выделить 3 основных узла:
- устойчивое основание с набором входных-выходных разъемов и панелью управления,
- подвижный штатив,
соединяющий основание с
- камерная головка с оптикой и регистрирующей матрицей, отвечающих за формирование изображения наблюдаемого предмета.
Отметим, что подобная «простота» позволяет самостоятельно собрать в «домашних» условиях документ-камеру путем закрепления обычного цифрового фотоаппарата или видеокамеры, например, на штативе от старого фотоувеличителя. Однако, удобство использования подобного устройства и его функциональные возможности весьма сомнительны.
Опираясь на данную принципиальную схему все камеры условно можно распределить по нескольким классам:
Информация о работе Понятие информационных и коммуникационных технологий