Понятие информационных и коммуникационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 19:27, практическая работа

Краткое описание

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 248.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

I. Актуальность использования  документ-камеры при обучении младших школьников.

Формирование творческой личности - одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах, проблемное обучение. Документ-камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности. Часто готовая наглядность, готовые задания на закрепление и контроль знаний, наработанные учителями и методистами за прошлые годы педагогической деятельности не соответствуют требованиям ФГОС. Тогда на выручку учителю приходят средства наглядности созданные им самим. Так учитель реализует свой творческий потенциал и получает возможность создавать средства, с помощью которых учебный материал будет объясняться более доходчиво, закрепление знаний будет более надёжным и контроль знаний учащихся станет более точным. На данном этапе использования компьютерных технологий в обучении, документ-камера является новым, но уже незаменимым помощником в работе учителя.

При использовании инновационного оборудования, в частности документ-камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Все иллюстрации, учебные объекты, динамические пособия, которые ранее демонстрировались лишь в свою натуральную величину, теперь представляются во весь экран. Интерес и внимание к изучаемым объектам и процессам, если они проецируются на экран, у школьников, обучающихся в начальном звене, на порядок выше, нежели, при демонстрации тех же материалов в натуральном виде. Понимание учебных тем детьми, при использовании средств наглядности созданных при помощи документ-камеры, растёт по той причине, что у учителя появляется возможность более наглядно показать ребятам все причинно-следственные связи в теме, обратить внимание учеников на особо важные моменты изучаемого. Запоминаемость сложного материала, терминов, правил значительно возрастает, т. к. при использовании на уроках заметной и яркой наглядности на экране, в том числе созданной при помощи документ-камеры, в сознании учащихся младшего школьного возраста легко создаются чёткие зрительные образы, облегчающие запоминание изучаемого материала. 
 
Практический опыт работы с документ камерой показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы учителя. Я использовала возможности документ-камеры практически на всех уроках. Особенно часто мы работаем с ней на уроках русского языка. Иногда на уроке возникает необходимость динамического моделирования ( когда изучается состав слова, предложения и т.п.). Я предлагаю детям выйти к документ-камере и начать манипулировать приготовленными карточками. Деятельность каждого ученика становится наглядной, связывается с нестандартной двигательной активностью, что вызывает положительный настрой у учащихся.

В первом и во втором классах очень актуальным является вопрос о правильном ведении тетрадей, работа над каллиграфией тоже не завершена. Предлагая детям образец аккуратно выполненной работы (из числа работ хорошо успевающих учащихся), можно дать детям возможность оценить положительный пример деятельности их одноклассников, сформировать адекватную самооценку работы на уроке.

Документ-камера помогает детям по показу учителя сориентироваться в задании учебника, позволяет вывести на экран любой рукописный текст, образец прописных букв и другой рукотворный материал, демонстрация которого требуется на уроке.  
Динамические возможности документ-камеры позволяют демонстрировать прописывание букв, проверку и другие виды работы в онлайн-режиме.

Я уверена, что любой учитель найдёт множество способов использования документ-камеры как на уроках, так и на внеурочных занятиях. Этот прибор достаточно лёгок в использовании (во многих случаях уже первоклассники работают с ним без помощи учителя).

Думаю, так же большим преимуществом является возможность при наличии документ-камеры использовать ранее наработанный учителем материал (к примеру, диапозитивы или карточки с дополнительными заданиями). 
Я с удовольствием продолжу работу с документ-камерой и далее. Несомненно, что использование этого прибора является актуальным как в первом, так и во всех последующих классах начальной школы, а так же при работе с учащимися среднего и старшего звена. Возможности, доступные при использовании документ-камеры позволяют учителю реализовывать в более полном объёме требования ФГОС.

Главное преимущество документ-камеры – это возможность демонстрации мелких объектов большому количеству зрителей одновременно.

Использование документ-камеры на уроке может принимать самые разнообразные формы.

Основные направления использования:

  • Презентация плоских и объёмных объектов для иллюстрирования объяснения на уроке.

  • Контроль учителя, взаимоконтроль учащихся, демонстрация итогов работы.

  • Демонстрация динамических процессов, изучаемых на уроке.

  • Фиксирование результатов деятельности и сохранение их для дальнейшего анализа или иного использования.

На уроках демонстрация материалов через документ-камеру может иметь характер научного исследования (наблюдение, эксперимент, сбор информации), игры, иллюстрирования.

При проведении внеурочных занятий с младшими школьниками использование документ-камеры может принимать самые разнообразные формы: от демонстрации образцов материалов - до создания простых анимационных фильмов. Таким образом документ-камера также может служить средством развития творческих способностей учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект урока с использованием документ камеры

Тема: Изменение глаголов по временам.

Цели: 1. Познакомить учащихся с изменением глаголов по временам;

2.Упражняться в распознавании  глаголов разного времени;

3.Формировать бережное отношение  к слову, интерес к предмету, умение  работать с учебно-научными текстами.

Предполагаемый образовательный продукт: умение выполнять пробное учебное действие,   анализировать ситуацию, конструктивно устранять причины затруднения. Освоение опыта самостоятельной  деятельности по получению нового знания, использование приобретённых знаний для объяснения окружающих предметов, процессов, явлений. Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления о роли русского языка в системе знаний; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климановой «Русский язык», мультимедийная доска, документ-камера, таблицы.

 

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.  Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Что мы пожелаем сегодня Рустаму, Володе, Лене…, другим ребятам?                                                                                                                   - А что вы хотите пожелать мне? 

Глубоко вдохните и выдохните…  Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту  весеннего  утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.                                                                                                                 Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.                                           

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

2.Актуализация знаний и фиксация  индивидуального затруднения в  пробном действии 

Минутка каллиграфии (презентация)

-Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите!

Молодеет, голодает, рисуют, морозит.

- Буква, которую мы сегодня будем  писать, находится в окончании  глагола множественного числа  и обозначает гласный йотированный  звук.

Юю

Цыплят по осени считают.

- Прочитайте пословицу - девиз нашего урока. Объясните её.

И мы оценим результат нашей работы в конце урока.

 

 Словарная работа (работа на мультимедийной доске)

Прочитайте. Распределите данные слова в 2 группы.

- По какому признаку? (части речи)

[ жот],        [ иний],        [ жужжал],    [зайац],  [сонцэ],      [празнуйу],     [искуства],   [паработайэм].

- Устно составьте предложение  с существительным солнце.

3. Открытие нового знания

- Прочитайте предложения, записанные  на доске.

Весной солнце светит и греет.

Зимой солнце мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильно греть.

 – Перечислите имеющиеся  в предложении глаголы.

-Докажите, что это глаголы.

- Найдите в одном из предложений  глагол, обозначающий действие, происходящее  в настоящее время.

- На какой вопрос отвечают глаголы  настоящего времени? Кроме вопроса    « Что делает?» глаголы настоящего  времени отвечают на следующие вопросы:

Настоящее время

Что делаю?

Что делает?

Что делаешь?

Что делает?

 

- Найдите предложение с глаголом, обозначающим действие, происходившее  в прошедшее время. 

-Назовите вопросы  прошедшего времени.

- Прочитайте вопросы глаголов прошедшего времени.

Прошедшее время

            Что делало?

            Что сделали?

            Что делал?

            Что сделал?

- Как, по  вашему мнению, будет  называться время глаголов последнего  предложения?

Будущее время

             Что сделает?

             Что будет делать?

             Что сделают?

             Что будут делать?

- Как изменяются глаголы?

- Вы догадались о теме сегодняшнего  урока? Запишите тему урока.

Послушайте стихотворение о времени глагола(выступление учеников):

Этот хитренький глагол

Себе время изобрел.

« Ухожу»,- кричит сегодня.

« А вчера,- кричит,- ушел».

« Завтра,- скажет, -я уйду!»

Позавидуйте ему!

- Можете  и вы определить время  глагола, записанного в словарике?

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

а) Работа с документ-камерой.

Стр. 234, учебно - научный текст о временах глагола, чтение, беседа.

а)Упр. 350 (образец на доске)

( Что сделал?) почесал 

- Какой суффикс встречается во всех глаголах прошедшего времени?

( Что сделает?) пойдет

 

б) Выборочный диктант. Работа с документ-камерой

Выписать глаголы из стихотворных отрывков, указать время.

Мы вставали ночью даже,

Из окна смотрели в сад.

Ну кода же, ну когда же

Гости наши прилетят?

 А сегодня поглядели-

 На ольхе сидит  скворец.

Прилетели…

 Прилетели!

Прилетели наконец!

 - Какое вре мя года описывается в стихотворении? Как вы догадались?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

Следующие предложения расположите  в соответствие с шифром:

№п/п

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

1.

 

              +

 

2.

           +

   

3.

   

               +


 

 

Скоро настанут теплые дни.

Снег теперь уже не тот - потемнел он в поле.

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

- Прочитайте  предложения. Что вы  можете о них сказать?

6. Итог урока.  Домашнее задание.

-Какое открытие вы сделали  сегодня на уроке?

- Как изменяются глаголы?

- Как определить время глагола?

- Все ли вы знаете о части речи- глагол? Мы продолжим знакомство со словами этой части речи на следующих уроках.

Информация о работе Понятие информационных и коммуникационных технологий