Предмет
«Физиология»
Тема «Понятие
и классификация дизартрии»
Содержание
Введение
1. Общее представление
о дизартрии
2. Классификация
форм дизартрии
2.1 Бульбарная
дизартрия
2.2 Корковая
дизартрия
2.3 Псевдобульбарная
дизартрия
2.4 Стертая форма
дизартрии
3. Основные
направления лечения и коррекционной
работы
Заключение
Список литературы
Введение
Голос человека
— явление сложное, во многом еще
не разгаданное. Он связан не только с
работой определенных мышц, участвующих
в артикуляции (деятельности речевых
органов, связанной с произнесением
звуков речи и различных их комплексов,
составляющих слоги, слова), но и со всем
психофизическим аппаратом человека.
Наша
речь — это деятельность, которая
осуществляется при согласованном
функционировании всего головного
мозга и других отделов нервной
системы. Нормальная деятельность нервных
речевых зон, расположенных в
коре головного мозга, обеспечивает
управление речевой системой, правильный
подбор слов и восприятие обращенной
к нам речи.
Клинический опыт показывает, что
поражение разных участков коры головного
мозга приводит к качественно отличным
нарушениям речи. В связи с этим, выделяются
различные области, поражение которых
вызывает те или иные расстройства речи.
Дизартрия относится к группе сенсомоторных
расстройств, затрагивающих артикуляторный
уровень речеобразования. При дизартрии
расстройства произношения звуков вызваны,
прежде всего, нарушениями фонетических
(моторных) операций.
1. Общее представление о дизартрии
Дизартрия — нарушение произношения
вследствие недостаточной иннервации
речевого аппарата, возникающее в результате
поражений заднелобных и подкорковых
отделов мозга.
Термин
"дизартрия" образован от греческих
слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая
расстройство. Это неврологический
термин, т.к. возникает дизартрия
при нарушении функции черепно-мозговых
нервов нижнего отдела ствола, ответственных
за артикуляцию.
Черепно-мозговые
нервы нижнего отдела ствола (продолговатого
мозга) примыкают к шейному отделу
спинного мозга, имеют сходное с
ним анатомическое строение и
снабжаются кровью из того же вертебробазилярного
бассейна.
Продолговатый
мозг ствола, так же, как и шейный
отдел спинного мозга, зачастую испытывает
в родах гипоксию. Это приводит
к резкому уменьшению двигательных
единиц в ядрах нервов, ответственных
за артикуляцию. При неврологическом
обследовании ребенок адекватно
выполняет все пробы, но не может
справиться должным образом с
артикуляцией, потому что здесь необходимо
выполнять сложные и быстрые
движения, которые не под силу ослабленным
мышцам.
Основные проявления
дизартрии:
- расстройство артикуляции звуков
- нарушение голосообразования
- изменение темпа и ритма речи
- изменение интонации.
Названные
нарушения проявляются в разной
степени и в различных комбинациях
в зависимости от локализации
поражения в центральной или периферической
нервной системе, от тяжести нарушения,
от времени возникновения дефекта. Нарушения
артикуляции и фонации, затрудняющие,
а иногда и полностью препятствующие членораздельной
звучной речи, составляют так называемый
первичный дефект, который может привести
к возникновению вторичных проявлений,
осложняющих его структуру. Клиническое,
психологическое и логопедическое изучение
детей с дизартрией показывает, что эта
категория детей очень неоднородна с точки
зрения двигательных, психических и речевых
нарушений
2. Классификация форм дизартрии
Классификация
клинических форм дизартрии основывается
на выделении различной локализации
поражения мозга. Дети с различными
формами дизартрии отличаются друг
от друга специфическими дефектами
звукопроизношения, голоса, артикуляционной
моторики, нуждаются в различных
приемах логопедического воздействия
и в разной степени поддаются
коррекции.
Формы дизартрии:
- Дизартрия бульбарная — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.
- Дизартрия корковая — обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.
- Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
- Дизартрия экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интанационно-мелодическая структура речи, её темп.
- Дизартрия паркинсоническая — вид экстрапирамидной дизартрия, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.
- Дизартрия псевдобульбарная — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
- Дизартрия экстрапирамидная — дизартрия, обусловленная поражением стриапаллидарной системы.
- Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрия.
- Дизартрия холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.
Рассмотрим более подробно некоторые
из форм дизартрии.
2.1 Бульбарная дизартрия
Характерным
является паралич или парез мышц
глотки, гортани, языка, мягкого нёба.
У ребенка с подобным дефектом
нарушается глотание твердой и жидкой
пищи, затруднено жевание. Недостаточная
подвижность голосовых складок, мягкого
нёба приводит к специфическим нарушениям
голоса: он становится слабым, назализованным.
В речи не реализуются звонкие звуки. Парез
мышц мягкого нёба приводит к свободному
проходу выдыхаемого воздуха через нос,
и все звуки приобретают выраженный носовой
(назальный) оттенок.
У детей
с описываемой формой дизартрии
наблюдается атрофия мышц языка
и глотки, снижается также тонус
мышц (атония). Паретическое состояние
мышц языка является причиной многочисленных
искажений звукопроизношения. Речь
невнятная, крайне нечеткая, замедленная.
Лицо ребенка с бульварной дизартрией
амимично.
2.2 Корковая дизартрия
Представляет
большие трудности для выделения
и распознавания. При этой форме
нарушается произвольная моторика артикуляционного
аппарата. По своим проявлениям в
сфере звукопроизношения корковая
дизартрия напоминает моторную алалию,
так как, прежде всего, нарушается произношение
сложных по звуко-слоговой структуре
слов. У детей затрудняется динамика
переключения от одного звука к другому,
от одной артикуляционной позы к
другой. Дети способны четко произносить
изолированные звуки, но в речевом
потоке звуки искажаются, возникают
замены. Особенно трудны сочетания
согласных звуков. При убыстренном
темпе появляются запинки, напоминающие
заикание.
Однако,
в отличие от детей с моторной
алалией, у детей с этой формой
дизартрии не наблюдается нарушений
в развитии лексико-грамматической
стороны речи. Корковую дизартрию
следует также отличать от дислалии.
Дети с трудом воспроизводят артикуляционную
позу, их затрудняет переход от одного
звука к другому. При коррекции
обращает на себя внимание тот факт,
что дефектные звуки быстро исправляются
в изолированном произнесений, но
с трудом автоматизируются в речи.
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
Наиболее
часто встречающаяся форма детской
дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия
является следствием перенесенного
в раннем детстве, во время родов
или во внутриутробном периоде органического
поражения мозга в результате
энцефалита, родовых травм, опухолей,
интоксикации и др. У ребенка возникает
псевдобульбарный паралич или парез,
обусловленный поражением проводящих
путей, идущих от коры головного мозга
к ядрам языкоглоточного, блуждающего
и подъязычного нервов. По клиническим
проявлениям нарушений в области
мимической и артикуляционной мускулатуры
он близок к бульбарному. Однако возможности
коррекции и полноценного овладения
звукопроизносительной стороной речи
при псевдобульбарной дизартрии
значительно выше.
Степень
нарушения речевой или артикуляционной
моторики может быть различной. Условно
выделяют три степени псевдобульбарной
дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.
1. Легкая
степень псевдобульбарной дизартрии
характеризуется отсутствием грубых
нарушений моторики артикуляционного
аппарата. Трудности артикуляции
заключаются в медленных, недостаточно
точных" движениях языка, губ.
Расстройство жевания и глотания
выявляется неярко, в редких поперхиваниях.
Произношение у таких детей
нарушено вследствие недостаточно
четкой артикуляционной моторики,
речь несколько замедленна, характерна
смазанность при произнесении
звуков. Чаще страдает произношение
сложных по артикуляции звуков:
ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки
произносятся с недостаточным
участием голоса. Трудны для произношения
мягкие звуки, требующие добавления
к основной артикуляции подъема
средней части спинки языка
к твердому нёбу.
Итак, основным
дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной
дизартрией в легкой степени, является
нарушение фонетической стороны
речи.
2. Дети
со средней степенью дизартрии
составляют наиболее многочисленную
группу. Для них характерна амимичность:
отсутствие движений лицевых
мышц. Ребенок не может надуть
щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть
их. Движения языка ограниченны.
Ребенок не может поднять кончик
языка вверх, повернуть его
вправо, влево, удержать в данном
положении. Значительную трудность
представляет переключение от
одного движения к другому.
Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным,
голос имеет назальный оттенок.
Характерно обильное слюнотечение.
Затруднены акты жевания и
глотания. Следствием нарушения
функции артикуляционного аппарата
является тяжелый дефект произношения.
Речь таких детей обычно очень
невнятная, смазанная, тихая. Характерна
нечеткая из-за малоподвижности
губ, языка артикуляция гласных,
произносимых обычно с сильным
носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая
струя ощущается очень слабо.
Чаще звонкие согласные заменяются
глухими. Нередко звуки в конце
слова и в сочетаниях согласных
опускаются. В результате речь
детей, страдающих псевдобульбарной
дизартрией, оказывается настолько
непонятной, что они предпочитают
отмалчиваться. Наряду с обычно
поздним развитием речи (в возрасте
5-6 лет) данное обстоятельство
резко ограничивает для ребенка
опыт речевого общения.
Дети
с подобным нарушением не могут успешно
обучаться в общеобразовательной
школе. Наиболее благоприятные условия
для их обучения и воспитания созданы
в специальных школах для детей
с тяжелыми нарушениями речи, где
к этим учащимся осуществляется индивидуальный
подход.
3. Тяжелая
степень псевдобульбарной дизартрии
- анартрия - характеризуется глубоким
поражением мышц и полной бездеятельностью
речевого аппарата. Лицо ребенка,
страдающего анартрией, маскообразное,
нижняя челюсть отвисает, рот постоянно
открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой
полости, движения губ резко ограниченны.
Затруднены акты жевания и глотания. Речь
отсутствует полностью, иногда имеются
отдельные нечленораздельные звуки. Дети
с анартрией при хорошем умственном развитии
также могут обучаться в специальных школах
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
где благодаря специальным логопедическим
методам успешно овладевают навыками
письма и программой по общеобразовательным
предметам.
2.4 Стертая форма дизартрии
Легкие
(стертые) формы дизартрии могут
наблюдаться у детей без явных
двигательных расстройств, перенесших
воздействие различных неблагоприятных
факторов в течение пренатального,
натального и раннего постнатального
периодов развития. Среди таких неблагоприятных
факторов можно отметить: токсикоз
беременности, хроническую гипоксию
плода, острые и хронические заболевания
матери в период беременности, минимальное
поражение нервной системы при
резус-конфликтных ситуациях матери
и плода, легкую асфиксию, родовые
травмы, острые инфекционные заболевания
детей в младенческом возрасте.
Раннее
речевое развитие у значительной
части детей с легкими проявлениями
дизартрии незначительно замедлено.
Первые слова появляются к 1 году, фразовая
речь формируется к 2-3 годам. При
этом довольно долго речь детей остается
неразборчивой, неясной, понятной только
родителям. Таким образом, к 3-4 годам
фонетическая сторона речи у дошкольников
со стертой формой дизартрии остается
несформированной.
Общая моторная
сфера детей со стертой формой
дизартрии характеризуется неловкими,
скованными, недифференцированными
движениями. Может встречаться небольшое
ограничение объема движений верхних
и нижних конечностей, при функциональной
нагрузке возможны содружественные движения
(синкенезии), нарушения мышечного тонуса.
Часто при выраженной общей подвижности
движения ребенка со стертой формой дизартрии
остаются неловкими и непродуктивными.