Понятие и классификация дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи. Дизартрия относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

Содержание

Введение
1. Общее представление о дизартрии
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3. Основные направления лечения и коррекционной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет «Физиология»

Тема «Понятие и классификация дизартрии»

 

 

Содержание

 

Введение

1. Общее представление о дизартрии

2. Классификация форм дизартрии

2.1 Бульбарная дизартрия

2.2 Корковая дизартрия

2.3 Псевдобульбарная дизартрия

2.4 Стертая форма дизартрии

3. Основные направления лечения и коррекционной работы

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Голос человека — явление сложное, во многом еще  не разгаданное. Он связан не только с  работой определенных мышц, участвующих  в артикуляции (деятельности речевых  органов, связанной с произнесением  звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова), но и со всем психофизическим аппаратом человека.

Наша  речь — это деятельность, которая  осуществляется при согласованном  функционировании всего головного  мозга и других отделов нервной  системы. Нормальная деятельность нервных  речевых зон, расположенных в  коре головного мозга, обеспечивает управление речевой системой, правильный подбор слов и восприятие обращенной к нам речи.

Клинический опыт показывает, что  поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи.

Дизартрия относится к группе сенсомоторных  расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии  расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

 

 

1. Общее представление о дизартрии

 

Дизартрия — нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражений заднелобных и подкорковых отделов мозга.

Термин "дизартрия" образован от греческих  слов arthson - сочленение и dys - частица, означающая расстройство. Это неврологический  термин, т.к. возникает дизартрия  при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных  за артикуляцию.

Черепно-мозговые нервы нижнего отдела ствола (продолговатого мозга) примыкают к шейному отделу спинного мозга, имеют сходное с  ним анатомическое строение и  снабжаются кровью из того же вертебробазилярного  бассейна.

Продолговатый мозг ствола, так же, как и шейный отдел спинного мозга, зачастую испытывает в родах гипоксию. Это приводит к резкому уменьшению двигательных единиц в ядрах нервов, ответственных  за артикуляцию. При неврологическом  обследовании ребенок адекватно  выполняет все пробы, но не может  справиться должным образом с  артикуляцией, потому что здесь необходимо выполнять сложные и быстрые  движения, которые не под силу ослабленным  мышцам.

Основные проявления дизартрии:

  • расстройство артикуляции звуков
  • нарушение голосообразования
  • изменение темпа и ритма речи
  • изменение интонации.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Названные нарушения проявляются в разной степени и в различных комбинациях  в зависимости от локализации  поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта. Нарушения артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект, который может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Клиническое, психологическое и логопедическое изучение детей с дизартрией показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений

 

                                2. Классификация форм дизартрии

 

Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации  поражения мозга. Дети с различными формами дизартрии отличаются друг от друга специфическими дефектами  звукопроизношения, голоса, артикуляционной  моторики, нуждаются в различных  приемах логопедического воздействия  и в разной степени поддаются  коррекции.

Формы дизартрии:

  • Дизартрия бульбарная — дизартрия, обусловленная периферическим парезом или параличом мышц, принимающих участие в артикуляции, вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов и их ядер. Часто сочетается с расстройствами глотания.
  • Дизартрия корковая — обусловленная поражением отделов коры головного мозга, связанных с функцией мышц, принимающих участие в артикуляции; отличается расстройством произнесения слогов при сохранении правильной структуры слова.
  • Дизартрия мозжечковая — дизартрия, обусловленная поражением мозжечка или его проводящих путей; характеризуется растянутой, скандированной речью с нарушением модуляции и меняющейся громкостью.
  • Дизартрия экстрапирамидная (гиперкинетическая, подкорковая) — дизартрия, возникающая при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Речь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, интанационно-мелодическая структура речи, её темп.
  • Дизартрия паркинсоническая — вид экстрапирамидной дизартрия, наблюдаемой при паркинсонизме, характеризующийся замедленной невыразительной речью, нарушениями модуляции голоса. Требует лечения основного заболевания.
  • Дизартрия псевдобульбарная — дизартрия, обусловленная центральным параличом мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами, вследствие двустороннего поражения двигательных корково-ядерных путей; проявляется монотонностью речи.
  • Дизартрия экстрапирамидная — дизартрия, обусловленная поражением стриапаллидарной системы.
  • Дизартрия стертая форма — нарушение произношения свистящих и шипящих звуков по типу бокового сигматизма, впервые выделена чешским врачом М.Зееманом;. часто бывает единственным симптомом, свидетельствующим о наличии у ребенка недиагностированной дизартрия.
  • Дизартрия холодовая — симптом при миастении и миастеническом синдроме, проявляющийся в затруднениях артикуляции при понижении температуры в помещении и говорении на холоде. Требует лечения основного заболевания. Часто служит единственным симптомом, свидетельствующим о скрытой или недиагностированной врожденной миопатии.

Рассмотрим более подробно некоторые  из форм дизартрии.

 

2.1 Бульбарная дизартрия

 

Характерным является паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого нёба. У ребенка с подобным дефектом нарушается глотание твердой и жидкой пищи, затруднено жевание. Недостаточная подвижность голосовых складок, мягкого нёба приводит к специфическим нарушениям голоса: он становится слабым, назализованным. В речи не реализуются звонкие звуки. Парез мышц мягкого нёба приводит к свободному проходу выдыхаемого воздуха через нос, и все звуки приобретают выраженный носовой (назальный) оттенок.

У детей  с описываемой формой дизартрии  наблюдается атрофия мышц языка  и глотки, снижается также тонус  мышц (атония). Паретическое состояние  мышц языка является причиной многочисленных искажений звукопроизношения. Речь невнятная, крайне нечеткая, замедленная. Лицо ребенка с бульварной дизартрией амимично.

 

2.2 Корковая дизартрия

 

Представляет  большие трудности для выделения  и распознавания. При этой форме  нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в  сфере звукопроизношения корковая дизартрия напоминает моторную алалию, так как, прежде всего, нарушается произношение сложных по звуко-слоговой структуре  слов. У детей затрудняется динамика переключения от одного звука к другому, от одной артикуляционной позы к  другой. Дети способны четко произносить  изолированные звуки, но в речевом  потоке звуки искажаются, возникают  замены. Особенно трудны сочетания  согласных звуков. При убыстренном  темпе появляются запинки, напоминающие заикание.

Однако, в отличие от детей с моторной алалией, у детей с этой формой дизартрии не наблюдается нарушений  в развитии лексико-грамматической стороны речи. Корковую дизартрию  следует также отличать от дислалии. Дети с трудом воспроизводят артикуляционную  позу, их затрудняет переход от одного звука к другому. При коррекции  обращает на себя внимание тот факт, что дефектные звуки быстро исправляются в изолированном произнесений, но с трудом автоматизируются в речи.

 

 

 

2.3 Псевдобульбарная дизартрия

 

Наиболее  часто встречающаяся форма детской  дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия  является следствием перенесенного  в раннем детстве, во время родов  или во внутриутробном периоде органического  поражения мозга в результате энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. У ребенка возникает  псевдобульбарный паралич или парез, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга  к ядрам языкоглоточного, блуждающего  и подъязычного нервов. По клиническим  проявлениям нарушений в области  мимической и артикуляционной мускулатуры  он близок к бульбарному. Однако возможности  коррекции и полноценного овладения  звукопроизносительной стороной речи при псевдобульбарной дизартрии  значительно выше.

Степень нарушения речевой или артикуляционной  моторики может быть различной. Условно выделяют три степени псевдобульбарной дизартрии: легкую, среднюю, тяжелую.

1. Легкая  степень псевдобульбарной дизартрии  характеризуется отсутствием грубых  нарушений моторики артикуляционного  аппарата. Трудности артикуляции  заключаются в медленных, недостаточно  точных" движениях языка, губ.  Расстройство жевания и глотания  выявляется неярко, в редких поперхиваниях.  Произношение у таких детей  нарушено вследствие недостаточно  четкой артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна  смазанность при произнесении  звуков. Чаще страдает произношение  сложных по артикуляции звуков: ж, ш, р, ц, ч. Звонкие звуки  произносятся с недостаточным  участием голоса. Трудны для произношения  мягкие звуки, требующие добавления  к основной артикуляции подъема  средней части спинки языка  к твердому нёбу.

Итак, основным дефектом у детей, страдающих псевдобульбарной дизартрией в легкой степени, является нарушение фонетической стороны  речи.

2. Дети  со средней степенью дизартрии  составляют наиболее многочисленную  группу. Для них характерна амимичность:  отсутствие движений лицевых  мышц. Ребенок не может надуть  щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть  их. Движения языка ограниченны.  Ребенок не может поднять кончик  языка вверх, повернуть его  вправо, влево, удержать в данном  положении. Значительную трудность  представляет переключение от  одного движения к другому.  Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным,  голос имеет назальный оттенок.  Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и  глотания. Следствием нарушения  функции артикуляционного аппарата  является тяжелый дефект произношения. Речь таких детей обычно очень  невнятная, смазанная, тихая. Характерна  нечеткая из-за малоподвижности  губ, языка артикуляция гласных,  произносимых обычно с сильным  носовым выдохом. Выдыхаемая ротовая  струя ощущается очень слабо.  Чаще звонкие согласные заменяются  глухими. Нередко звуки в конце  слова и в сочетаниях согласных  опускаются. В результате речь  детей, страдающих псевдобульбарной  дизартрией, оказывается настолько  непонятной, что они предпочитают  отмалчиваться. Наряду с обычно  поздним развитием речи (в возрасте 5-6 лет) данное обстоятельство  резко ограничивает для ребенка  опыт речевого общения.

Дети  с подобным нарушением не могут успешно  обучаться в общеобразовательной  школе. Наиболее благоприятные условия  для их обучения и воспитания созданы  в специальных школах для детей  с тяжелыми нарушениями речи, где  к этим учащимся осуществляется индивидуальный подход.

3. Тяжелая  степень псевдобульбарной дизартрии  - анартрия - характеризуется глубоким  поражением мышц и полной бездеятельностью  речевого аппарата. Лицо ребенка,  страдающего анартрией, маскообразное,  нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки. Дети с анартрией при хорошем умственном развитии также могут обучаться в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, где благодаря специальным логопедическим методам успешно овладевают навыками письма и программой по общеобразовательным предметам.

 

2.4 Стертая форма дизартрии

 

Легкие (стертые) формы дизартрии могут  наблюдаться у детей без явных  двигательных расстройств, перенесших воздействие различных неблагоприятных  факторов в течение пренатального, натального и раннего постнатального периодов развития. Среди таких неблагоприятных  факторов можно отметить: токсикоз беременности, хроническую гипоксию плода, острые и хронические заболевания  матери в период беременности, минимальное  поражение нервной системы при  резус-конфликтных ситуациях матери и плода, легкую асфиксию, родовые  травмы, острые инфекционные заболевания  детей в младенческом возрасте.

Раннее  речевое развитие у значительной части детей с легкими проявлениями дизартрии незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь формируется к 2-3 годам. При  этом довольно долго речь детей остается неразборчивой, неясной, понятной только родителям. Таким образом, к 3-4 годам  фонетическая сторона речи у дошкольников со стертой формой дизартрии остается несформированной.

Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными  движениями. Может встречаться небольшое  ограничение объема движений верхних  и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными.

Информация о работе Понятие и классификация дизартрии