Понятие и классификация дизартрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:11, реферат

Краткое описание

Клинический опыт показывает, что поражение разных участков коры головного мозга приводит к качественно отличным нарушениям речи. В связи с этим, выделяются различные области, поражение которых вызывает те или иные расстройства речи. Дизартрия относится к группе сенсомоторных расстройств, затрагивающих артикуляторный уровень речеобразования. При дизартрии расстройства произношения звуков вызваны, прежде всего, нарушениями фонетических (моторных) операций.

Содержание

Введение
1. Общее представление о дизартрии
2. Классификация форм дизартрии
2.1 Бульбарная дизартрия
2.2 Корковая дизартрия
2.3 Псевдобульбарная дизартрия
2.4 Стертая форма дизартрии
3. Основные направления лечения и коррекционной работы
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 32.28 Кб (Скачать файл)

У детей  со стертой формой дизартрии наблюдаются  также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются  в нарушении точности движений, снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую, замедленном  включении в движение, недостаточной  координации.

 

            3. Основные направления лечения и коррекционной работы

 

Данные  особенности речевого развития детей  с дизартрией показывают, что они  нуждаются в систематическом  специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны  речи, развитие лексического запаса и  грамматического строя речи, исправление  нарушений письма и чтения. Такие  коррекционные задачи решаются в  специальной школе для детей  с нарушениями речи, где ребенок  получает образование в объеме девятилетней общеобразовательной школы.

Дети  дошкольного возраста с дизартрией нуждаются в целенаправленных логопедических занятиях по формированию фонетического  и лексико-грамматического строя  речи. Проводятся такие занятия в  специальных дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи.

Логопедическая  работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта  при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой  моторики, учете личностных особенностей детей. Особое внимание уделяется состоянию  речевого развития детей в сфере  лексики и грамматического строя, а также особенностям коммуникативной  функции речи. У детей школьного  возраста учитывается состояние  письменной речи.

Положительные результаты логопедической работы достигаются  при условии соблюдения следующих  принципов:

  • взаимосвязанного формирования всех компонентов речи;
  • системного подхода к анализу речевого дефекта;
  • регуляции психической деятельности детей посредством развития коммуникативной и обобщающей функций речи.

В процессе систематических и в большинстве  случаев длительных занятий осуществляются постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному  переключению подвижных органов  артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление  монотонии и нарушений темпа  речи; полноценное развитие фонематического  восприятия. Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки  для овладения навыками устной и  письменной речи.

Логопедическую  работу необходимо начинать в младшем  дошкольном возрасте, создавая тем  самым условия для полноценного развития более сложных сторон речевой  деятельности и оптимальной социальной адаптации. Большое значение имеет  также сочетание логопедических мероприятий с лечебными, преодоление  отклонений в общей моторике.

Дети  дошкольного возраста с дизартрией, не имеющие грубых отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, владеющие  навыками самообслуживания и имеющие  нормальный слух и полноценный интеллект, обучаются в специальных детских  садах для детей с нарушениями  речи. В школьном возрасте дети с  тяжелой степенью дизартрии обучаются  в специальных школах для детей  с тяжелыми нарушениями речи, где  получают образование в объеме девятилетней школы с одновременной коррекцией речевого дефекта. Для детей с  дизартрией, имеющих выраженные нарушения  опорно-двигательного аппарата, в  стране имеются специализированные детские сады и школы, где большое внимание уделяется лечебным и физиотерапевтическим мероприятиям.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма.
  • Лечение сопутствующих заболеваний.
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи.   Во всех видах лечения ребенка-дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям. Прежде всего это относится к логопедическим занятиям. Родители должны знать для чего делаются те или иные упражнения, понимать их смысл и представлять ожидаемые результаты.

Логопедическое  воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:

  • массаж органов артикуляции;
  • артикуляционную гимнастику;
  • исправление произношения звуков речи;
  • исправление речевого дыхания и голоса;
  • работу над выразительностью речи.

Логопедическая  работа при дизартрии очень трудоемка, многопланова и требует систематических  занятий со специалистами и выполнения домашних упражнений с родителями.

 

 

Заключение

 

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Существуют  несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная.

В педагогической практике наиболее часто встречается псевдобульбарная форма дизартрии, которая возникает  при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

При дизартрии требуется комплексное  лечебно-педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным  лечением и ЛФК. Особое значение приобретает  использование при коррекции  произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического  строя, фонематического слуха, поскольку  дети, страдающие дизартрией испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

 

 

Список литературы

 

  1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия: Пер. с нем. — М.: Медицина, 1981. — 288 с.
  2. Винарская Е.Н. и Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга, Ташкент, 1973.
  3. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. М., 1982. с. 75.
  4. Ковшиков В.А. Понятие экспрессивной алалии и ее дифференциальная диагностика // Детская речь: норма и патология. Самара, 1996. С. 52-62.
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб, 2001.
  6. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики, с. 104, М., 1975.
  7. Мастюкова Е.М. и Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом, с. 135, М., 1985.
  8. Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — 400с.
  9. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. — М.: Педагогика, 1983. — 448с.
  10. Правдина О.В. Логопедия. М., 1973.
  11. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.
  12. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах/Гл. ред. Б.В. Петровский. — М.: Сов. энциклопедия. — Т. 1, 1982. — С. 350

Информация о работе Понятие и классификация дизартрии