Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:53, контрольная работа
Коллектив ( от лат. Collectives- собирательный), социальная общность людей, объедененных на основе общественно значимых целей , общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии - контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых.
1.Понятие коллектива. Руководство коллективом.
Коллектив ( от лат. Collectives- собирательный), социальная общность людей, объедененных на основе общественно значимых целей , общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. В социологии изучают преимущественно трудовой коллектив, в психологии - контактные группы людей, находящихся в непосредственном взаимодействии, в педагогике - организованные общности детей и взрослых. Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов – воспитанников ( учащихся ) и воспитателей (педагогов, родителей, шефов ). По отношению к педагогическому коллективу детский коллектив выступает в качестве цели, объекта и инструмента воспитания, по отношению к детям он - среда их обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения и самореализации.
Ученический коллектив имеет формальную ( официальную ) структуру, как правило, задаваемую взрослыми ,и неформальную, возникающую стихийно в виде дружеских, приятельских и др. объединений.
Детский коллектив
складывается и развивается в
процессе совместной деятельности и
общения своих членов, между которыми
возникает система
Развитие коллектива связано с преодолением противоречий: между коллективом и его в учебном заведении воспитательном учреждении, так и внешней: социальной, природной, предметно-практической. Воздействие среды на детей может усилить воспитательные меры педагогов ослабить или нейтрализовать их в зависимости от характера самой среды и типа взаимодействия с ней детского коллектива. Среда в которой возникают негативные явления ( напр., асоциальные группировки по месту жительства, учебу), отрицательно влияет на процесс развития детского коллектива. Воспринимая среду как социальную или эстетическую ценность, преобразуя и сохраняя ее, коллектив превращает среду в свое продолжение , в силу, влияющую на детей совместно с детским сообществом.
Проблема детского коллектива в педагогике- это в конечном итоге проблема управления им как инструментом воспитания. Управление детским коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов - педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Организуя жизнь детского коллектива, педагог коллектива использует фронтальные, охватывающие всех детей действия, групповую работу, индивидуальный подход, личностный подход к детям. В качестве субъекта управления вместе со взрослыми выступают и органы детского самоуправления. Коллектив – это среда, в которой формируется демократическая культура личности.
Понятие педагогического коллектива сложилось значительно позднее понятия детского коллектива. По сути оно введено Макаренко, хотя мысли и идеи о единстве требований педагогов к воспитанникам, о необходимости консолидации их в единую общность встречаются у Л. Н. Толстого., К. Д. Ушинского и др. В современных условиях расширяется совокупность функций педагогического коллектива ( воспитательной, прогностической, консолидирующей, просветительной по отношению к окружающей социальной среде и др.) В воспитательный процесс наряду с педагогами – профессионалами включаются представители общественности, родители, социальные педагоги и др., образующие коллектив воспитателей, где ведущая роль принадлежит педагогам.
Коллектив как специально организованное объединение учащихся формируется не сразу. Ни одно объединение людей изначально не проявляет существенных признаков, которые характеризуют коллектив. Процесс формирования коллектива длительный и проходит ряд этапов. Учение А. С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива, остановка – форма его смерти; определил принципы развития коллектива ( гласности , ответственной зависимости , перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы ( стадии) развития коллектива.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. Требования здесь выступают как основной параметр определяющий становление коллектива. Необходимым путем в развитии воспитательного коллектива Макаренко считал закономерный переход от категорического требования педагога до свободного требования каждой личности к себе на фоне требований коллектива.
Первая стадия – становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В этом время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу (класс, кружок и т.д.) Превратить в коллектив, т. е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива - педагог, от него исходят все требования. Следует отметить, что большинство воспитанников, особенно младших возрастных групп, практически безоговорочно принимают эти требования.
Показателями, по которым можно судить о том, что диффузная группа переросла в коллектив, являются мажорные стиль и тон, качественный уровень всех видов предметной деятельности, общая цель деятельности, общая ее организация, а так же выделение реально действующего актива. О наличии последнего, в свою очередь, можно судить по проявлениям инициативы со стороны учащихся и общей стабильности группы.
На второй стадии развития коллектива основным проводником требований к личности должен быть актив. Педагогу в связи с этим необходимо отказаться от злоупотребления прямыми требованиями, направленными непосредственно к каждому воспитаннику. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Здесь вступает в силу метод параллельного действия, поскольку педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают. Однако сам актив должен получить реальные полномочия, и только с выполнением этих условий педагог вправе предъявить требования к активу, а через него и к отдельным воспитанникам. Категорическое требование на этом этапе должно стать требованием коллектива. Если этого нет. То нет и коллектива в истинном смысле. Коллектив на этом этапе выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Основная цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третий этап органично вырастает из второго, сливается с ним. “ Когда требуется коллектив, когда коллектив сближается в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой '',-писал А. С. Макаренко. Положение, когда требуется коллектив» , говорит о сложившейся в нем системе управления. Это не только наличие органов коллектива, но и, главное, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении. Третий и последующие этапы характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно на уровень и характер требований, предъявляемых друг другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Однако это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную , нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
Процесс развития коллектива рассматривается отнюдь не как плавный процесс возможности для перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Каждая последующая стадия в этом процессе не сменяет предыдущую , а как бы добавляется к ней. Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. Поэтому некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения. На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
В настоящее время сложился новый подход( Л. И. Новикова, А. Т. Куракин и др.) к определению стадии развития коллектива, в рамках которого признается, что не только требования, но и другие средства могут сплачивать детей.
В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, отличающуюся сплоченностью, интегративной деятельностью, коллективистической направленностью. Самое существенное качество группы – уровень ее социально – психологической зрелости. Именно высокий уровень такой зрелости превращает группу в качественно новое социальное образование, новый социальный организм – в группу – коллектив.
Нижним уровнем формирования коллектива является группа –конгломерат, т. е . группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся ( или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны (например ,группа ребят, только что приехавших в летний оздоровительный лагерь из разных мест и собранных вместе). Если группа получает свое название, то происходит ее номинализация ( номинальная группа ). В этом случае ей приписываются определенные извне цели. Виды деятельности, условия взаимодействия с другими группами и т. д. При этом номинальная группа может остаться группой – конгломератом, если объединенные в нее личности не примут этих целей и условий. Если не произойдет даже формального межличностного объединения, но такие случаи редки в школьной практике.
Если же начальное
объединение произошло, дети приняли
статус « первичного коллектива» , цели
каждой личности в группе проектируются
заданием, группа поднимается на одну
ступеньку – она становится группой
– ассоциацией. На этом уровне начинается
единая жизнедеятельность группы. Появляются
первые ростки ее коллективообразования,
закладываются первые кирпичики
формирования ее структуры как коллектива.
Совместная жизнедеятельность в
рамках официальной первичной группы
дает ей возможность перейти к
более высоким уровням
Группа –
кооперация отличается реальной и успешной
действующей организационной
Группа – автономия храктерезуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней («Моя группа»).В ней происходят процессы обособления, эталонизации ( монореферентности), внутренней слитности и спаянности, которые являются внутригрупповой основой для перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, если она начнет противопоставлять себя другим группам и осуществлять свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. В этом случае появляется корпоративная направленность как «групповой эгоизм» и « групповой индивидуализм», а сама группа превращается в группу –корпорацию-лжеколлектив.
Информация о работе Понятие коллектив. Руководство коллективом