Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 21:06, реферат
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
По мнению французского психолога Ж. Пиаже, подросток получает способность рассуждать не только о реально существующих предметах и явлениях, но и потенциально возможных, гипотетических. Кроме того, существенно расширяется его социальный опыт, который дает материалы для анализа ценностей и его последующего обобщения.
Следует также отметить, что формирование ценностных ориентаций – это длительный и сложный процесс, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и общих социальных условий. Таким образом, ценностные ориентации отдельной личности представляют собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания.
Также необходимо выделить определенную возрастную динамику в преобладающем влиянии разных источников на ценности подростка.
Младший подросток ориентируется в основном на ценности, предлагаемые группой сверстников. При этом ценности, предлагаемые семьей, отторгаться. В среднем подростковом возрасте преобладающее влияние начинают оказывать ценности общества в целом, транслируемые через средства массовой информации. В это время подросток начинает осваивать культурные ценности своего народа: литературу, музыку, театр и др. Перед старшим подростком стоит проблема самоопределения, поэтому он вынужден не только формировать для себя свои ценности, но и осуществлять их практическую реализацию в собственную жизнь [38,с. 99].
Система ценностей подростка, находящаяся еще в процессе своего становления, является относительно неупорядоченной и неустойчивой.
Для подростков большое значение имеет присвоение культурных ценностей общества в котором он формируется (развивается). Однако этот процесс сопровождается значительными трудностями.
Формирование нравственной культуры старшеклассников с учетом возрастных особенностей
Процесс нравственного развития старших школьников носит личностно обусловленный характер. Не случайно ведущие исследователи содержания школьного воспитания указывают на необходимость учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, способствующих или, наоборот, негативно влияющих на формирование личностных свойств и качеств. Не составляют исключение из этого правила честь и достоинство личности, психологической основой которых является достаточно высокий уровень самосознания учащихся, их способность к рефлексии, нравственной самооценке и самоуважению. Как правило, интровертированное (направленное на себя) мышление наиболее отчётливо проявляется в старшем школьном возрасте, когда осознанное самовосприятие становится одним из центральных личностных новообразований. Поэтому этот возраст является наиболее благоприятным периодом для целенаправленного формирования чести и достоинства личности [4, с.26]. В психолого-педагогической литературе чаще всего подчёркивается противоречивый характер развития личности старшеклассника. Внимание акцентируется на тех трудностях, которые у них возникают в этот жизненный период - их перестаёт удовлетворять занимаемое положение в системе межличностных отношений; прежняя полудетская, полувзрослая социальная роль начинает осознаваться как не соответствующая их возросшим возможностям. Возникает противоречие между стремлением утвердиться в жизни и характером их отношений с окружающими людьми. Внутренние переживания сказываются на развитии нравственных качеств учащихся. Учителя говорят о возрастном максимализме старших школьников, их завышенных требованиях к себе и другим людям. Не сложившиеся взаимоотношения старшеклассников с учителями и родителями препятствуют достижению успехов в учёбе и жизни, развитию самоуважения, укреплению уверенности в себе. Нравственное воспитание только тогда эффективно, когда оно не идёт вслед за спонтанным развитием учащихся, а способствует обогащению их поведенческого опыта, формированию личностных качеств, находящихся в стадии зарождения. Нравственное воспитание учащихся приносит мало пользы, если оно опирается только на уже имеющийся уровень моральной воспитанности учащихся и не является "источником возникновения нового", в частности не способствует формированию чести и достоинства личности. Можно сказать, что нравственное воспитание старших школьников должно идти впереди их личностного развития, стимулируя возникновение тех нравственных новообразований, формирование которых наиболее актуально или жизненно необходимо [4, с.27]. На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции. У старшеклассников с высоким уровнем готовности к противодействию аморальным проявлениям присутствует чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях [7, с.26]. Учащиеся стремятся иметь обобщающее мнение не только относительно окружающей их действительности, но и самих себя, своего места в мире. По этим вопросам они пытаются высказать свою точку зрения, а не только разделять мнение других.
Стимулирующую функцию в формировании нравственности старшеклассников выполняют их оценочные способности, выражающиеся в умении ориентироваться в людях, правильно воспринимать и оценивать их достоинства и недостатки. Опыт оценочных суждений и самооценки складывается у подростков в процессе общения со сверстниками, мнение которых является наиболее значимым для развития положительной репутации и чувства самоуважения, однако быть объективными им мешает усиливающаяся в этом возрасте критичность и самокритичность, не позволяющая давать взвешенную оценку нравственных поступков других людей и своих собственных. Влияют на формирование нравственных качеств стремление старшеклассников к идентификации себя с другими людьми, а также с той социальной ролью, которую они собираются реализовать в недалёком будущем, для формирования моральных качеств необходимо использовать положительные примеры. Хорошие предпосылки для обретения положительной репутации и самоуважения имеют старшеклассники с ярко выраженными учебными способностями, высоким уровнем обучаемости. Однако удовлетворённость собой, положительное самовосприятие, чувство личного достоинства и отличников, и хорошистов, и троечников определяется уровнем их притязаний: для психологического комфорта притязания должны соответствовать реальной действительности [4, с.29]. На развитие нравственной культуры молодых людей оказывают влияние темпы и уровень физического развития, их внешность, наличие комплексов, в частности комплекса неполноценности, особенно характерного при наличии физических недостатков. Таким образом, у старших школьников есть целый ряд личностных предпосылок, способствующих развитию самоуважения, чувства чести и личного достоинства. Необходимо учитывать возможные трудности в личностном развитии старшеклассников и предупреждать конфликтные и стрессовые ситуации, отрицательно сказывающиеся на формировании нравственной культуры учащихся.
Самовоспитание нравственной культуры подростков
Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности. Она проявляется в единстве сознания и поведения и достигается на уровне этического самосознания старшеклассника как субъекта нравственных отношений. При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм [6, с.99]. Существует определённая зависимость между нравственным идеалом, и содержанием самовоспитания школьников. Дело в том, что учащимся необходимы ещё и образцы нравственного поведения конкретных людей. Пресса даёт нам примеры повседневного нравственного поведения людей (публикации об инициативе, таланте и изобретательности людей), с помощью которых формируется эталон личности человека. Нравственное самовоспитание подростков связано с умением давать отчёт, с самоконтролем, самоотношением, культурой общения и требовательностью к себе.
Самообязательства и их выполнение, умение держать слово, искренность в отношениях со всеми - важные способы самовоспитания в этом плане. В старших классах на основе честности уже становится возможным переход от воспитания к самовоспитанию принципиальности и других нравственных качеств. Нравственное самовоспитание можно организовать на базе любого вида работы. Самовоспитание становится устойчивым тогда, когда учащиеся имеют чёткую программу и овладевают его приёмами и методами. Программа выступает как единство цели, временных границ и средств самовоспитания.
В результате работы по формированию мотивов воспитания подростки сосредоточивают свои усилия на преодолении недостатков в тех видах деятельности, где они чаще всего проявляются. Программа самовоспитания каждого подростка должна состоять, прежде всего, из краткой самохарактеристики с указанием на недостатки. В нравственном самовоспитании школьников любого возраста ведущее значение имеет сформированность коллектива. У подростков на первый план выступает общение как ведущая сфера их самовыражения, самопроявления и самоутверждения. Здесь решающее значение имеют ценности, принятые в среде старшеклассников [5, с.112]. Как средство самовоспитания можно использовать общественные поручения. Временные поручения даются подростку главным образом для того, чтобы он понял недостатки своего характера.
Все приёмы побуждения к нравственному самовоспитанию используются в зависимости от ситуации и уровня воспитанности ученика. В современных условиях становится особо актуальной задача трудового и экономического воспитания старшеклассников. Трудовое воспитание и самовоспитание должны связываться с практическим участием подрастающего поколения в совершенствовании общественного производства, в деятельности предприятий, так как отношение к себе невозможно сформировать без включения подростков в трудовые производственные отношения. Трудовое воспитание призвано поставить подрастающее поколение в позицию субъекта труда, преобразователя природы, общественных отношений, творца реальной действительности, что должно сопровождаться управляемым, регулируемым преобразованием духовного мира самого субъекта труда. В этом случае содержание, характер трудовой деятельности, способ её организации являются регуляторами психического развития личности.
Труд и самовоспитание по своей природе - два волевых процесса, требующих идентичной психической активности и совершенствования единого механизма саморегуляции, управления собой. Организуя самовоспитание, мы тем самым готовим личность к труду, а более высокая трудовая воспитанность обеспечивает и более эффективное самосовершенствование. Специфика деятельности и отношений к производству, к людям труда предъявляет определённые требования к самоизучению и саморегуляции поведения школьников. Участие в деятельности способствует правильному прогнозированию её результатов, направленности действий, позволяет лучше определить своё призвание.
И чем лучше учащийся знает особенности своего внутреннего мира, тем продуктивнее его деятельность. С развитием успеха в деятельности у подростков появляется уверенность в своих силах, целеустремлённость и возрастает общественная активность. Личность формируется интенсивнее. Деятельность становится основой самовоспитания, если общественные и социальные идеалы человека соединяются с личными идеалами, обогащают их. Ценность деятельности для самовоспитания определяется степенью её трудности для учащихся. К самовоспитанию побуждает деятельность, нарастающая по трудности, она заставляет вырабатывать новые качества характера и трудовые умения, постоянно тренировать и совершенствовать себя. Деятельность становится основой самовоспитания, если в ней сочетаются личные, коллективные и общественные интересы [5, с.122]. Нельзя забывать и об эстетическом самовоспитании. Эстетическое воспитание и самовоспитание призвано сформировать общую эстетическую культуру личности в тесной связи с культурой умственного и физического труда, этикой поведения и общения. В этом отношении эстетическое самовоспитание подчинено общему закону: оно неотделимо от воспитания, является его результатом, его углублением, завершением. Но главная особенность эстетического самовоспитания состоит в том, что оно тогда устойчиво и эффективно, когда постоянно связано с другими направлениями работы над собой или является продолжением, развитием или частью эстетического воспитания. Наука и искусство, объединившись, могут воспитывать человека и побуждать его к самовоспитанию, самосовершенствованию во всех отношениях. В своей взаимосвязи эстетическое воспитание и самовоспитание способствуют решению воспитательных задач во всех направлениях совершенствования личности. Важным звеном в нравственном воспитании является физическое самовоспитание. Функции физического самовоспитания осуществляются тем эффективнее, чем гармоничнее они связываются в единое целое, в систему точно отработанного управления физическим развитием личности. Результативность физического воспитания и самовоспитания определяется тем, как оно сказывается на целостном развитии личности, а не только на здоровье и физических качествах подростков. Физическое самовоспитание способствует гармоническому развитию личности, служит решению самых различных воспитательных задач.
Таким образом, эффективное формирование нравственной культуры старшего школьника зависит от определённых условий. К этим условиям можно отнести:
1.Выбор содержания
2.Организация деятельности старших школьников, направленная на формирование нравственных качеств;
3.Активное участие педагога
в самовоспитании старшего
Заключение
Воспитание подростков - самая главная задача школы, поскольку представляет собой ярко выраженную элитную часть будущего, будущий интеллектуальный багаж, социальный потенциал общества и нации. Поэтому обучение в школе становится средством развития творческого потенциала нравственно ответственной, социально зрелой личности школьные годы - это период, когда особенно интенсивно происходит развитие и воспитание, становление личности, профессиональная подготовка будущих специалистов. Это сензитивный период для развития интеллекта, пересмотра и отработки системы ценностей.
Нравственная культура личности - это многоаспектное явление, ее ком- поненты формируются на основе идеи гуманизма и гуманности как общечело- веческих, моральных качеств личности посредством соотношения добра и зла.
Неотъемлемыми элементами культуры нравственного сознания является богатство этических знаний, наличие представлений и понятий о нравственных принципах и нормах, моральных ценностях, умение пользоваться этическими знаниями при определении гуманности и негуманности, при моральном выборе.
Нравственная культура охватывает все сферы человека, как духовную, так и волевую, все его поведенческие проявления, являясь интегральной характеристикой личности. Она определяет существования и функционирования человека в соответствии с системой моральных ценностей, принципов, норм, идеалов, потребностей и способностей.
Все вышесказанное дает нам основание рассматривать нравственную культуру личности как основную, сущностную характеристику человеческой культуры. Деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности. Таким образом, можно утверждать, что нравственная культура личности - комплексно-интегральная характеристика личности, предполагающая целостное формирование в деятельности трех компонентов: культуры нравственного сознания, культуры нравственных чувств и культуры нравственного поведения. Раскрытие нравственной культуры личности как педагогического явления позволяет нам определить понятие нравственной культуры студента.
Нравственная культура школьника обладает всеми признаками нравственной культуры современного типа личности с учетом возрастных особенностей и вида деятельности. Это интегральное качество личности, представленное единством когнитивного, эмоционального и конативного компонентов, обеспечивающих в своем взаимодействии продуктивную профессиональную деятельность и творческую самореализацию. Она представляет собой сложное структурное образование, которое базируется на мотивационном отношении специалиста к деятельности.
Информация о работе Понятие нравственное воспитание и нравственная культура