Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 21:06, реферат
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Вот что писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Процесс нравственного воспитания личности, формирования нравственной культуры стал предметом исследования многих зарубежных и отечественных ученых и педагогов.
Огромный вклад в развитие нравственного воспитания подрастающего поколения внес советский педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970). Алгоритм формирования нравственной культуры он представлял как соотношение таких компонентов: осознание и принятие норм общечеловеческой нравственности; воспитание чувств; формирование нравственных привычек; управление своими желаниями; формирование побуждений (мотивов) нравственных поступков [23,c.9].
Таким образом, целью и основным результатом организации процесса нравственного воспитания, главным показателем его эффективности является формирование нравственной культуры личности.
По мнению В.А. Сухомлинского, нравственная культура личности - это грань, момент общественной сущности человека, отражающий моральный потенциал личности, который заключается в осознании общественно значимой связи с миром и другими людьми, а также в специфических способах освоения и воспроизводства нравственных отношений [17, c.10].
Некоторые авторы (Л.М. Архангельский, В. Вичев, В.М. Соколов, В. Блюмкин и другие) рассматривают нравственную культуру как единство, как связь и взаимодействие сознания и поведения, как гармонию культуры нравственного сознания и моральных аспектов поведения.
Л.М. Архангельский трактует нравственную культуру как единство и взаимодействие сознания и поведения, как процесс превращения объективно существующих культурных ценностей в личностную культуру [27, c.18].
Другие авторы (Ю.М. Смоленцев, В.А. Бачинин и другие) рассматривают нравственную культуру как показатель нравственности индивида, отражающий достигнутый уровень развития человека. Так, по мнению А.С. Лаптенка, нравственная культура личности - это качественная характеристика нравственного развития личности. В ней отражается степень освоения личностью морального опыта общества, в какой мере этот опыт воплощается в поведении и отношениях с другими людьми [23,c.6].
Согласно болгарскому ученому Э. Рангеловой, нравственная культура личности - это совокупность усвоенных знаний и сформированных убеждений, норм и принципов жизни, пережитых нравственных чувств, эмоций (положительных и отрицательных), приобретенных моральных навыков, отношений и взаимоотношений с людьми и социумом, сформированных моральных качеств и идеалов, способности и моральному творчеству и борьбе с аморальными, негуманными явлениями [27,c. 19].
Если обратиться к словарю по этике [34,c. 238], то там найдем такое определение нравственной культуры личности: «нравственная культура личности - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотилось в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитания».
Таким образом, нравственная культура личности - сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания - нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
При определении основных компонентов и соответствующих элементов единой структуры нравственной культуры некоторые авторы (В.М. Соколов) руководствуются раскрытием сущности познавательного процесса и особенностями его реализации в развитии личности. Они раскрывают структуру нравственной культуры в следующем порядке: этические знания; моральные качества, принципы и убеждения; навыки и способности осуществлять моральные действия; повседневные активные моральные проявления личности [27,c. 25].
Другие авторы (В.А. Блюмкин, В. Вичев, Н.Б. Крылова) анализируют нравственную культуру как структуру с двумя основными компонентами -нравственное поведение и сознание или с тремя компонентами (Л.М. Архангельский, Р. Жимайтис) - моральное сознание, нравственные отношения, моральная деятельность. Существенной разницы здесь нет. Она, скорее, зависит от того, какому компоненту (сознанию или поведению) уделяется первое место в структуре и почему.
Третья группа авторов (И.И. Казимирская, А.С. Лаптенок, Б.Т. Лихачев, Е.Н. Рангелова) признает три основных компонента нравственной культуры -культуру нравственного сознания, культуру нравственных чувств, культуру поведения. По мнению целого ряда авторов (А.С. Лаптенок, И.И. Казимирская, Н.Б. Крылова, И.Ф. Харламов, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин) деятельность является главным условием формирования нравственной культуры личности.
Таким образом, под нравственной культурой личности будем понимать реализацию культуры нравственного сознания и нравственных чувств в деятельности, что приводит к формированию культуры нравственного поведения.
Сущность и особенности нравственной культуры подростков
Из проведенного нами исследования следует, что понятие «нравственная культура» имеет очень широкий спектр толкования. Само понятие, укоренившись прочно в научно-публицистической литературе и в повседневном общении, оставляет за собой некоторую терминологическую неопределенность в системе этического и культурологического знания [23,с.33].
Утверждается, что современные нравы проникнуты насилием, агрессивностью, нравственные ценности дискредитируются, подвергаются эрозии. Патриархальное же прошлое наделяется самым позитивным содержанием.
Нравственная культура подростка, будучи неотъемлемым свойством культуры как социального явления, формируется всем укладом его жизни. Личность подростка формируется, впитывая в себя все достижения моральной культуры общества. Разумеется, интенсивность впитывания и собственно развитие самой личности зависит от личностных характеристик индивида: полововозрастных, психофизиологических, интеллектуальных, образовательных и иных. Необходимо знать, что прежде, чем спрашивать, надо вырастить, обучить индивида, создать соответствующие социокультурные условия для становления личности и формирования ее внутренней культуры. Особенно важно, чтобы произошло это в школьные годы подростка, на которые приходится основная доля личностного самоопределения [19,c.8].
Рассмотрим основные социокультурные условия, обеспечивающие процесс обретения учащимися нравственной культуры:
1. Семья:
Семейное воспитание имеет огромное влияние на формирование нравственной культуры подростка: эмоциональная и морально – психологическая устойчивость родительского воздействия на подростков; возможность индивидуального подхода к нему; развитие чуткости и задушевности через положительные эмоции и пример взрослых; духовная связь и нравственная преемственность жизненного опыта поколений; фамильная гордость и честь; использование лучших национальных традиций и обычаев; контроль за рациональным использованием свободного времени подростков; выбор развивающихся форм проведения досуга; привлечение к посильному домашнему труду и помощи родителям в хозяйственных делах; заботливое отношение к больным и престарелым и прочее. Все наиболее важные жизненные ценности личности закладываются в отчем доме важно только, чтобы поступки ребенка не оставались незамеченными для родителей. Вовремя среагировать на них, участливо и ненавязчиво подкорректировать, дать адекватную оценку в случаи необходимости – значит на деле участвовать в нравственном воспитании подростков [5,с. 71].
2. Систематическая, целенаправленная,
научно обоснованная работа
Проведенные социологические исследования в 90-х годах не зафиксировали резких противоречий в направленности воспитания в школе и семье, но в то же время показали необходимость поиска новых путей сотрудничества, проведения реформы школы с целью ее приближения к современным реалиям и перспективам, которые ставит перед школой современное общество.
Таким образом, необходимо понимать, что союз родителей и педагогов в формировании нравственной культуры подростков должен всячески укрепляться, ибо только совместными усилиями можно добиться надлежащего его воспитания [19, с.12-13].
3. Вовлечение в воспитательный процесс социокультурной среды за пределами семьи и школы:
Поскольку одним из характерных признаков подросткового возраста является стремление к самореализации, очень важным аспектом в формировании нравственной культуры считается вовлечение подростков во внешкольную деятельность. Речь идет об общественных и государственных учреждениях – домах и дворцах культуры, библиотеках, театрах и музеях, спортивных сооружениях, профилакториях, объединениях художественного и технического творчества и т. п. [20,с.13-14].
4. Самовоспитание учащихся
Для реализации данного условия необходима своевременная профориентация ребенка, побуждающая его к самостоятельному творческому поиску через учебу, чтение (хорошую услугу учащимся окажет и литература по этике, эстетике, нравственности в целом), игры и собственный труд.
Все рассмотренные выше социокультурные условия, безусловно, являются одним из важных аспектов формирования нравственной культуры, однако, возвращаясь к сущности самого понятия нравственной культуры, необходимо помнить, что она охватывает все сферы жизни и деятельности человека, его личностное развитие. Поэтому, также необходимо учитывать особенности психофизического развития подростков.
Подростковый возраст считается одним из самых трудных периодов возрастного развития. Трудности усугубляются ныне сложившимися социальными условиями жизни [3,с.3 ].
Подростковое поколение очень чутко реагирует на окружающее общество - его ценности, политические и экономические противоречия, неписанные правила. Юноши и девушки считают, что общество накладывает слишком много ограничений, поэтому пытаются отделиться от него, принимая временные идентичности и роли.
Взросление современного подростка проходит в условиях нестабильности в экономической и культурно – ценностной сферах развития современно общества, кризиса семьи. Именно в таких условиях пребывает большинство современных белорусских подростков. Несмотря на разницу в социальной сфере почти все они остро переживают этот период: становятся агрессивными, непослушными в общении с родителями и учителями, а некоторые начинают употреблять алкоголь и наркотики [38, с.30].
Растущие люди оказались в наиболее трудном положении, так как противоречия развития, свойственные подростковому возрасту, значительно усилились в нынешней непростой социальной ситуации, и привели к искусственной задержке личностного развития, к отклонениям в поведении, повышению тревожности. Процесс формирования новообразований подросткового периода развития растянут во времени и может происходить неравномерно.
Учитывая вышеперечисленные негативные факторы, влияющие на развитие подростка, необходимо понимать, что он очень нуждается в помощи педагогов, которые должны хорошо разбираться в сущности происходящих социальных процессов, в психологии индивидуальных различий современного подростка. Необходимо принять тот факт, что подросток стал иным. Это требует особенного, разностороннего и тщательного изучения психофизиологических особенностей подростка. Только учитывая все эти особенности, педагог сможет помочь подростку в его нравственном становлении и нахождении своего места в мире взрослых [3,с.4]. Рассмотрим наиболее важные возрастные новообразования данного возраста.
В подростковом возрасте продолжает формироваться самосознание и самоотношение. Начальным этапом в формировании самосознания является переход от управления к самоуправлению. Характерными особенностями подросткового возраста выступают:
‒ стремление отмежеваться от всего, подчеркнуто детского, т. е. стремление к взрослению, потребность в положении в группе сверстников и ее удовлетворение;
‒ любознательность и любопытство ко всему, что представляет мир взрослых;
‒ широкий спектр эмоциональных реакций;
‒ требовательность к соответствию слова и дела [10,c.55].
Возрастным новообразованием подросткового возраста является переживание чувства одиночества. Как психологическое состояние - это осознание и переживание обособленности от других людей. Подростки чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывают при этом грусть, страх, обиду, печаль [17,c.55]. Личностными компонентами этого возрастного периода являются:
‒ развитие рефлексии, т. е. потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе, но не может реализовать из-за недостаточного развития навыков самообладания и самоанализа;
‒ переориентация общения с родителями и значимыми взрослыми на сверстников;
‒ потребность в уединении.
Как личность подросток обладает следующими личностными чертами: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе и окружающим, реалистические ожидания и представления о любви, дружбе, общении и т. п.;
Характерной чертой данного периода является то, что человек часто отказывается видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, отрицает информацию, несовместимую со сложившимися представлениями, в том числе и о себе, т. е. проявляет защиту от потенциально тревожной информации [1,c.104-106].
Детям подросткового возраста свойственно использование различных психологических защит. Некоторые из них используются подростками чаще других, например, проекция, психологический смысл которой сводится к ослаблению интенсивности отрицательных эмоций, возникающих при взаимоотношении с окружающими.
Исследование сущности и особенностей нравственной культуры подростков невозможно без рассмотрения системы ценностей подростков.
По общему признанию ценностные ориентации представляют собой одну из центральных характеристик личности и тем самым оказывает существенное влияние на все стороны жизнедеятельности. Принято считать, что ценностные ориентации отражают отношение человека к окружающему миру и выступают в качестве способа дифференциации объектов по степени их субъективной значимости [28, с.89].
Психолого-педагогический опыт показывает, что подростковому возрасту принадлежит особая роль в формировании ценностей и ценностных ориентаций, так как формирующиеся у подростков абстрактное мышление открывает перед нами новые возможности [38,с. 98].
Информация о работе Понятие нравственное воспитание и нравственная культура