Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Понятие «педагогическая  система». Виды педагогических систем

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом. Кроме того, взаимодействие компонентов системы обусловливает наличие новых интеграционных качеств системы, не свойственных образующим ее компонентам. Для системы характерно также неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность.

В зависимости от основания классификации рассматривают системы: технологические, биологические или социальные; естественные или искусственные; материальные или абстрактные; открытые или закрытые; статистические или динамические; простые или сложные; централизованные или без ведущего органа управления и другие.

Применение системного подхода  в педагогике привело к возникновению понятия «педагогическая система». Педагогическая система — множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целямобразования и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явд ние (Н.В. Кузьмина и др.). Выделяют обычно (А.М. Новиков и др.) следующие компоненты педагогической системы: педагоги (учителя, преподаватели и т. г и обучающиеся (учащиеся, студенты): цели образования; содержание образов ния; методы, средства, организационные формы обучения и воспитания, резул таты образования.

При другом подходе (В. А. Сластенин и др.) педагогическая система исследуете в статике и в динамике. В первом случае в педагогической системе выделяют четьп взаимосвязанных компонента: педагоги и воспитанники (субъекты педагогическо системы), содержание образования и материальная база (средства). Взаимодействи этих компонентов порождает педагогический процесс, который является динамической педагогической системой.

В истории педагогической мысли  и образования под педагогической системой нередко понимают концепцию образования личности, обоснованную тем или ины ученым-педагогом. Известны, например, педагогические системы Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского. Говорят также о педагогических системах первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального и других обществ. Таким образом, в педагогической науке понятие «система» употребляется в разных контекстах.

В целом рассматривать педагогические объекты как системы-— значит определить состав, структуру и организацию основных компонентов, установить ведущие взаимосвязи между ними, выявить внешние связи системы, определить функции системы и ее роль среди других систем, установить на этой основе закономерности и тенденции развития системы. Из вышесказанного следуют сущностные характеристики педагогической системы: социальная; сложноорганизованная; искусственная (подчиняется) законам, принципам, правилам, установленным человеком); целеустремленная, стре мящаяся к совершенствованию; динамическая, развивающаяся (изменяет свойства во времени под воздействием внешних и внутренних факторов); самоуправляющаяся открытая (часть, элемент более широкой социальной системы).

Педагогическая система, будучи открытой системой, изменяется (укрепление материально-технической  базы, улучшение материального положения  учителя, совершенствование содержания образования и т. п.) под влиянием социальных изменений, прогресса общества в науке, культуре, технике. Наиболее общая педагогическая система — система образования как совокупность учебно-воспитательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, атакж« органов управления образованием, государственных образовательных стандартов и образовательных программ. Система образования создается обществом и выполняет его социальный заказ. Социальные институты, выполняющие образовательные функции и объединяющиеся в систему образования, являются подсистемами системы образования.

Вицы педагогических систем отличаются их назначением, особенностями организации и функционирования. Педагогическая система общеобразовательной школы (учреждения образования) рассматривается как целенаправленная, самоорганизующаяся система, подсистемами которой выступают дидактическая и воспитательная системы, а также сфера профессионального и свободного общения всех участников педагогического процесса.

Педагогическая система образовательного учреждения, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, принципы, концепции, технологии, проектируемые автором (ученым, директором учреждения, педагогическим коллективом и другими) характеризуется как авторская педагогическая система. Например, педагогические системы Я.А. Крменского, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, С. Френе, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского, А.Н. Тубельского можно отнести к авторским.

 

Технологизация педагогического процесса как объективная тенденция развития современного образования

Сфера образования находится в  постоянной динамике, реагируя на изменения  в обществе, его запросы. Жизнь в постиндусгриальном (информационном) обществе требует от выпускника современной школы определенных личностных качеств. Он должен гибко адаптироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, уметь эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня и т. п.

Подготовить личность с оргдеятельностными, интеллектуальными, информационными, коммуникативными компетенциями в общеобразовательной школе можно при условии перехода к новой образовательной парадигме, ведущей к изменению позиций ученика и учителя в педагогическом процессе. Учитель (учебник) перестает быть основным источником знаний. Он выступает в роли организатора активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника. В педагогической литературе (Н.И. Запрудский и др.) обозначены проблемы, с которыми сталкиваются педагоги и учащиеся, реализуя предметно ориентированную (знаниевую) модель образования.

Отчуждение содержания образования  от учащихся (они не осознают актуальности для себя изучаемых дисциплин; мотивационный кризис, нежелание учиться; объем материала превышает возможности большинства учащихся; пассивность на занятиях, неэффективность административного стимулирования прилежания школьников и т. п.).

Школа не обеспечивает необходимого уровня социализации выпускников, так  как ориентируется главным образом  на усвоение учащимися требований учебных программ, «готовых» знаний и не создает условия для овладения мыследеятельностными умениями.

 «Недополучение» многими учениками  и выпускниками школ тех знаний, которые определяются государственными стандартами и учебными программами. Многие учащиеся учатся неэффективно, хуже своих возможностей.

Проблема здоровья детей. Многие болезни учащихся имеют, по мнению врачей, дидактогенный характер.

Неудовлетворенность значительной части  педагогов учебно-воспитательным процессом  и его результатами.

Наблюдается противоречие между потребностями, социальным заказом общества и возможностями школы их обеспечить. Как показывает инновационная образовательная практика, в том числе за рубежом, разрешить это противоречие можно путем освоения и внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных педагогических технологий.

Таким образом, технологизация педагогического  процесса является в настоящее время  объективным явлением в образовании. Технология не дань моде, а стиль современного научно-практического мышления (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова).

 

Понятие о педагогической технологии. Структура педагогической технологии

Современная дидактика и теория воспитания пытаются ответить на вопросы! «Как обучать и воспитывать результативно?», «При каких условиях педагогический процесс приобретает черты педагогической технологии?».

«Технология» (от греческих слов techne—искусство, мастерство, умение и logos -учение, наука)—учение об умении, мастерстве что-то делать. Согласно словарю русски го языка С.И. Ожегова, технология — это совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производи ства. Наиболее общая трактовка этого понятия состоит в том, что технология представляет научно и (или) практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей. Важнейшей чертой технологии выступает четкое планирование ожидаемого результата деятельности и ориентация на его достижение. Технологии стали активно проникать в гуманитарные сферы деятельности людей: в политику, культуру, медицину и образование. Впервые понятие «технология» появляется в педагогике в середине XX века в связи с попытками «технологизировать» педагогический процесс с помощью технических средств, а затем реализовать идеи программированного обучения. В 70-е годы XX века педагогика испытала влияние кибернетики как науки об управлении. Затем широкому применению термина «технология» в педагогике способствовало развитие информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые начали широко использоваться в сфере образования.

В настоящее время в понимании  и употреблении термина «педагогическая технология» существует несколько различных позиций (по Г.К. Селевко).

Позиции исследователей в понимании  термина «педагогическая технология»

Педагогическая технология рассматривается как:

I. Научное направление, область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев и др.)

П. Способ (модель, техника) решения  педагогических (учебных) задач или процесс коммуникации, основанный на определенном алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогачес-кого процесса (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, Н.Е. Щуркова и др.)

Ш. Разработка и применение средств, инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачев, С.А. Смирнов и др.)

IV. Многомерное понятие, многоаспектный подход: предлагается рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В. В. Давыдов, Г. К. Селевко и др.)


В целом понятие «педагогическая  технология» представлено научным, процессуально-описательным (алгоритм процесса, совокупность целей, принципов, содержания, методов, средств) и процессуально-действенным (непосредственное осуществление педагогического процесса) аспектами. Научная отрасль «Педагогическая технология» занимается исследованием наиболее рациональных путей обучения и воспитания, проектированием и конструированием педагогических процессов.

В педагогической литературе встречаются  понятия «педагогическая технология», «образовательная технология», «технология обучения», «технология воспитания». Первые два термина употребляют обычно как синонимы. Третий и четвертый из них подчеркивают специфику процессов обучения и воспитания. Понятием «технологический подход к обучению и воспитанию» обозначают процесс конструирования педагогического процесса в самом общем виде, представление его в форме алгоритма, без учета специфики отдельных шагов. В другом контексте технологический подход к обучению есть точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.

Представим в виде схемы подходы  исследователей к определению понятия  «педагогическая технология».

В.П. Беспалько: «Проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике; содержательная техника реализации учебного процесса»

М.В. Кларин: «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей»

В.А. Сластенин: «Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий»

В.М. Монахов: «Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей; система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата»

ЮНЕСКО: «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»

Б.Т. Лихачев: «Совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; инструментарий педагогического процесса»

Н.Е. Щуркова: «Совокупность профессиональных умений воздействия на детей в контексте взаимодействия с ними во имя их активного взаимодействия с окружающей реальностью»

Г.К. Селевко: «Система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времении, в пространстве и приводящая к намеченным результатам»


Общепринятым и понятным для  педагога-практика является следующее определение: педагогическая технология — научное проектирование и точное воспроизведение определенной последовательности способов педагогического взаимодействия, гарантирующей достижение запланированного результата. В соответствии с этим определяются (И.И. Прокопьев и др.) характерные черты или признаки педагогических технологий.

Признаки педагогических технологий

Диагностично поставленная цель или система задач

Строгая последовательность педагогических операций (действия, методы, приемы)

Гарантия достижения цели (задач)

Управляемость педагогического процесса

Циклический характер (повторяемость) отдельных операций


Один полный цикл педагогической технологии (педагогического взаимодействия включает: педагогическое диагностирование; постановку диагностируемых целей и задач; проектирование, конструирование педагогического взаимодействия субьектов между собой и со средствами обучения и воспитания; реализацию спроектированного педагогического взаимодействия; управление (анализ, оценка, сравнена результата с целью, корригирование).

Все эти процессы, составляющие технологию, сами могут рассматриваться как технологии . Педагогический процесс осуществляется как технология в том случае, если его цель и результат описываются точно, конкретно, диагностично; операционально. Вот почему некоторые исследователи указывают, что в строгом смысле технологиями являются именно технологии обучения, причем в большей степени предметно ориентированные (знаниевые) и в меньшей степени личностно ориентированные технологии. В случае личностно ориентированных технологий более сложно осуществить диагностику (контроль) достижения целей, так как они относятся к сфере психического развития, универсальных способностей учащихся.

Аналогичные рассуждения можно  провести и в отношении понятия «технология воспитания». Оно применяется в педагогике с учетом специфики процесса воспитания, его отличительных особенностей (сложность, неоднозначность, многофакторность, трудность установления обратной связи, невозможность гарантировать достижение определенного результата и др.).

 

Соотношение понятий  «педагогическая технология» и  «методика обучения и воспитания»

Понятия «педагогическая технология»  и «методика обучения и воспитания»  различаются. Под методикой обычно понимают совокупность методов и средств осуществления педагогической деятельности в процессе обучения и воспитания. Методика — это и педагогическая отрасль, изучающая: 1) закономерности, содержание, методы и средства обучения определенному учебному предмету (частная методика); 2) особенности организации воспитательного процесса в различных образовательных институтах (методика воспитательной работы). Однако методика изучает разнообразные методы (приемы) и средства педагогического процесса, не выстраивая их в определенной логике,' по определенному алгоритму.

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем