Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:36, реферат

Краткое описание

Понятие «система» играет важную роль в философии, науке, технике, практической деятельности. Системный подход как общенаучный методологический принцип предписывает в научных исследованиях осуществлять конструирование и исследование сложноорганизованных природных или социальных объектов, рассматривая их в качестве систем различных типов и видов. Система (греч. systema — составленное из частей, соединенное) — «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» (Философский словарь / [под ред. И.Т. Фролова]. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991. С. 408.). Исследователи подчеркивают, что компоненты системы тесно связаны между собой, изменение одних из них вызывает изменение других, а нередко и системы в целом

Вложенные файлы: 1 файл

Сивашинская часть2.doc

— 696.50 Кб (Скачать файл)

Технология отличается от методики именно своей алгоритмичностью и нацеленностью на определенный диагностируемый результат. При этом педагогическая технология учитывает и допускает в определенных пределах творчество педагогов и воспитанников. Есть и другие подходы к различению рассматриваемых понятий. Методика в большей степени раскрывает систему деятельности педагога на уроке или во внеклассной воспитательной работе (что и в какой последовательности излагать, какие средства использовать, как организовать различные этапы урока и т. п.). Технология наряду с деятельностью педагога описывает деятельность самих учащихся. Кроме того, методики имеют мягкий, рекомендательный характер, а технологии более жестко предписывают определенную последовательность действий учащихся и педагога, отступление от которой может препятствовать достижению запланированных результатов. Технологии предоставляют возможность их воспроизводить, методики же воспроизвести намного труднее — они в большей степени основаны на интуиции, традиции, личностных качествах педагога. Технология всегда научно обоснована, базируется на определенных философских, психологических или педагогических теориях, которые не зависят от личности педагога.

Остается дискуссионным вопрос о том, какое из рассматриваемых понятий шире по объему. На этот вопрос нельзя ответить однозначно. В рамках технологии учитель может использовать локальные авторские методики и, наоборот, в рамках авторской методики может использовать элементы известных технологий.

 

Сущность технологического подхода к обучению. Классификация педагогических технологий

Технологический подход к обучению является важнейшим конкретно-научным методологическим подходом в современной педагогической науке и практике. Он выступает концентрированным выражением внедрения достижений педагогической науки в практику, обобщения и систематизации обширного опыта педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результатов психолого-педагогических исследований; важнейшим показателем высокого профессионализма в педагогической деятельности. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной действительности.

Существуют разные основания для классификации педагогических технологий:

по уровню применения, по философской  основе, по ведущему фактору психического развития, по концепции усвоения, по организационным формам, по подходу к ребенку, по преобладающему методу, по категории обучающихся, по характеру содержания и структуры, по направлению модернизации существующей традиционной системы (Г.К. Селевко, Г.Д. Левитес и др.);

по степени обобщенности; по степени  проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в  деятельности, в создании условий для своего развития (С.С. Кашлев);

по типу организации и управления познавательной деятельностью (В. П. Беспалько).

Приведем примеры наиболее значимых для педагога-практика классификаций.

По уровню применения выделяют общепедагогические, частнометодические и локальные технологии.

Педагогические технологии по уровню применения

Общепедагогическая технология характеризует целостный педагогический процесс (педагогическую систему) в данном регионе, учебном заведении

Частнометодическая (предметная или воспитательная) технология характеризует совокупность целей, содержания, методов и средств деятельности педагога и учащихся в рамках одного предмета или направления воспитания

Локальная (узкопредметная, модульная) технология характеризует отдельные части учебно-воспитательного процесса, процесс решения отдельных дидактических или воспитательных задач

По степени обобщенности выделяют макротехнологии и микротехнологии

Педагогические технологии по степени  обобщенности

Макротехнологии определяют философию, стратегию педагогического процесса (технологии развивающего обучения, информационные технологии и др.)

Микротехнологии определяют тактику  педагогического взаимодействия, его  конкретные приемы (технология дискуссии, игра-путешествие и др.)


По характеру содержания и структуры технологии бывают: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессиональноориентированные, гуманитарные и технократические, а также монотехнологии, политехнологии (комплексные) и проникающие технологии.

| Монотехнологии

Весь учебно-воспитательный процесс  строится на какой-либо одной доминирующей, приоритетной идее или концепции

Пполитехнологии (комплексные)

Используются элементы разных монотехнологий

Проникающие технологии

Их элементы наиболее часто включаются в другие технологии и при этом играют роль катализаторов


По степени проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в деятельности, в создании условий для своего развития педагогические технологии можно классифицировать на репродуктивные (личностно отчужденные) и продуктивные (личностно ориентированные).

Педагогические технологии по степени  проявления учащимися субьектности, активности, самостоятельности в  деятельности

Репродуктивные (личностно отчужденные) технологии — основной целью этих технологий выступает сообщение учащимся «готовых» знаний и формирование на их основе умений и навыков; они реализуют предметно ориентированную модель образования. Преобладающими методами обучения являются объяснительно-иллюстративные методы

Продуктивные (личностно ориентиро-ванные) технологии нацелены на создание оптимальных  условий развития личности учащегося. Посредством этих технологий реализуется универсальная (способностная) модель образования. В процессе применения продуктивных технологий доминируют проблемно-поисковые, активные методы обучения


В основу классификации по типу организации и управления познавательной деятельностью положен характер взаимодействия учителя с учеником. Это взаимодействие, согласно В.П. Беспалько, может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся); цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем); рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным); ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание указанных признаков определяет разные виды технологий (систем обучения).

Классическое лекционное обучение

Разомкнутое, рассеянное, ручное

Обучение с помощью аудиовизуальных технических средств

Разомкнутое, рассеянное, автоматизированное

Система «консультант»

Разомкнутое, направленное, автоматизированное

Обучение с помощью учебной  книги

Разомкнутое, направленное, автоматизированное

Система «малых групп»

Цикличное, рассеянное, ручное

Компьютерное обучение

Цикличное, рассеянное, автоматизированное

Система «репетитор» 

Цикличное, направленное, ручное

«Программное обучение»

Цикличное, направленное, автоматизированное


Одной из общепринятых является классификация по направлению модернизации существующей традиционной системы обучения и воспитания.

Группы педагогических технологий

Примеры технологий данной группы

1. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества (Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова и другие); гуманно-личностная технология Ш.А. Амонаш-вили; технология витагенного образования (А.С. Белкин)

2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии; интерактивные  технологии; технология проблемного обучения; технология обучения на основе схемных и знаковых моделей (опорных сигналов) В.Ф. Шаталова; технологии кооперативного обучения, проектного обучения

3. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления учебным процессом

Технология программированного обучения; технологии дифференцированного обучения; технологии индивидуализации обучения; технология перспективно-опережающего обучения (С. Н. Лысенкова); технологии на основе коллективных способов обучения; технологии групповой деятельности; информационные и компьютерные технологии

4. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала

Технология укрупнения дидактических единиц (П.М. Эр-дниев), «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов); «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов); технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов), интегральная образовательная технология В.В. Гузеева

5. Природосообразные технологии, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка (альтернативные технологии)

Педагогика свободы Л. Н. Толстого; вальдорфская педагогика (Р. Штейнер); технология саморазвития (М. Мон-тессори); технология Дальтон-план; технология «свободного труда» (С. Френе); «школа-парк» (М.А. Балабан)

6. Технологии авторских школ

Школа адаптирующей педагогики (Е.А Ямбург, Б.А. Брой-де); «Школа самоопределения» (А. Н. Тубельский); агрошкола (А. А. Католиков)


При всем многообразии педагогических технологий в каждой из них можно выделить определенные классификационные характеристики (по Г.К. Селевко): уровень применения; философская основа; целевые установки и ориентации; основной фактор развития личности; научная концепция усвоения знаний; позиция ребенка в педагогическом процессе; особенности содержания образования; преобладающий метод обучения или воспитания; формы педагогического процесса; категория учащихся, на которых рассчитана технология; управление педагогическим процессом (диагностика, планирование и т. п.). Анализируя педагогическую технологию, следует также обратить внимание на ее программно-методическое обеспечение: учебные планы й программы, учебно-методические пособия, дидактические материалы, наглядные пособия и технические средства обучения, диагностический инструментарий.

 

Критерии технологичности  педагогического процесса и эффективности  педагогических технологий

Оценка эффективности педагогической технологии дается с учетом критериев  технологичности педагогического  процесса. Критерии технологичности педагогического процесса предложили В.П. Беспалько, Д.Г. Левитес, Г.К. Селевко и др. Охарактеризуем эти критерии в изложении Г.К. Селевко.

Критерии технологичности педагогического процесса

Характеристика критерии

I. Концептуальность

Опора на научную (философскую, психологическую, дидактическую, социально-педагогическую) концепцию, включающую обоснование образовательных целей. Например, программированное обучение базируется на бихевиористской теории, развивающее обучение — на теории учебной деятельности и содержательного обобщения, интегральная технология — на идее укрупнения дидактических единиц

2. Системность

Технология должна обладать всеми  признаками системы: целостностью, взаимосвязью всех частей, логикой процесса

3. Управляемость

Предполагает возможность диагностического целеполагания, проектирования, планирования педагогического процесса, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов

4. Эффективность

Педагогическая технология должна быть эффективной по результатам, оптимальной по затратам, гарантирующей достижение определенного образовательного стандарта

5. Воспроизводимость

Означает возможность повторного применения, воспроизведения технологии в других образовательных учреждениях иными субъектами


Кроме того, педагогические технологии должны отвечать таким требованиям, как соответствие целям и задачам, принципам и содержанию педагогического процесса; соответствие возрастным, гендерным особенностям, потребностям и интересам участников педагогического процесса, уровню их развития, обученности и воспитанности; соответствие специфике педагогической ситуации; сообразность индивидуальности педагога и др.

В педагогике определены критерии эффективности педагогических технологий: органическая взаимосвязь всех компонентов, наличие рефлексивного компонента технологии; соответствие логики реализации технологии структуре деятельности; высокий уровень результативности технологии в ходе ее использования в массовой практике; организация взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого происходят существенные изменения состояния учащихся (в мотивации, ЗУНах, чувствах и т. п.); возможности технологии создавать условия для творческой деятельностиучащихся и педагога, их самоактуализации и саморазвития; успешность деятельности педагога и учащихся в процессе реализации технологии; позитивная оценка технологии учащимися, коллегами, родителями.

Эффективность применения технологий, как показывает практика, зависит  от ряда условий: полное описание технологии; наличие необходимых дидактических  средств для ее реализации; высокий уровень владения педагогом соответствующими методами, приемами, формами педагогического процесса, педагогической техникой; разнообразие используемых технологий, рефлексия реализованных технологий и др.

 

Принципы отбора педагогом педагогических технологий. Моделирование системы педагогических технологий

Многообразие педагогических технологий ставит учителя перед проблемой выбора педагогических технологий. В педагогической теории сформулированы принципы, руководствуясь которыми педагог может осуществить отбор технологий для их практического применения:

соответствие технологии тенденциям развития общества и сферы образования;

целевая направленность, возможности  данной технологии в разрешении имеющихся противоречий педагогической практики;

соответствие технологии возрасту учащихся, уровню их обученности и воспитанности;

направленность технологии на организацию деятельности учащихся (деятельностный подход);

содержательная специфика технологии (предназначена для преподавания естественнонаучных или гуманитарных предметов);

ресурсная обеспеченность применения технологии, ее соответствие другим педагогическим средствам (культуросообразность);

адекватность технологии личным ценностным предпочтениям, индивидуальности педагога; его возможность и готовность овладеть технологией;

Информация о работе Понятие «педагогическая система». Виды педагогических систем