В качестве примера приведем ориентировочные
словари-минимумы для детей по разным
темам для разных возрастных групп.
Тема «Труд водителей транспорта»
(средняя группа). Словарь выделен на основе анализа понятия
«труд» и содержания системных знаний
детей этого возраста о труде людей.
Слова, обозначающие трудящегося человека:
водитель, шофер.
Слова, обозначающие качества, признаки
предметов: автобусный, блестящий, большой,
быстрый, грязный, деревянный, длинный,
жесткий, круглый, красивый, маленький,
металлический, мягкий, новый, пассажирский,
пластмассовый, прямой, просторный, светлый,
стеклянный, резиновый, ровный, теплый,
трамвайный, троллейбусный, тяжелый, удобный,
узкий, чистый, широкий.
Слова, связанные с понятием «транспорт»:
автобус, автомобиль, асфальт, багажник,
бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик,
дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники»,
кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина,
мотор, мостовая, номер, окно, пассажир,
подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка,
рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор,
сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары,
шоссе, штанги (троллейбуса), шина.
Слова, обозначающие действия: водить,
возить, входить, выходить, включать, выезжать,
гудеть, заводить, закрывать, заправлять,
зацеплять, ездить, наливать, объявлять,
открывать, останавливать, освещать, перевозить,
подъезжать, покупать, предупреждать,
продавать, ремонтировать, садиться, сваливать,
смотреть, тормозить, сигналить, управлять,
ухаживать, чистить.
Слова, способствующие углублению положительного
отношения к трудящемуся человеку: вежливый,
внимательный, заботливый, старательный;
аккуратно, быстро, дружно, старательно,
хорошо.
Тема «Части тела» (старшая
группа) (исследование Ю. С. Ляховской)
Слова, обозначающие предметы: лицо, глаза,
лоб, брови, веки, ресницы, переносица,
ноздри, зубы, затылок, волосы, названия
пальцев, ногти.
Слова, обозначающие признаки: круглый,
бледный, румяный, высокий, голубой, карий,
светлый, темный, блестящий, левый, правый,
верхний, нижний, пушистый, коренной, постоянный,
передний.
Слова, обозначающие действия: поворачивать,
качать, морщить, моргать, хмуриться, опустить,
расчесывать, заплетать, стричь.
Для организации целенаправленной и
систематической работы над смысловой
стороной слова целесообразно наметить
перечень синонимических рядов, антонимов,
многозначных слов.
Словарь синонимов для младшей и средней
групп:
Дети – малыши, ребята, детвора.
Дом – избушка, хатка.
Грустный – печальный, невеселый, нерадостный.
Бежать – мчаться, нестись, пуститься
без оглядки.
Веселиться – радоваться, улыбаться,
смеяться, хохотать.
Идти – шагать, топать, брести, идти еле-еле.
Плакать – реветь, рыдать, заливаться
слезами.
В старших группах к ним могут быть добавлены
слова:
Друг – товарищ, дружок, приятель.
Работа – труд, занятие, дело.
Ветер – буря, ураган.
Ненастный – пасмурный, хмурый, непогожий.
Убегать – мчаться, удирать, нестись
что есть мочи и др.
Примерный перечень антонимов (для старших
групп):
День – ночь, свет – темнота, радость
– печаль, чистота – грязь, вход – выход,
жара – холод, друг – враг, правда – ложь,
труд– безделье, труженик – лодырь, восход
– закат, веселье – скука, радость – горе,
тишина – шум, смех – плач, начало – конец
и др.
Вставать – ложиться, поднимать – опускать,
строить – разрушать, зажигать – тушить,
шагать – стоять, разрешать – запрещать,
помогать – мешать, смеяться – плакать,
улыбаться – хмуриться, хвалить – ругать,
любить – ненавидеть, радоваться – печалиться,
веселиться – скучать, говорить – молчать,
засыпать – просыпаться, здороваться
– прощаться, кричать – шептать, начинать
– заканчивать.
Высокий – низкий, широкий – узкий, глубокий
– мелкий, толстый – тонкий, мягкий –
твердый, сладкий – горький, громкий –
тихий, холодный – горячий, радостный
– печальный, добрый – злой, веселый –
грустный, здоровый – больной, смелый
– трусливый, нежный – грубый, быстро
– медленно, громко – тихо, чисто – грязно,
можно – нельзя, вместе – по одному (Приведенные
выше словари синонимов и антонимов составлены
и апробированы Н. П. Ивановой. [1,101-106]
Методы и приемы формирования
словаря.
Можно выделить две группы методов:
методы накопления содержания детской
речи (методы ознакомления с окружающим
миром и обогащения словаря) и методы,
направленные на закрепление и активизацию
словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы:
а) непосредственного
ознакомления с окружающим и
обогащения словаря: рассматривание
и обследование предметов, наблюдение,
осмотры помещения детского сада,
целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления
с окружающим и обогащения словаря: рассматривание
картин с малознакомым содержанием, чтение
художественных произведений, показ диа-,
кинои видеофильмов, просмотр телепередач.
Метод наблюдения достаточно
полно характеризуется в курсе «Дошкольная
педагогика». Поэтому не будем здесь останавливаться
подробно на его характеристике. Напомним
лишь требования к использованию методов
непосредственного наблюдения в интересах
развития словаря.
Е. И. Тихеева сформулировала
следующие требования к проведению экскурсий
и осмотров (См.: Тихеева Е. И. Развитие
речи детей. - М., 1981. С.41-42. 108)
Осмотры должны быть интересны
детям. Заинтересованность детей ведет
к точности наблюдения и глубине восприятия.
Во время наблюдения не следует
перегружать внимание детей деталями,
многочисленными подробностями. Это отвлекает
ребенка от главного и быстро утомляет.
Один и тот же предмет или явление могут
быть объектом наблюдений детей разного
возраста, но методы работы должны быть
различны.
Обеспечивать детям во время
наблюдения активность восприятия: воспитатель
задает вопросы, дети отвечают и сами о
чем-то спрашивают, им разрешается не только
посмотреть вещь, но и потрогать, подержать,
поиграть с ней.
«В интересах максимального
использования экскурсии в целях развития
речи детей необходимо заранее установить
те речевые формы (точная номенклатура
и т. п.), которые будут закрепляться или
предлагаться впервые» (подчеркнуто авторами учебного
пособия).
Количество наблюдений и экскурсий «должно
быть педагогически обоснованно и находиться
в соответствии с числом других занятий».
Эти требования педагогически оправданны,
они опираются на знание закономерностей
развития ребенка, проверены многолетней
практикой и, безусловно, не потеряли своего
значения.
К методам непосредственного
ознакомления с окружающим относятся
также рассматривание предметов, наблюдения
за животными, деятельностью взрослых.
Они проводятся во всех группах и имеют
целью уточнить и углубить знания о предметах,
с которыми ребенок часто соприкасается
в своей жизни (посуда, одежда, мебель,
орудия труда, школьные принадлежности).
Дети учатся последовательно наблюдать,
выделять существенные признаки предметов.
При этом широко используются обследование,
приемы сравнения, позволяющие выделять
различие и сходство между предметами,
обобщать, классифицировать. На этой основе
ребенок постепенно осваивает слова разной
степени обобщения, выражающие видовые
и родовые понятия, относящиеся к разным
частям речи.
Что касается наблюдений за
деятельностью взрослых, то перечень объектов
для этого определен программой и диктуется
окружением детей, а их организация отвечает
общим рассмотренным выше требованиям.
Еще раз подчеркнем, что при
определении программного содержания
наблюдений, экскурсий задачи развития
речи входят в состав образовательных
задач. Воспитатель четко намечает те
слова, которые подлежат усвоению детьми
и будут предметом особого внимания.
Важнейшим методическим вопросом
является сочетание непосредственного
восприятия объектов, слова педагога и
речи самих детей. Характер этого сочетания
зависит от новизны или повторности материала.
Если дети впервые знакомятся с какими-то
явлениями, то здесь требуется почти полное
совпадение во времени восприятия предметов,
действий и слов, их обозначающих. В случае
повторного наблюдения целесообразно
вначале предложить самим детям вспомнить
соответствующее слово, а затем воспитателю
уточнить его. Можно использовать также
подсказ начала слова. Этот прием стимулирует
умственную деятельность детей, положительно
влияет на припоминание, выбор нужного
слова.
Речевой образец (называние)
педагога имеет особое значение. Новые
слова должны произноситься четко, внятно.
Используются специальные приемы привлечения
внимания детей к слову, к наименованию:
интонационное выделение слова, несколько
усиленное его артикулирование, повторное
проговаривание слов и словосочетаний
детьми. С точки зрения физиологии и психологии
роль этих приемов вызвана необходимостью
запоминания слова, сохранения в памяти
его звукового образа, образования кинестетических
ощущений, возникающих при его многократном
произнесении.
Очень важно варьировать методику
повторений. Психологи справедливо критикуют
существующую методику развития речи
за то, что многие упражнения состоят из
механического повторения какого-либо
слова в целях формирования речевого навыка
(весьма распространен прием «И ты скажи,
и ты»). Такое повторение снимает коммуникативную
функцию речи, в результате чего речь становится
искусственной и бесцельной. С учетом
этого можно рекомендовать повторение
как: буквальное индивидуальное и хоровое
воспроизведение образца («Послушайте,
как я скажу слово – аквариум. Теперь вы
скажите»); совместное произнесение слова
педагогом и детьми (сопряженная речь);
игровое повторение «Кто лучше скажет»;
ответы на вопросы («А ты как думаешь, как
надо сказать?»).
Речевой образец воспитатель
часто сопровождает пояснением слов, толкованием
их смысла. Бытует мнение, что данные приемы
следует применять, главным образом, в
старших группах. Однако с этим нельзя
согласиться. Опыт работы с детьми и специальные
исследования свидетельствуют о возможности
и целесообразности пояснений и толкований
слов детям младшего и среднего дошкольного
возраста. При пояснении значений слов
прежде всего обращают внимание ребенка
на функции предметов; при объяснении
этимологии мотивированных названий также
подчеркивают функцию предмета (самосвал
– грузовой автомобиль, который сам сваливает,
сгружает; пешеходы – люди, которые пешком
ходят, и т. п.).
Среди методов опосредованного
ознакомления с окружающим и обогащения
словаря большое место занимает показ
картин с малознакомым содержанием. Картина
в данном случае дает детям знания о тех
объектах, которые они не могут наблюдать
непосредственно (о диких животных, о жизни
народов в нашей стране и за рубежом, об
отдельных видах труда, о технике и средствах
передвижения и др.). С физиологической
точки зрения картина обеспечивает связь
второй сигнальной системы с первой, быстрое
усвоение слов. На роль картинки в развитии
словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский.
Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь
пяти неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними; но
свяжите с картинками по двадцать таких
слов – и ребенок усвоит их на лету» (Ушинский
К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр.
соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.)
1. Картинка направляет, по мнению
Ушинского, процесс формирования дара
слова: «она поправляет ложный эпитет,
приводит в порядок нестройную фразу,
указывает на пропуск какой-нибудь части;
словом, выполняет на деле легко то, что
учителю на словах выполнить чрезвычайно
трудно» (Ушинский К. Д. Родное слово: Кн.
для учащих//Собр. соч. – М., 1948. -Т.6. С.267-268.)
2. Таким образом, картина несет
ребенку вместе с представлением и слово,
ее рассматривание сопровождается речевым
образцом, пояснениями и рассказом воспитателя,
чтением стихов, загадыванием и отгадыванием
загадок, объяснением и толкованием новых
слов, сопоставлением их с уже известными,
постановкой вопросов, многократным проговариванием
слов детьми в разном контексте.
При выборе картин в целях обогащения
представлений, понятий и развития речи
должна соблюдаться строгая постепенность,
переход от доступных, простых сюжетов
к более сложным. В этих случаях картина
предоставляет простор для расширения
кругозора и для увеличения запаса слов.
В детском саду используются все виды
специально созданных для детского сада
дидактических картин (серии «Дикие животные»,
«Домашние животные», «Кем быть», «Времена
года»), а также репродукции картин известных
художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина,
И. И. Левитана и других). Важно точно определить
объем знаний и соответствующего словаря,
наметить основные методические приемы
(вопросы, пояснения, привлечение художественного
слова, обобщение ответов детей).
Одним из средств обогащения
словарного запаса детей наряду с речью
окружающих взрослых является художественная
литература. Словарная работа выступает
как важнейшее звено в работе над текстом.
Качество восприятия текста находится
в прямой зависимости от понимания языковых
средств, особенно значений слов. В связи
с этим работа над лексическим значением
слов углубляет понимание замысла автора.
В программном содержании наряду с воспитательными
задачами целесообразно также определять
и объем, и характер работы над словом.
Это может быть не только лексика, использованная
автором, но и словарь, необходимый для
характеристики героев, их поступков.
Причем эффект усвоения слова может быть
усилен, если в дальнейшей работе оно будет
использовано в разных видах речевой деятельности
детей. Например, чтение фрагментов из
книги З. Воскресенской «Сердце матери»
было связано с работой над такими словами
и словосочетаниями, как трудолюбивая,
заботливая, ласковые и добрые руки, верное
и чуткое сердце, неравнодушный.
Особую роль литературное произведение
выполняет в обогащении речи образными
словами и выражениями: «поет зима, аукает»,
«чародейкою зимою околдован, лес стоит»,
«заколдован невидимкой, дремлет лес под
сказку сна».