Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы является то, что, несмотря на общий внешний рост экономического благополучия большинства семей, массу законов о семье, конвенцию о правах ребёнка, количество детей, покинувших семьи и пополнивших ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана попытка объединить работу школы, учителя, семьи, по предупреждению педагогической запущенности детей, найти наиболее реальные пути совместной работы.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей. Проблемы с трудными детьми.
Глава 2. Методы стимулирования поведения учеников. Приемы воспитания трудных подростков. Индивидуальные и групповые формы работы с трудными детьми. Рекомендации родителям по воспитанию трудных подростков. Игры, упражнения, корректирующие воспитание трудных детей.
Глава 3. Диагностика трудных детей. Критерии трудностей с трудными детьми. Опросники и анкеты для трудных детей. Классный час на тему: «Нравственный классный час путешествие «Дорога добра» (2 класс)».

§ 1.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 46.03 Кб (Скачать файл)

Наказание – это компонент педагогического стимулирования, применение, которого должно предупреждать нежелательные поступки детей, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Выделяют следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определённых прав, выражение морального порицания, осуждения.

Приручение – это разновидность педагогических требований.

Приемы воспитания трудных подростков – это действие, посредством которых на поведение и позиции воспитываемого оказывает побуждение, изменяющие его взгляды, мотивы, поведение, в результате чего включаются механизмы самовоспитания и коррекции отношений и поступков.

Различают следующие приёмы:

    1. просьба о помощи, для того, чтобы расположить к себе ребёнка и установить доверительный контакт. Нужно обращаться к нему за советом рассказывая о своих проблемах.
    2. Добрый поступок – в процессе работы с подростком, ему предлагается оказать помощь нуждающимся.
    3. Мой идеал – в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные, нравственные качества.
    4. Распределение ролей – чёткое распределение функций и ролей воспитанников. В соответствие с уровня владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определённого задания.

Каждый ребёнок нуждается в коллективе, для познания самого себя. Участвуя в различных видах деятельности, вмесите с одноклассниками, он пробует свои силы, применяет способности, сравнивает себя с другими, получает возможность разобраться в своих ошибках и неудачах, оценивает результат своего труда. Совместная деятельность позволяет учащимся нормализовать испорченные взаимоотношения с педагогами и сверстниками. Создает благоприятные условия для перехода критики в самокритику, требовательности количеств в требовательность к себе, дисциплины в самодисциплину. Индивидуальный подход трудному подростку в коллективе требует координации действий единой педагогической позиции всех, кто участвует в воспитательном процессе. Планируя различные конкурсы, дела со школьниками учителя разрабатывают систему заданий, которые побуждают каждого человека не только хорошо учиться, поступать в соответствие с нормами нравственности, но и оказывать благотворное положительное влияние на сверстников. Индивидуальная работа с учащимися в коллективе это включение их в систему ответственных зависимостей с тем, чтобы дети обогащали коллектив.

Групповая работа является одной из наиболее сложных форм психологической работы и требует постоянного профессионального совершенствования. В рамках групповой работы с детьми термин « свободы поведения» означает, что люди должны стремиться рассмотреть самые разнообразные варианты поведения и дать детям возможность выбрать те из них, которые подходят и если приемлемы для их семьи. К групповым работам с трудными детьми относятся: использование практических занятий, упражнений, прерывание дискуссии, управление вниманием, экскурсии, кружки, секции, развлекательные программы.

Создавая ситуацию успеха нужно вовлекать ребёнка в интересующую его деятельность, т.е. труд, обучать их различным играм, например «Кошки , мышки», «смешной телефон», «глухой телефон» и т.п. Для развития творческих способностей вовлекать трудных детей в живопись, пение, танцы. Также детям очень интересно принимать участие в исполнение какого либо дела, помогать другу или старшему поколению. Дети в таком возрасте хотят быть ответственными в каком либо деле. В учёбе ребёнок мыслит по-другому, особенно трудные дети. Они хотят показать себя во всем, чтобы им не предложил учитель. В играх, мероприятиях, конкурсах, соревнованиях для любого ребёнка и даже для трудного важна победа и успех в каком – то либо деле. Любой ученик знает, что он за этот труд будет чем либо отблагодарён и у ребёнка просыпается стимул добиваться того, что ему было возможно. Каждая игра для ребёнка, это как испытание над самим собой. Смогу – не смогу. Получится – не получиться. Сделаю – не сделаю. И ради победы ребёнок старается достичь наилучших намерений в игре, в учёбе и т.п. играя и работая с детьми, учитель посвящает всего себя  и наблюдает, как дети обмениваются опытом, как они стремятся к чему – то. Но и для учителя стоит важная задача для определённого ученика в мероприятиях, в играх, конкурсах подобрать определённый уровень сложности.

Рекомендации родителям по воспитанию трудных подростков. Переходный возраст начинается с 12-13 лет и заканчивается примерно к 18 годам. Но это средние цифры, у каждого подростка переходный возраст проходит по - разному. Многим придется столкнуться с проблемой воспитания трудных подростков.

Первым из главных правил – это запастись терпением. Только тогда вы сможете преодолеть этот тяжёлый период без серьезных последствий. Подросток будет грубить вам и не слушаться, но это не повод, чтобы отвечать ему тем же. Конечно, откровенное хамство допускать нельзя, но сын или дочь должны почувствовать, что вы цените и уважаете их. Хамство и грубость в ваш адрес появляются не просто так. Это реакция подростка на ваши слова или поведение. Если вы постоянно критикуете или учите его, он не будет слушать. Он просто нагрубит и уйдёт. Ваша любовь – главный союзник в воспитании трудного подростка, не смейтесь над ним, примите его таким, какой он есть.

Второе правило – примите увлечение подростками, какие они есть. Нравственное воспитание трудных подростков – дело сложное. С трудными подростками нужно больше общаться, интересоваться его жизнью, не отдаляйтесь от него. К 15 – ти годам между родителями и детьми остается очень мало общего. Они живут разной жизнью. Задумайтесь об этом, ведь ошибки, допущенные при воспитании подростков, уже никогда не исправить. Как вести себя родителям в столь трудный период? С уважением относитесь к своему ребёнку, ведь именно этого он и ждёт от вас. Вы должны создать дома такую атмосферу, чтобы ребёнок не хотел пропадать на улице. Если дома его критикуют, не уважают и не любят, он будет искать недостающие во дворе, в компании друзей. Подросток должен увидеть в родителях самых верных и надёжных друзей. Здесь важно найти занятие, которое будет объединять вас. Главное не будьте навязчивы с подростком. Это может вызвать его отчуждение. Чаще хвалите и поощряйте своего ребёнка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его.  И тогда переходный период пройдёт у вас в семье безболезненно.

Что делать родителям? Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Усильте познавательный интерес. Вовлеките ребёнка в разные виды деятельности, поддержите ситуацию под постоянным контролем. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения. Необходимо найти сильные стороны или лучше сказать качество подростка и правильно их использовать, развивать, давая посильные задания. В ребёнка необходимо верить – это главное.

Игры и упражнения (корректирующие).

Упражнение № 1. «Запрещённая буква» В этой игре каждому придётся следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся. Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой – нибудь  не сложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: Сколько тебе лет?, С кем ты сидишь за партой?, какое ты любишь варенье?  Тот к кому обращён вопрос, должен тот час же дать любой ответ, но не употреблять в своей фразе букву, которые по уговору объявлена запрещённой. Предположим, что запрещённой объявлена буква А. игра ведётся в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается, употребив  в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы. Как вариант игры – условием может быть не проговаривание запрещённой буквы, т.е. её надо замещать на любую другую букву.

Упражнение № 2. «Что изменилось» Это упражнение на развитие наблюдательности. Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Ведущий вызывает одного ребёнка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого, выбранный ведущим отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят лишние изменения в костюм  или причёску, можно приколоть значок или наоборот, снять его, расстегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить причёску и т.п. затем запоминающий должен назвать все изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Если же у вас нет возможности собрать большую компанию, можно видоизменить эту увлекательную игру. Разложите на столе перед ребёнком 10 предметов, попросите его отвернуться и в этот момент поменяйте расположение предметов. Затем предложите ответить, что изменилось.

Упражнение № 3. На распределение внимания.

    • Ребёнок книгу в тетради и одновременно считает хлопки, который взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания 1 минута.
    • В течение 1 минуты нужно одновременно рисовать двумя руками, левой – кружки, правой – треугольники. В конце посчитываете количество нарисованных треугольников.

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т.д. важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребёнка.

 

 

 

 

 

Глава 3. Диагностика трудных детей. Критерии трудностей с трудными детьми. Опросники и анкеты для трудных детей. Классный час на тему: «Нравственный классный час путешествие «Дорога добра» (2 класс)».

 

Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребёнка к положительному социальному опыту. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательное воздействие которых, направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм навыков. Работа педагога с трудными подростками часто осуществляется стихийно, по методу проб и ошибок. При этом к детям, психическая природа отклоняется. Поведение совершенно различны. Применяются одинаковые методы воспитания. Причиной неудач педагогов в работе с трудными учениками часто является то, что в практике воспитания пока не применяются диагностические методы определения трудновоспитуемости, основанные на психологических критериях этого явления. Воспитательный процесс представляет собой совместную деятельность воспитателя и воспитываемого, поэтому причина сопротивляемости подростка учителю может быть заложена в каждом из компонентов системы «учитель – ученик». И в их взаимодействии, прежде всего, необходимо вскрыть детерминанты отклоняющегося поведения подростков и разработать основные на них приемы диагностики, поскольку нечёткость параметров трудновоспитуемости зачастую приводит к несостоятельности педагогических рекомендаций. Взаимоотношения трудного ребёнка со своими одноклассниками также определяется неадекватным представлением школьника о них, неправильная оценка себе в сфере учебной деятельности, в сфере общения с одноклассниками тесно связана с неправильной оценкой своих личностных качеств. Значительное большинство трудновоспитуемых подростков переоценивают свои положительные личностные качества, причём такая переоценка не влияет на оценку этих же качеств или не умеют анализировать поступки людей. Трудновоспитуемые подростки не признают своей принадлежности к категории плохих, внутренне приравнивая себя по своим личностным качествам к хорошим ученикам. Упрямство противопоставление своего поведения общепринятым нравственным нормам есть следствие невозможности добиться положения хорошего ученика, к которому стремиться каждый школьник. Коррекционная работа с учениками, отклоняющиеся поведение которых, детерминировано нарушением личностных отношений, состоит в организации системы педагогического воздействия, направленных на преодоление их рассогласования.

 Система многостороннего  оценивания позволяет организовывать  работу в трёх направлениях:

    1. Повышение уровня достижений трудных учащихся;
    2. Сплочение коллектива класса, повышение степени его референтности для трудных учеников;
    3. Проверка знаний учащихся по системе взаимных оценок.

 

К критериям трудностей относятся:

    1. Дети страдающие от несоответствующего каждодневного ухода;
    2. Дети и подростки, чьи родители не заботятся о них в соответствие с их возрастом;
    3. Дети, которые вместе со своими родителями не выполняют своих обязанностей по отношению к системе просвещения;
    4. Дети и подростки, которые не защищены с жилищной или семейной точки зрения;
    5. Дети и подростки, насчет которых имеются подозрения, что они подвергаются издевательствам физического или сексуального характера;
    6. Типичные трудности детей и подростков «группы риска».

 

Опросники и анкеты для трудных детей.

 

Какими словами вы обычно встречаете ребёнка вернувшегося из школы?

    1. Что было сегодня на завтрак?
    2. Что ты сегодня получил, какую отметку?
    3. Что нового сегодня узнал? Чему научился?

Сколько времени тратит школьник на приготовление домашнего задания?

    1. Не более 1 часа;
    2. Не более 2х часов;
    3. Может просидеть за уроками до позднего вечера.

В какой мере самостоятельно ребёнок выполняет домашнее задание?

    1. Работает преимущественно сам, вы только проверяете работу;
    2. Задания по одним предметам выполняются самостоятельно, по другим требуется дополнительная помощь с вашей стороны;
    3. Вы делаете уроки вместе с ребёнком от начала и до конца.

Есть ли у вашего ребёнка любимый предмет?

    1. Да, особенно математика, считает, что математика развивает ум;
    2. Да, несколько в равной мере предпочтительных предметов, среди них выделяет математику,  русский язык, чтение и иностранный язык;
    3. Да, любимые предметы рисование, пение и физ-ра;
    4. Другой ответ.

Информация о работе Понятие «трудный ребёнок», метод воспитания. Цели, задачи и принципы воспитания трудных детей