Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа
Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Начальная школа - инновационное направление развития российского образования. Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых особо выделяется создание прочного фундамента для последующего обучения. Эффективность обучения в начальной школе во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений.
Система оценки - сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования. В условиях модернизации школы неизбежен переход к новым формам оценивания достижений учащихся.
Анализ зарубежного опыта и российской практики показывают, что важным инструментом решения подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных достижений («портфолио») школьника. Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах ХХ века в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
Портфолио широко применяется в зарубежной практике, диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы, на рынках труда. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий - «электронный портфолио», а также формы, ориентированные на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций». Характерным явлением, лежащим в русле Болонского процесса, стало создание единых европейских образцов портфолио, таких как принятый Советом Европы «Европейский языковой портфолио».
Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения. Существенное значение портфолио придаёт планированию и оцениванию учащимися своих образовательных результатов.
На заседании Российского Общественного Совета Развития Образования подчёркивалась необходимость создания системы мониторинга достижений школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы (олимпиады, конкурсы, выставки, проекты), позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя, что возможно при использовании портфолио.
В 2003 году было принято постановление Правительства Российской Федерации № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования». В 2004 году для реализации этого постановления группа специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила «Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы».
Поскольку портфолио стало новым явлением в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе, ставший частью программы профильного обучения. В эксперименте портфолио использовалось в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации.
Электронное портфолио, или Банк личных достижений предлагается школьникам и студентам Межрегиональной ассоциацией дополнительного образования (МАДО). Через автоматизированную систему оценки индивидуальных успехов по идентификационной электронной карте автор портфолио может сравнить свой рейтинг достижений с рейтингом других учащихся школы, города, региона, страны.
В рамках Общероссийского проекта «Школа цифрового века» издательский дом «Первое сентября» с 2005 года проводит фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». За 8 лет в фестивале приняли участие более 35 000 учащихся под руководством 17 000 педагогов. Издательство «Ювента» в 2010 году выпустило портфолио для дошкольника 5 – 7 лет, издательство «Просвещение» в 2012 году – для учащихся 1- 4 классов.
Данную проблему изучали: Великанова А.В., Голуб Г.Б., Даутова О.Б., Калмыкова И.Р., Коновалова Е.А., Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е., Черемных М.П., Чошанов М.А., Чуракова О.В.
Цель исследования - охарактеризовать
портфолио как форму
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.
Объект исследования - процесс аутентичного оценивания образовательных результатов учащихся. Предмет исследования - особенности портфолио как формы оценивания.
Использованные методы:
а) теоретические - анализ понятийно-терминологической системы, анализ литературы, абстракция, конкретизация, сравнение, противопоставление;
б) эмпирические - изучение
индивидуального
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
С итальянского языка слово «portfolio» переводится как «портфель». Термин «portfolio» в 70-х годах 20 века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики, где широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «портфель брендов», «министерский портфель». С начала 90-х годов в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папку эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.
Самое общее определение портфолио - это серия работ одного автора, объединенных общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебное портфолио»:
1). Антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;
2). Выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);
3). Коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;
4). Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;
5). Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;
6). Форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося [1, С.23].
В литературе имеются разнообразные определения портфолио. В «Рекомендациях по построению различных моделей «портфолио» учащихся основной школы» портфолио (в широком смысле слова) определяется как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения [32, 36].
Под портфолио О.Б. Даутова понимает форму аутентичного оценивания личностных достижений и образовательных результатов в различных видах образовательной деятельности за определенный период времени [4, С.234] .
Т.Г. Галактионова считает, что «Портфолио - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину», «Портфолио - нечто большее, чем просто папка работ учащихся; это - спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся» [5, С.61].
Отсутствует единое понимание портфолио и у зарубежных авторов:
1. Коллекция работ учащегося,
которая демонстрирует его
2. Рабочая файловая папка,
содержащая многообразную
3. Целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.
4. Систематический и специально
организованный сбор
Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса. Очень важно грамотно организовать запуск портфолио учащихся, чтобы ученики были вовлечены не только в процесс отбора материалов, но и в совместную работу с учителем по разработке структуры портфолио (определение количества рубрик в разделах, необходимых материалов, комментариев к ним). Это позволит организовать сотрудничество, наладить обратную связь учителя с учениками, а у ребят появится чувство вовлеченности в процесс организации собственного обучения [5, С.61].
Портфолио может стать формой целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки результатов деятельности учащегося. В этом случае принципиальным достоинством технологии является то, что ученик включает в раздел «Достижения» только те материалы, которые, по его собственному мнению, отражают его личные успехи. При этом во вступлении ученик рассказывает о своих дальнейших действиях и перспективах, а в самоанализе дается обоснование - почему именно эти материалы лучше всего отражают его достижения. Именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать определенных результатов, дает оценку своего продвижения и потенциала. Таким образом, портфолио может использоваться для развития рефлексии, осознания и оценки учеником результатов своей деятельности. В прогнозе на будущее автор может планировать дальнейшую деятельность с учетом достигнутого.
Портфолио позволяет учитывать
результаты, достигнутые учеником в
разнообразных видах
Важная цель портфолио
- представить отчёт по процессу
образования подростка,
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.
Портфолио как форма организации
работы позволяет значительно
Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.
Логично применение технологии «Портфолио» в условиях дополнительного образования традиционной школы, что позволяет плавно перейти к аналогичной форме оценки учебных достижений учащихся в преподавании элективных курсов в профильном обучении.
Таким образом, портфолио одновременно и форма представления, и процесс организации, и технология работы с разнообразными объектами познавательной деятельности учащихся, что несколько затрудняет формализацию оценивания, но позволяет синкретически соединять запоминание, понимание, применение, анализ, синтез и оценивание - все шесть уровней когнитивных целей.
Использование портфолио позволяет реализовать принципы вариативности и открытости образования. Принцип вариативности предполагает определенную позицию учителя, обеспечивающую самореализацию каждого ученика в обучении. Для этого необходимо оснастить урок специальными дидактическими материалами, чтобы предоставить всем учащимся возможность выбора типа, вида и формы задания в соответствии с их личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Вариативность тесно связана и с технологией проведения урока, предполагающей разнообразие видов работ, форм организации учащихся, гибкость и оперативность учителя в нестандартных ситуациях, которыми изобилует личностно - ориентированный урок.