Портфолио

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - охарактеризовать портфолио как форму аутентичного оценивания образовательных результатов. Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие, педагогические возможности, типологию портфолио.
2. Сравнить традиционное и аутентичное оценивание.
3. Проанализировать особенности оценивания деятельности учащихся с помощью портфолио, специфику использования портфолио в начальной школе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОРТФОЛИО
1.1. Понятие портфолио………………………………………………………5
1.2. Педагогические возможности портфолио………………………….....10
1.3. Типология портфолио ………………………………………………….13
ГЛАВА 2.ПОРТФОЛИО КАК СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
2.1. Анализ традиционного и аутентичного оценивания…………………20
2.2. Особенности оценивания деятельности учащихся…………………...25
2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе…………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….36
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………......37

Вложенные файлы: 1 файл

Сапитонова евгения Использование портфолио как формы оценивания учебных достижений младших школьников.docx

— 75.21 Кб (Скачать файл)

Оценка портфолио –  сложная, неоднозначная процедура. Во-первых, необходимо определить диапазон оценивания: снизу он ограничен обязательным минимумом его элементов, а четкой верхней границы (максимума) может не быть вовсе. Во-вторых, различные элементы портфолио могут быть просто несопоставимы, и трудно оценить доли их вклада [10, С.71].

В-третьих, сегодня реально  существует противоречие между теоретической  направленностью портфолио на качественно-количественную оценку и требованием учета образовательных  достижений в стандартной количественной форме (т.е. выставлении отметок).

В образовательной практике американской школы для итоговой оценки учебного портфолио применяют  следующую четырехуровневую систему (пример оценки математического портфолио):

А. Самый высокий уровень. Учебные портфолио данного уровня характеризуются всесторонностью  в отражении основных категорий  и критериев оценки. Содержание портфолио  свидетельствует о больших приложенных  усилиях и очевидном прогрессе  учащегося в развитии его математического  мышления, умения решать задачи, о прикладных и коммуникативных умениях, о  наличии высокого уровня самооценки и творческого отношения к  предмету. В содержании и оформлении учебного портфолио ярко проявляются оригинальность и изобретательность.

В. Высокий уровень. Портфолио  этого уровня демонстрирует солидные математические знания и умения учащегося, но в нем могут отсутствовать  некоторые элементы из необязательных категорий, творческий элемент в  оформлении портфолио и оригинальность в его содержании.

С. Средний уровень. В учебном  портфолио данного уровня основной акцент сделан на обязательной категории, по которой можно судить об уровне сформированности программных знаний и умений. Отсутствуют свидетельства, демонстрирующие уровень развития творческого математического мышления, прикладных умений, способности к  содержательной коммуникации на языке  математики (как устном, так и  письменном).

D. Низкий уровень. Достаточно  неинформативный портфолио, по  которому трудно сформировать  общее представление о способностях  учащегося. Как правило, здесь представлены отрывочные знания из разных категорий, отдельные листы с не полностью выполненными задачами и упражнениями, образцы попыток выполнения графических работ и т.п. По такому портфолио практически невозможно определить прогресс в обучении и уровень сформированности качеств, отражающих основные цели курса и критерии оценки [40, С.171].

Автор может хранить в  портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету). Каждый артефакт, помещенный в портфолио, в идеале должен сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ученика (что у него получилось, какие выводы можно сделать) и датироваться, чтобы можно было проследить динамику учебного прогресса.

Важно помнить, что все  заинтересованные лица (учителя, одноклассники, родители, представители школьной администрации, члены приемной комиссии вуза) могут знакомиться с портфолио только с согласия его автора.

Для осознания собственной  субъектной позиции и адекватного  оценивания результатов собственной  деятельности нужно, чтобы учащиеся получили возможность развивать  навыки рефлексии. В технологии портфолио  это оценивание не только успехов, но и образовательных трудностей, путей  их преодоления, поэтому принципиально  важно, чтобы в формировании своего персонального портфолио каждый учащийся принимал личное и решающее участие. Таким образом, главная  цель технологии «Портфолио» -  организация  рефлексии образовательной деятельности через демонстрацию ее результатов  и продуктов, анализ и оценку, проведенные  автором.

На уроке методом экспертной оценки определяются чаще всего результаты организованной учебной деятельности. Экспертом является учитель, который  не согласует критерии оценивания с  тем, чью деятельность и её результаты он оценивает. Методом оценки является сравнение учебных достижений с  эталоном, сложившимся у учителя  и меняющим свои очертания в зависимости  от настроения, самочувствия, фона. Таким образом, существующая система оценивания не распознаёт талантов учеников, тормозя тем самым их развитие, сужая их возможности, а также лишая общество отдачи от их потенциальных достижений.

Главная цель оценки - помочь ученику зафиксировать свои успехи и проблемы, нащупать свои сильные стороны и возможности роста. В современной школе большинство учителей используют традиционные пятибалльные отметки, имеющие травмирующие результаты: искажается учебная мотивация, отношения ученика с учителем; повышается тревожность детей, необъективно отслеживается динамика школьной успешности ученика. Для преодоления указанных проблем необходимо изменить систему оценивания, использовать новые формы качественного оценивания учебных достижений.

Портфолио представляет собой  форму и процесс организации (в  первом классе - накопление) образцов и  продуктов учебно-познавательной деятельности школьника (лучшие работы по предметам, олимпиадные работы), а также соответствующих  информационных материалов из внешних  источников (объединений дополнительного  образования, музыкальных, спортивных, художественных школ), начало которых  связано с индивидуальным интересом  ученика. В портфолио фиксируются интересы ребёнка и их динамика [12, С.71].

Традиционное портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по отношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:

1. Проследить индивидуальный  прогресс учащегося, достигнутый  им в процессе получения образования,  вне сравнения с достижениями  других учеников.

2. Оценить его образовательные  достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других  традиционных форм контроля. В  этом случае итоговый документ портфолио может рассматриваться как аналог аттестата (например, портфолио в американской профильной школе).

Портфолио может представлять собой специальную папку, картотеку, небольшие коробки для хранения бумаг (предоставляется полный простор  для инициативы учащихся). Единственное требование - удобство в хранении - диктуется здравым смыслом. По устоявшейся за пару десятков лет традиции считается, что классический портфолио состоит из четырех разделов:

1. «Портрет» - информация  об авторе портфолио.

2. «Коллектор» - содержит материалы, авторство которых не принадлежит ученику.

3. «Рабочие материалы» - все материалы, созданные и систематизированные учеником.

4. «Достижения» - демонстрируют успехи, лучшие результаты, по мнению учащегося.

Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об авторе портфолио. Раздел должен отображать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нем других людей, характеристику, сертификаты. Например, в портфолио достижений в этом разделе может быть краткая история успехов. В этот раздел портфолио обязательно помещается вступительная статья - обоснование, в которой сформирована цель создания данного портфолио, а также аргументируется, почему те или иные материалы включены в портфолио, какие результаты деятельности они отражают.

«Коллектор» содержит материалы, авторство которых не принадлежит  самому автору. Это могут быть материалы, которые предложены ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные  учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических  изданий, иллюстрации) или материалы  товарищей по группе. Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и  систематизированы самим автором.

В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению автора, отражают его лучшие результаты и  демонстрируют успехи. При этом во вступительной статье или введении к портфолио необходимо дать обоснование  того, почему именно эти материалы  лучше всего отражают его достижения и какие именно. Вступительная  статья или введение к портфолио  несет основную смысловую нагрузку, именно в ней высказывается ожидание ученика в отношении своих  дальнейших действий и собственных  перспектив, именно здесь ученик делает вывод о своих способностях достигать  определенные результаты, дает оценку своего продвижения и потенциала.

Портфолио - одна из форм оценивания интересов, творческих проявлений ребёнка. Работая с портфолио, ученик может выстроить индивидуальную линию развития. Портфолио помогает учителю выявить уровень владения умениями и навыкам, пробелы в подготовке учащихся. Портфолио способствует выработке положительной мотивации, интереса к учению, развитию самооценки детей.

Предварительные результаты применения портфолио позволяют  учителю оценить уровень самостоятельности  детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащихся. Существенное значение портфолио придает планированию и самооцениванию учащимся своих образовательных результатов.

Таким образом, конечная цель компоновки учебного портфолио состоит в смещении акцента с того, что не знает и не умеет ученик, к тому, что он знает и умеет, в интеграции количественной и качественной оценки, в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку. Наличие у ребёнка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным,   не допускать потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.

 

 

 

 

2.3. Анализ использования портфолио в начальной школе

 

Изучен опыт использования  различных видов портфолио в 3 общеобразовательных учреждениях: МБОУ ООШ п. Капельница г. Железноводска, МБОУ СОШ с. Раздольное Моздокского района, МБОУ СОШ №108 г. Моздок Моздокского района.

МБОУ СОШ с. Раздольное основана в 1994 году. В начальном звене этой школы 4 класса. Портфолио имеется у некоторых учителей школы, участвующих в различных профессиональных конкурсах. Структура портфолио у преподавателей определяется спецификой предметов, которые они ведут. Количество разделов и рубрик, а также их тематика различны  в каждом конкретном случае. У учеников портфолио отсутствует, более того, большинство учителей этой школы, считают, что ведение портфолио учащимися затратно по времени, не эффективно по результату.

В школе п. Капельница, основанной в 1960 году, Маркина Валентина Антоновна  преподает в 1 и 4 классах, Иноземцева Алла Александровна – во 2 классе, Москвичева Нина Илларионовна – в 3 классе. Портфолио имеется у каждого учащегося начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Портфолио  ученика имеет следующую структуру. Первый раздел портфолио  «Познакомьтесь со мной» представляет собой знакомство с личностью его ученика. Оно  позволяет  составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах. Здесь  присутствуют  следующие разделы: Мое имя, Мой портрет, Моя семья, Мои друзья, Моя школа, Мои учителя, Школьные предметы, Мои любимые школьные предметы,  Моя общественная жизнь (поручения, обязанности в классе, благодарности, поощрения, выполненная разовая работа в школе, фотографии, отзывы), Мои увлечения (хобби, интересы, кружки, посещаемые ребенком).

Второй раздел портфолио - «Мои успехи»:

1. «Мои достижения» (благодарности, дипломы, благодарственные письма, выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год), например, удачная контрольная работа,

2. «Мое творчество» (творческие работы: фотографии поделок, рисунки, стихи, сказки),

3. «Наши праздники» (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, творческих играх),

4. «Мои впечатления» (об экскурсиях, мероприятиях),

5. «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах),

6.Анкеты, тесты,

7. «Моя помощь по дому» (отзывы родителей),

8. «Здоровый образ жизни» (соблюдение режима дня, зарядка по утрам, спортивные успехи),

9. «Оценка моей деятельности за год» - отзывы о ребенке классного руководителя, учителей, педагогов дополнительного образования, тренера, их рекомендации,

Третий раздел - «Работы, которыми я горжусь»: тексты,  рисунки,  фотографии, проекты, работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика от начала, в середине, в конце учебного года. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь».

Педагогический  коллектив МБОУ ООШ п. Капельница изучает возможности использования портфолио, выпущенных издательством «Просвещение» в 2012 году для учащихся 1- 4 классов.

В МБОУ СОШ №108 г. Моздок Моздокского  района имеется система работы с портфолио. Портфолио ведется всеми учащимися школы от первого до выпускного классов. Работа начинается на начальной ступени обучения (это 15 классов). Цель данной работы: создание условий, направленных на приобретение практического опыта формирования портфолио. Начальная школа формирует базу для успешного продолжения образования, поэтому важно запустить технологию портфолио, чтобы в дальнейшем она применялась в разных сферах и на разных ступенях обучения.

В основу структуры портфолио  положены основные компетентности, которые  должны быть сформированы в начальной  школе:

1. Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.

2. Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.

3. Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).

Распутняя Светлана Николаевна, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №108 г. Моздок, ведет на каждого ребенка класса портфолио, которое заранее распечатывается. В данном портфолио выделяются разделы:

Информация о работе Портфолио