Порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:58, реферат

Краткое описание

Первым в России вопрос о введении ученых степеней, навеянный собственной многолетней учебой в Германии, поднял великий российский ученый-реформатор Михаил Васильевич Ломоносов. В 1764 г. он подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России по примеру европейскому «в лицендияты и в докторы» на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы». М.В. Ломоносов предлагал ученые степени сделать непременным условием не только для оценки заслуг отдельных преподавателей в педагогической деятельности в университете, но и для роста в чинах согласно российского «Табеля о рангах».

Содержание

1. История развития ученых званий и ученых степеней 3
2. Порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. История развития  ученых званий и ученых степеней

 

Первым в России вопрос о введении ученых степеней, навеянный  собственной многолетней учебой в Германии, поднял великий российский ученый-реформатор Михаил Васильевич Ломоносов. В 1764 г. он подготовил и направил на рассмотрение императрице Елизавете Петровне проект указа о предоставлении Академии наук и Московскому университету права производить «всех достойных выпускников университетов» России по примеру европейскому «в лицендияты и в докторы» на юридическом и медицинском факультетах, а на философском факультете – «в магистры и докторы». М.В. Ломоносов предлагал ученые степени сделать непременным условием не только для оценки заслуг отдельных преподавателей в педагогической деятельности в университете, но и для роста в чинах согласно российского «Табеля о рангах». Ранжирование чиновников было принято в 1722 г. при участии Петра I и не учитывало «ученое сословие», которого в то время просто еще не было. Однако эти предложения, как многие и другие реформаторские инициативы М.В.Ломоносова, чиновниками при императорском дворе приняты не были, хотя и послужили в будущем базой для принятия соответствующих решений.

Открытый в 1726 г. Петербургский  академический университет так  и не развился до полноценного высшего  учебного заведения классического  образца и поэтому не имел права  присуждать ученые степени. В нем  в основном учились и преподавали иностранцы. Тем не менее, до его закрытия в 1766 г. там было подготовлено несколько видных русских ученых, среди них – физик Г.Рихман, математик А.Магницкий, составитель первой русской орфографии и первый русский член Академии наук по математике В.Адодуев.

Во второй половине XVIII в. в Российской империи начался  этап ускоренного развития медицинского образования. С 1764 г. начались занятия  на медицинском факультете Московского  университета. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико-хирургическое училище, преобразованное в Императорский медико-хирургический институт. В 1798 г. была основана Петербургская медико-хирургическая академия. По-видимому, именно поэтому впервые право присуждать соискателям ученые степени было предоставлено высочайшим императорским указом в области медицины. Такое право было дано в 1754 г. Медицинской коллегии. Но первый российский доктор медицины, получивший эту ученую степень в России, появился лишь в 1794 г. Это был Ф.И.Барсук-Моисеев, защитивший диссертацию в Московском университете, удостоенный права присуждать ученые степени в области  медицины Указом Екатерины II в 1791 г. Принятие решения о присуждении ученой степени базировалось на нормативных документах, принятых на уровне этих учреждений по согласованию с Академией наук и чиновниками при императорском дворе. В основу таких документов был положен опыт западноевропейских университетов того времени, выпускники которых тогда занимали лидирующее положение в науке и образовании России.

С 1819 г. вступило в действие «Положение об ученых степенях», обязательное для всех университетов России. Отметим, что это положение определяло не только узаконивало унифицированный, обязательный для всех университетов процедурный регламент присуждения ученых степеней, но и определяло науки, по которым могут проводиться испытания на ученые степени; деление наук на 4 факультета (раздела) - богословский, юридический, медицинский и философский авторы считают прообразом номенклатуры специальностей. Его основные разделы были доработаны и уточнены в последующих «Положениях», принятых в 1837, 1844 и 1864 г.г. Согласно им, ученые степени ранжируются по схеме «действительный студент - кандидат - магистр – доктор». Право присуждать такие ученые степени давалось факультетам университетов. Ученые степени кандидата, магистра и доктора предусматривалось давать с соответствующим произведением в чиновничьи классы согласно «Табеля о рангах». Контроль за деятельностью ректоров и профессорских коллегий университетов в области присуждения ученых степеней был возложен на Министерство народного просвещения России. Министерство постоянно совершенствовало правила «производства в ученые степени». Следует отметить, что в XIX в. было издано несколько десятков царских указов и министерских циркуляров, утвержденных императором, касающихся присуждения ученых степеней.

Ученое звание профессора и доцента присваивались «профессорскими коллегиями» факультетов университетов и утверждались ректором. Уставом университетов с 1884 года были упразднены должности штатного доцента. С этого времени для занятия должности приват-доцента достаточно было сдать магистерский экзамен и прочитать на закрытом заседании две пробные лекции перед «профессорскими коллегиями» (одна по теме, определенной факультетом, а вторая – по выбору самого лектора).

Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет. Известны случаи, когда профессора-экзаменаторы задавали предварительно до 200-300 вопросов (каждый исходя из своего видения проблемы подготовки магистранта) и примерно такой же список рекомендуемых книг. Общий список утверждался факультетом. Считалось: если соискатель не знает детально состояние вопроса, то он как ученый несостоятелен. Экзамен должен был дать представление научной общественности о том, насколько соискатель владеет знаниями по всему спектру предметов факультета. В истории российских университетов того времени известны единичные факты подготовки к такому экзамену за два года. Историк А.Е.Иванов приводит имена только трех ему известных соискателей: историка В.О.Ключевского (1868), естествоиспытателя И.А.Каблукова (1882) и правоведа П.А.Сорокина (1916). Магистрант, утвержденный в должности приват-доцента, получал право читать лекции студентам, из-за чего магистерский экзамен стал все чаще сдаваться соискателями значительно раньше защиты диссертации (поначалу эти два мероприятия проводились через день), что несколько облегчало саму защиту для соискателей, требуя от них значительного напряжения сил. Такое было под силу не всем, от простого преподавателя университета требовалось только наличие соответствующего высшего образования.

Еще большую сложность  представляли докторские экзамены, ибо считалось, что магистр должен обладать «историческими знаниями», а доктор – «критическими знаниями». На докторских экзаменах присутствовали не только члены факультета, но и всего университета. Докторанту предлагалось «неопределенное число вопросов словесных и четыре письменных по жребию». К средине 80-х годов XIX века во всех университетах этот экзамен был отменен. Усилия докторанта направлялись только на подготовку качественного квалификационного труда – диссертации. При этом докторская диссертация должна описывать «самостоятельные исследования какого-либо научного вопроса. Диссертация сия может заключать в себе более обширные исследования предмета магистерской диссертации, но не должна быть только повторяемой оной». Докторская диссертация обязательно должна быть написана и защищаться только на латинском языке. После защиты обязательной была процедура утверждения ученой степени доктора наук министром народного просвещения.

Сложности подготовки и  защиты докторских диссертаций привели  к тому, что большинство профессоров  университетов в России на рубеже XIX-XX в.в. имели только магистерскую степень.

Претендующий на ученую степень кандидата должен был показать знания только по предметам, определяемым для факультета в объеме университетского курса. Знания оценивались оценками «удовлетворительно», «весьма удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Повторно экзамен можно было сдать только не ранее, чем через год. При этом практически сразу же одним из условий для получения соискателем ученой степени магистра и доктора стала подготовка диссертации и ее публичная защита перед учеными, известными своими научными достижениями в соответствующей отрасли знаний.

Ученая степень «действительный студент» давалась выпускникам университетов, успешно прошедшим обучение и получившим университетский диплом. Было особо оговорено, что «обучающийся студент, хотя так и называется, еще не имеет действительной студентской степени». В 1837 г. эта ученая степень была преобразована в звание «действительный студент», которое присваивалось всем выпускникам университета.

Отличительной особенностью ученой степени кандидата являлось то, она присуждалась лицам, достигшим значительных успехов в овладении университетскими курсами и написавшим диссертации. В 1884 г. ученая степень «кандидат» была упразднена. Вместо нее выдавался диплом 1-ой степени. Кандидатская степень сохранилась до 1918 г. только в Варшавском и Юрьевском университетах.

Непременным условием получения магистерской и докторской степени до 1918 г. являлась подготовка научной квалификационной работы - диссертации. Это нетрудно проследить на биографиях выдающихся русских ученых – аграрников. Так, директор Горы-Горецкого земледельческого института (правопреемником которого является сегодня Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, отметившая недавно свой 160-летний юбилей) Р.Э. Траутфеттер окончил Дерптский университет с присвоением ему степени кандидата. В 1833 г. он защитил диссертацию на ученую степень доктора философии в этом же университете, а в 1839 г. в Киевском университете им была защищена диссертация на доктора естествознания. Еще один директор этого же высшего учебного заведения, старейшего в нашей стране, А.А. Война-Куринский в 1825 г. окончил Московский университет и защитил диссертацию на степень доктора медицины, но в аграрной науке он известен как ученый, имеющий значительные научные труды по социально-экономическим наукам. В области аграрной науки первыми в России защитили магистерские диссертации в С.М. Усов (1839 г.) и Б.А. Целлинский (1841 г.). Одним из первых магистров филологии (1844) в России является известный русский историк и писатель Н.И.Костомаров (1817-1885), автор ряда работ по истории науки и образования. В 1867 г. в Санкт-Петербургском университете впервые в России А.В. Советовым была защищена диссертация на степень доктора агрономии, подготовленная им по результатам научных исследований во время работы в Горы-Горецком земледельческом институте.

Главным экзаменом соискателя на ученую зрелость являлась публичная  защита диссертации. Основой такой  защиты являлся диспут с участием не только соискателя и оппонента, но и всех присутствующих, в том числе  и студентов. При этом диспут начинали, как правило, именно они. Затем вступали в дело более именитые гости. Диспут заканчивали два заранее назначенных официальных оппонента. Это были известные в рассматриваемой области наук профессора. Отзывы оппонентов соискателю заранее не были известны. Он должен был давать ответ сразу же, по мере поступления вопросов. Вопросы задавались, зачастую даже значительно острее, и научным руководителем соискателя. Восхваление оппонентами и участниками соискателя или диссертации не допускалось, так как считалось неприличными. Профессорские коллегии университетов бережно охраняли свой высокий статус и без особого энтузиазма принимали в свои ряды новых профессоров. Попасть в их среду означало «овладеть крепостью». Девизом профессуры той поры было: «кто двигает науку, тот и учит». Считалось, что тот, кто заканчивал активно работать в науке, становился репетиром чужих знаний, и его имидж как в среде коллег, так и среди студентов падал порой катастрофически.

Когда завершалась дискуссия, оглашался отзыв факультета по диссертации. Далее открытым голосованием членов факультета принималось решение по диссертации и соискателю. По результатам голосования декан факультета делал представление в Совет университета, который и утверждал его. Соискатель получал соответствующий диплом, До 1864 года его подписывал Министр народного просвещения, а позднее - ректор университета. В диплом доктора медицины вносилось название диссертации и отдел наук, по которому соискатель подвергался экзамену.

С 1837 года обязательным требованием  было соответствие названия вида наук, по которым защищалась диссертация, тому факультету, который заканчивал соискатель. При отсутствии такого соответствия соискателю необходимо было сдать экстерном экзамены за полный курс другого факультета. Из истории присуждения ученых степеней в дореволюционной истории известен только один такой случай – присуждение степени магистра, а затем и доктора права доктору всеобщей истории А.С.Котляревскому, который в связи с этим в 1907 г. вынужден был экстерном сдать экзамены за курс юридического факультета.

Учитывая сложность  сдачи магистерских экзаменов, Министерство просвещения России стало искать пути облегчения соискателем преодоления  этого барьера. Таким путем стало  увеличение «разрядов наук», по которым присуждались ученые степени. Количество «разрядов наук» постоянно росло, так как было привязано к числу кафедр в университетах, и название кафедр в большинстве своем определяло название «разряда наук». По «Положениям» 1819 и 1837 г. их было 14, а по «Положениям» 1844 и 1864 г. - соответственно 22 и 40.

Свою специфическую  систему аттестации имели медики. Им в период с 1803 по 1845 г.г. присуждались лишь магистерские и докторские степени. Отсутствие кандидатской степени убедительно  поясняет следующая выдержка из устава Дерптского университета 1803 г.: «Врачам посредственных познаний не могла быть вверена жизнь человеческая». В 1838 г. устанавливаются новые медицинские степени-звания (их еще называли «учено-практические»): «лекарь», «медико-хирург», «доктор медицины» и «доктор медицины и хирургии», причем последняя была отнесена к наивысшей в медицинской отрасли. С 1884 г. состоялся переход к одной – докторской степени. При этом выпускник университета официально именовался лекарем. С 1845 г. были введены ученые степени «магистр фармации» и «магистр ветеринарии», которые присуждались согласно университетским уставам.

При этом в ряде университетов России и приравненных к ним учебным  академиям, таким, как Петровская земледельческая  и лесная академия, в период с 1873 по 1894 год, давались ученые степени по прикладным наукам. В этой связи следует отметить, что преобразование этой академии в Московский сельскохозяйственный институт отменило ранее принято решение о разрешении присуждать этому учебному заведению ученые степени. Это породило целую дискуссию в обществе вокруг проблемы, за какие заслуги следует давать ученые степени: за вклад «в теоретические разработки» или «в прикладную науку». Московский сельскохозяйственный институт такое право так и не получил до 1917 года, хотя в Государственный совет России вносились на протяжении ряда лет соответствующие законопроекты, имевшие значительное число сторонников. Следовательно и тогда были попытки выделить разные группы наук: основные «главные» и «второстепенные», хотя большая практическая значимость прикладных наук для народного хозяйства и научно-технического прогресса в его различных отраслях не вызывала сомнений. А отсюда и снобизм и консерватизм взглядов профессуры классических университетов по отношению к «второстепенным», особенно периферийным учебным заведениям. К сожалению, этот взгляд не изжит и сегодня в научной среде.

Следует отметить, что требования к российской ученой степени магистра были на уровне, а в университетах  Москвы и Санкт-Петербурга и выше, чем это требовалось для ученой степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, ученая степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, да и то после соответствующей аттестации в университете. Это не относилось к лицам, получившим в западных университетах ученые степени доктора наук по какой-то определенной отрасли науки. Так, известный советский физик Н.Н. Андреев после окончания Базельского университета в Швейцарии в 1909 г. защитил диссертацию на доктора в области физико-математических наук, а академик Н.Д. Папалекси защитил диссертацию в Страсбургском университете во Франции на ученую степень доктора физико-математических наук этого университета. Можно еще привести один пример. Это относится к Моисею Яковлевичу Остроградскому (1854-1921), уроженцу Гродненщины, депутату I Государственной Думы России (1906) от Гродненской губернии, окончившему Петербурский университет (1875) и Политическую школу в Париже (1885). Он защитил в Париже диссертацию на доктора права. Безусловно, речь о какой-либо переаттестации не могла возникнуть при рассмотрении вопроса о признании степеней и званий у известных ученых. Это можно сказать и о Софье Васильевне Ковалевской, первой женщине-профессоре, признанном математике и механике. Она имела степень доктора философии, полученную в Геттингенском университете (Германия), и звание профессора, полученное в 1884 г. в Стокгольмском университете (Швеция), которые были признаны в России без каких-либо переаттестаций.

Информация о работе Порядок присуждения ученых степеней, присвоения ученых званий