Правовое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты правового воспитания в Российской Федерации
1.1 Понятие и сущность правового воспитания
1.2 Механизм, формы и методы правового воспитания
2. Особенности формирования правового воспитания молодежи
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое воспитание.docx

— 41.18 Кб (Скачать файл)

 

Конституция РФ и другие действующие  законы государства отражают интересы молодежи как общественной группы в  целом, так и каждого отдельного молодого человека. Сила воздействия  правоприменительной практики на правосознание  молодежи определяется множеством факторов: престижем правоохранительных органов, состоянием законности в стране и  в регионе, убедительностью, обоснованностью  и справедливостью применяемых  решений и т.п. И вот здесь  правовое воспитание способно приводить  молодежь к правильному поведению, к выбору социально полезной правовой позиции, к формированию определенных качеств правосознания.

 

В воспитании детей, подростков и юношей решающее значение принадлежит рациональному  выбору воспитательных форм, средств  и приемов, чем и объясняется  сложность самой науки педагогики. Система форм и средств, которые  могут быть применены в современных  условиях для развертывания широкой  работы по правовому воспитанию молодежи, должна определяться в зависимости  от возрастных особенностей воспитуемых, обстановки и окружения, в которых  протекает учеба или деятельность подростков и юношей, уровня их образования  и культурного развития. Для успеха правового воспитания подрастающего  поколения этот фактор имеет не меньшее  значение.

 

Таким образом, правовое воспитание молодежи - сложная и многоаспектная деятельность, проявляющаяся в нескольких формах, среди них:[12]

 

-          пропаганда  права средствами массовой информации: журналы, радио, телевидение и  др. Для этой формы характерны  массовый, наиболее обширный охват  аудитории, использование различных  рубрик, тематических бесед, репортажей  и т.д. Правовая пропаганда  в средствах массовой информации  является одним из эффективных  средств формирования правового  сознания молодежи. При этом ее  содержание должно наиболее полно  соответствовать как потребности  общества в широкой политико-правовой  ориентации индивидов, социальных  групп, так и запросам, потребностям, интересам граждан. Для эффективного  осуществления правовой пропаганды  очень важно знать, какие цели  обращения к юридической информации  доминируют в правосознании молодежных  групп. Это необходимо для того, чтобы во-первых, содействовать их  достижению; во-вторых, при ограниченности или искаженности этих целей в тех или иных группах самим содержанием пропаганды и разнообразием ее форм способствовать их расширению в сознании читателя, слушателя, зрителя.

 

-          издание  литературы по юридической проблематике: популярные брошюры, комментарии  законов и правовой практики  и др.;

 

-          устная  правовая пропаганда - лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и  ответов, циклы лекций, лектории  и др. Охват аудитории здесь  меньше, зато имеются возможности  непосредственно связываться со  слушателями, сразу же получить  ответ на интересующий вопрос, обменяться мнениями и вступить  в дискуссию;

 

-          правовое  образование граждан - изучение  законодательства в общеобразовательных  школах, колледжах, техникумах и  вузах, в народных университетах  правовых знаний. Позитивные черты  этой формы - постоянство аудитории,  наличие программ, домашних заданий,  семинаров, экзаменов, закрепление  целой, внутрисвязанной системы знаний;

 

-          профессиональное  правовое образование, подготавливающее  специалистов в области права  (юридические вузы, факультеты, специальные  курсы повышения квалификации  и т.д.);

 

-          наглядная  правовая информация: стенды фотографий  правонарушителей, стенгазеты, боевые  листки и т.д.;

 

-          влияние  юридической практики - законотворческой  деятельности государства, Конституционного  суда РФ, работы судов и других  правоохранительных органов;

 

-          влияние  произведений литературы и искусства,  посвященных правовым проблемам  кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских  и зарубежных писателей (например, произведения Ф.Достоевского, Л.Толстого, Т.Драйзера, и других современных  российских авторов).

 

Правовое просвещение начинается с раннего возраста. Школа и  другие типы учебных заведений должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно  включать своих воспитанников в  систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную  позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном  благополучии, но и о процветании  своего Отечества.

 

Детские годы - это такой период в развитии человека, когда в его  сознании и психике закладывается  основа общественного разумного  существа, намечаются и получают развитие черты характера, проявляется понимание  интереса, формируются воля и стремления, симпатии и антипатии. В начальной  школе у ребенка не только складываются основы научных представлений об окружающем мире, но и зарождаются  в сознании первые проявления гражданственности, выкристаллизовываются психологические  категории долга, обязанности, понимания  своего права на определенные блага. Поэтому в его душу надо заронить добрые семена и воспитать его  в благородных понятиях чести  и совести, нравственности и справедливости, добра и гуманности. Без этого  даже самое высокое образование, полученное им впоследствии, ничего не будет стоить. Вместе с тем человек  в детском возрасте весьма восприимчив  к воздействию отрицательных  факторов, легко раним грубостью  и жестокостью, высокая впечатлительность  и отсутствие жизненного опыта развивают  у него неверные ассоциации при восприятии сознанием различных явлений. Разумеется, здесь не приходится говорить о каком-либо специальном правовом воспитании.

 

Всем комплексом воспитательных форм ребенку прививаются уважение и  любовь к политическому строю, к  правилам поведения людей и порядкам их взаимоотношений, к общественным богатствам, в нем воспитывается  дух равноправия, альтруизма, нетерпимости к плохому. Это могут быть:

 

- игровые ситуации с элементами  правовых знаний, практические мероприятия,  направленные на знакомство с  деятельностью правоохранительных  и судебных органов, органов  социальной защиты;

 

- игры, профилактические беседы  на правовые темы для детей,  разбор проблемных ситуаций, в  которые могут попасть дети, совместная  выработка правил поведения в  школе.

 

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в  школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи  с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические  консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний - все это действительные формы повышения правовой культуры детей.

 

Подростки - очень сложные существа с психологией полуребенка - полувзрослого, жадно впитывающие впечатления, фиксирующие в своем сознании все и вся, тянущиеся к самостоятельности, «взрослости» и при этом далеко не застрахованные от опрометчивых решений и поступков, от серьезных ошибок. Но они уже имеют определенный жизненный опыт, взгляды и оценки окружающих явлений и событий, ясно обнаруживают интересы и стремления, проявляют известную политическую и гражданскую зрелость, понимание своих общественных обязанностей. Они также чутки к проявлениям общественных противоречий, к явлениям, которые мешают становлению верных и прочных правовых представлений и убеждений. Именно в этом возрасте у молодых людей формируется мировоззрение, складываются позитивное либо негативное отношение к государственным и правовым институтам. Поэтому очень важной является работа со школьной молодежью с целью повышения уровня их правового и политического сознания и правовой культуры.

 

Острая и напряженная борьба за души подростков требует использования  в процессе воспитания его правовых форм. Правовое воспитание складывается в первую очередь из формирования у них на базе правовой идеологии  правильного понимания существа и задач политической и правовой организации общества, воспитания уважения к закону, стоящему на страже общественных интересов, внушения им необходимости  соблюдения действующих в обществе и охраняемых государством правил поведения.

 

Правовое воспитание старшей части  молодежи - юношества - должно логически  и практически завершать становление  ее правового сознания и подготовить  к общественной жизни и полноценному участию в производственной деятельности. С этим периодом связано включение  в сферу трудовых, семейных отношений, завершение формирования мировоззрения, характера, привычек, убеждений. Нельзя забывать о противоречивости и сложности  процесса развития юношества, когда  одинаково опасны и излишняя опека, и увлечение административными  мерами, толкающими к развитию негативных и нигилистических черт в характере, порождающих ложные понятия и  представления в сознании.

 

Массовое познание молодежью правовых норм и законов самых основных законодательных документов России, таких как Конституция, Гражданский  и Трудовой кодексы, принятые палатами Федерального Собрания Российской Федерации  позволит молодым взаимодействовать  с другими людьми и с государством, согласно принципам и нормам, называемым правами, свободами и обязанностями  российских граждан.

 

Не менее важно и то, что  правовое воспитание даст возможность  молодежи активно участвовать в  законотворческих процессах со своими законодательными инициативами. В условиях глобальных социальных перемен именно молодежь ориентирована на строительство  законодательства с учетом инновационных  явлений в технологических и  социальных сферах. Кроме того, правовая грамотность сориентирует молодежь в существующих информационных потоках  и подскажет ей правильное направление  её гражданского выбора.

 

В системе правового воспитания молодежи возможно использование следующих  основных направления:

 

обучающее направление правового  воспитания молодежи включает в себя совокупность мер, направленных на обучение молодежи российского законодательства в рамках общеобразовательного процесса.

 

консультативное направление правового  воспитания молодежи в регионе предполагает активную деятельность общественных юридических  служб во всех городах, где студенты и начинающие юристы и правоведы  в рамках стажировки и практики окажут консультативные юридические услуги любому молодому человеку, способствуя  росту его правовой грамотности  и разбирая отдельные случаи в  праве.

 

факультативное направление выражается в проявлении активности молодежи в  различных гражданских региональных молодежных движениях, в рамках деятельности которых будет повышаться правовая грамотность молодых людей. Примерами  таких движений могут стать региональные мероприятия молодежного движения от «Единой России» «Молодая гвардия». Кроме того, следует проводить  специализированные конференции и  семинары по поддержанию уровня правовой грамотности среди молодежи.

 

Значительным вкладом в развитие программы правового воспитания молодежи может стать его инициативное направление, предполагающее создание Молодежных центров законодательных  инициатив. Основной целью деятельности будет определение значимых законодательных  инициатив региональной молодежи, способствующих оперативному обеспечению устойчивого  развития региона.

 

В заключении хотелось бы отметить, что  низкая правовая грамотность среди  молодого населения России приводит к росту социальной напряженности, которая выражается в острых политических и социальных конфликтах. Таким образом, правовое воспитание и образование  молодежи - путь к обновлению России.

 

 

Заключение

 

Подводя итог, можно сделать некоторые  краткие выводы.

 

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче достижений (ценностей) в области права от одного поколения к другому. К  таким ценностям относятся и  правовые идеалы, и действующее законодательство, и юридическая практика, и механизмы  разрешения конфликтов, и способы  защиты прав и свобод.

 

Правовое воспитание призвано формировать  у граждан высокий уровень  правосознания и правовой культуры общества в целом.

 

Это система мер, направленных на внедрение  в сознание индивидов демократических  правовых и моральных ценностей, принципов права, стойких убеждений  в необходимости и справедливости норм.

 

Целями правового воспитания являются:

 

достижение прочных знаний людей  о законодательстве, законности, правах и обязанностях личности, в первую очередь, тех норм, которые непосредственно  касаются человека;

 

повышение авторитета закона как непреложной  социальной ценности, уважения к нему, решительная борьба с правовым нигилизмом;

 

создание у граждан устойчивой ориентации на правомерное поведение, формирование установок и привычек законопослушания, навыков и умения участвовать в правосудии и иных формах юридической деятельности, а  также создание атмосферы протеста и нетерпимости ко всем случаям его  нарушения, неотвратимости ответственности.

 

Правовое воспитание неразрывно связано  с правовым обучением, а точнее, правовое обучение - его основа.

 

Традиционными формами правовой работы с населением считаются правовой всеобуч, пропаганда права средствами массовой информации, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями. Огромное значение в системе правового воспитания имеет выработка мер, направленных на повышение правовой культуры молодого поколения.

 

 

Список использованной литературы

 

1.         Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г.) // Российская газета. - 1993. - №  237. - 25 декабря.

 

2.         Баранов,  В.Н. Правосознание, правовая культура  и правовое воспитание / В.Н.Баранов  // Теория государства и права;  под ред. В.К.Бабаева. - М.: изд. «Лань», 2003. - С.301-319.

 

3.         Диаконов  В.В. Учебное пособие по теории  государства и права // В.В.Диаконов // Allpravo.RU. 2004. - [Электронный ресурс]. URL: http: //www.allpravo. ru/library/ doc108p/instrum151/

 

4.         Емельянов  Б.М. Теория государства и права.  Учебный курс / Б.М.Емельянов, С.А.Правкин. - М.: МИЭМП, 2004. - 64 с.

 

5.         Кваша  А.А. Правовые установки граждан:  Дис.... канд. юрид. наук / Кваша А.А. - Волгоград. 2002. – 160 с.

Информация о работе Правовое воспитание